Опера Князь Игорь в астраханском Кремле

Астраханский кремль стал естественной декорацией для оперы Александра Бородина "Князь Игорь". Для эпической мистерии, которую Астраханский театр оперы и балета показал всем, кто пришёл в кремль, приручили орлана-белохвоста, а также организовали войско, состоящее из трёхсот пятидесяти артистов и волонтеров.

После успеха оперы «Борис Годунов», поставленной в кремле два года назад и получившей премию "Грани Театра масс", художественный руководитель театра Валерий Воронин решил углубиться в историю на несколько веков.

- Мне представляется важным воплотить музыкальное и сценическое столкновение мира древней Руси с миром половцев именно в Астрахани, на границе Европы и Азии, - отметил Воронин.

Спектакль на открытом воздухе за два вечера смогли посмотреть порядка двадцати тысяч зрителей. Для платных мест установили трибуну, но вход в кремль оставался свободным. Кроме того, в интернете была организована трансляция спектакля. Плюс к тому в центре города установили большой экран, также предназначенный для трансляции.

- В наше время творческие проекты на открытом воздухе успешно осуществляются в разных странах мира, в том числе и в России. Но, к сожалению, большинство попыток исполнить оперу на открытом воздухе заканчивается концертом в костюмах: из-за целого ряда неразрешимых проблем, из-за неподдающегося в открытом пространстве контроля сбалансированного звучания оркестра, хора и солистов, из-за непредсказуемых погодных условий, - отметил Валерий Воронин.

В Европе существует ряд фестивалей опенэйр, там предусмотрены специально оборудованные площадки для спектаклей. В России для такого рода представлений, как правило, сооружают временную сцену и навес над оркестром. Мы же принципиально отказываемся от крыши над оркестром и певцами, чтобы зритель мог максимально погрузиться в действие и видеть открытое пространство живых декораций Соборной площади.

Ширина игровой площадки составила порядка 80 метров, её высота  подчинена Успенскому кафедральному собору и даже Пречистенской колокольне.

Всё это пространство оснащено множеством технических чудес. 18 проекторов дополнили реальность 3D-изображением, благодаря чему реальный собор виртуально сожгли, солнце покрыли луной, как при затмении. На смешение реальности и театральности работали и непрофессиональные актеры. Самая сложная роль досталась орлану белохвосту.

По словам режиссера-постановщика Константина Балакина, орлана он увидел в одном из астраханских зоопарков и решил, что эта мощная птица будет хорошо смотреться на руке князя Игоря. В программке спектакля орлан белохвост указан вместе с орнитологом Ренатом Садыкулиным, который приручил птицу. В числе исполнителей указан и звонарь Пречистенской колокольни Астраханского кремля Сергей Нефедов, а также студенты вузов и горожане-волонтеры - они не поют, но делают войско Игоря более многочисленным.

Все костюмы, а для главных персонажей обеспечено шесть переодеваний, пошиты в цехах театра. Кроме того, художники изготовили порядка шести сотен шлемов, копий и щитов для русского и половецкого войска.

Приглашенные на главные партии солист из Мариинского театра Александр Никитин, солист Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь Андрей Валентий и ведущий солист Азербайджанского театра оперы и балета Али Аскеров продолжительное время репетировали сов местно с астраханской труппой.

«Премьера оперы Александра Порфирьевича Бородина “Князь Игорь” – это беспрецедентное событие, которое, по нашему мнению, превзойдёт все предшествующие постановки», - отметил музыкальный руководитель и дирижёр Валерий Воронин. По его мнению, «эпическая опера великого русского композитора, пронизанная гуманизмом и гражданским пафосом, сегодня звучит особенно актуально! Величие отечественной истории воплощено в опере с богатырской мощью!». Режиссёр-постановщик Константин Балакин считает оперу Бородина «закладным камнем в фундаменте русской культуры. Непреклонность перед врагом, стремление к единению, вера и верность в решающие моменты укрепляли нашу страну», - пишет Н. Калиниченко.

«Опера «Князь Игорь» - роскошное эпическое полотно с красивой музыкой - в редакции Астраханского государственного театра оперы и балета превратится в грандиозное зрелище, которое развернётся в стенах историко-архитектурного ансамбля Астраханского кремля, в самом сердце столицы Прикаспийского региона. На протяжении всего спектакля будет осуществляться сложная видеопроекция на северный и западный порталы Успенского кафедрального собора. Величественный архитектурный памятник станет важным действующим лицом спектакля. Драматургию цвета и света создаёт Ирина Вторникова. Зазвучат и могучие колокола на Пречистенской колокольне (звонарь Сергей Нефёдов), - такими словами предварил премьерную постановку оперы искусствовед.


Рецензии