Ессентукский аэроклуб. Дорога к дому

                Окончание прыжков и торжественная часть с вручением удостоверений и значков смазалась долгим ожиданием.

                Самое странное,  но первыми начали покидать территорию клуба, местные и те кто рядом проживал с Кавминводами.

                Им - то куда было спешить, ведь среди нас были ребята из самых отдалённых восточных районов, которым до дома ехать по несколько часов, да ещё с пересадками.

                Вручение проходило в спешке, мне ещё предстояло взять бумаги на себя и ребят из Курского военкомата, подсчитать затраченные деньги и получить остаток от прыжков, затем за бланки, за сами значки, всё это стоило денег.

                Вступить со всеми в Ессентукский  аэроспортклуб, внести взносы, в итоге ни кто никому ничего не остался должен.

                Свели дебит с кредитом к нулю.

                Парашютисты разбегались, торопились до дома.

              Нам тоже нужно было поторапливаться, мне то что, я по любому могу попасть домой, другое дело мои ребята, им нужно вовремя попасть в Курскую, а потом на местный автобус, опаздывать нельзя.

                Когда мы собирались, то нашу пятёрку хотели припахать по уборке барака, но вскоре мы улизнули, выскочили к дороге и быстрым шагом вдоль дороги до самых железнодорожных путей, оттуда до вокзала.

                Здесь встретили ещё нескольких наших ребят, которые, как и мы спешили на автовокзал в Пятигорск.

                Билетов на электричку не брали, влезли в первую подошедшую из Кисловодска.

                Доехали до вокзала Пятигорска, вышли на перрон, оттуда на площадь к автобусам, на автобусе на автовокзал.


                Пошли в кассы, билеты по приходу автобуса из Ставрополя, времени несколько часов, хотелось есть с утра, не просто поесть,  а пожрать.

                Отправились через дорогу в кафе, когда увидели, что в буфете продаётся вино, то решили ещё и обмыть значки парашютистов.

                Место выбрали не далеко от буфета, посередине зала.

                Сдвинули два стола вместе, чтобы уместить дюжину парашютистов – разрядников, стали собирать стулья в зале, у одного стола нашим сделали замечание:
                -  Перед тем как брать, спрашивают разрешения.

                Мы прошедшие хорошую школу выживания со студентами, подвалили большой компанией и решили выяснить, чем здесь не довольны посетители кафе.

                Всё быстро разрешилось, количество агрессивно настроенных ребят во много  раз превосходило  сидевших за столом.

             Конфликт быстро уладили, и больше в нашу сторону ни кто не обращал внимания, себе дороже. 

               Одни ребята отправились в раздаточную - столовую кафе, взяв  подносы для еды, другие по солидней в буфет за вином. 

               Заставили стол едой с тарелками, выставили на стол вино, принесли каждому по гранёному стакану.

                Портвейна налили всем по рисочку стакана, затем из коробочек, кто ещё не выкинул или из кармана,  вынули значки и бросили в стаканы.

                Не долгий тост за прыжки и мужскую дружбу парашютистов и до дна.

               Выпивалось вино, изо рта вынимались мокрые значки, те кто попытался достать значок руками из стакана, дружно было сделано замечание:
                -  Руками не брать, плохая примета.

               И потом с улыбкой смотрели,  как из стакана  трясли значок в рот и когда значок оказывался во рту и затем вынимался рукою, весь стол дружно приветствовал своего товарища.

                Значки нацепили каждый себе по своему усмотрению, на левую или правую сторону груди.

                После этого набросились на еду, ели долго, молча и много и только после небольшого насыщения, налили по половинке стакана, выпили за всё хорошее.

                Алкоголь быстро затуманил мозги, начались разговоры и воспоминания о прыжках, каждый пытался рассказать о себе, говорили громко, о чём - то спорили и доказывали друг другу простые истины.

                Подошла к нам тётенька из обслуживающего персонала, поинтересовалась, что за праздник отмечает подвыпившая молодежь, когда ей рассказали об окончании прыжков, обмывке значков и ещё много чего, то к нам была одна просьба:
                -  Сильно не шуметь.

                Прикупили ещё вина, выпили за удачные прыжки, за классно проведённое время, за взаимовыручку, со звоном чокались, громко смеялись и говорили, в нашей части зала опустело.

                Через пару часов, пора было возвращаться к кассам, чтобы занять очередь и купить билеты.

                Я подсчитал свои дивиденды и на последние деньги купил бутылку вина.
                Приеду домой, поставлю на стол.

                Часть ребят,  купив билеты, разъезжались в свои края, проводы были бурными.

               Осталось нас ровно половина, шесть человек, один товарищ  оказался из племхоза Комсомольского, это перед подъёмом в Новопавловку, сейчас это город.

                По прибытию автобуса из Ставрополя на Курскую, я по бумагам из военкомата решил купить билеты, кассирша, что то почитала, посчитала и предложила доплатить.

                Что и как да почему начали задавать вопросы, тётенька что - то пропела нам о мягкости автобуса, что - то по бумагам не сходилось, доплачивать мне было нечем, выручил товарищ из Комсомольского, спасибо тебе товарищ, выручил, не зря поднимали тост за взаимовыручку.

                Он купил билет себе и доплатил за нас, мы влезли в свой автобус, который покатил вскоре в город Георгиевск.

             От предложения ещё добавить по сто грамм, я отказался, да и ребятам ехать далеко, за Георгиевском попрощались и высадили своего товарища.

                Мои остальные товарищи вскоре мирно уснули, по приезду на место разбудит водитель, а мне бы не проспать свою остановку.

                Когда заехали в станицу, появилась радость волнения, до дома осталось совсем немного.

                Из станицы через балку и мост на другую сторону, где асфальтированная дорога проходила вдоль балки на восток.

                Икарус катил по трассе мягко, слегка покачиваясь, от съезда с дороги на ферму Большевика увидел родной хутор, который утопал в зелени на противоположной стороне.

                Защемило, заныло сердечко, не терпелось попасть домой и увидеть родных.

             На границе районов встал с кресла в проход, толкнул ребят, назначил встречу на завтра в девять в военкомате.

                У водителя попросил остановить  автобус у остановки, отворилась дверь и вот она, родная земля, я выскочил на обочину, подождал, когда автобус отъедет, перешёл через дорогу, вышел на просёлочную дорогу и быстрым шагом потопал вниз к видневшейся у балки Куры лесополосы.

           Я шёл, торопился, но мне казалось, что я шагаю на месте, лесополоса не приближалась.

                Я шагал и шагал, и вот слева по курсу виднелась кошара, вскоре  послышался лай собак, минул дорогу, которая перпендикуляром уходила на кошару и Дыдымовку, прошёл углубление исторической канавы довольно приличного размера, вышел на небольшой подъём и до лесополосы  сотни две метров.

               После лесополосы открылся прекрасный вид на балку и хутор. Справа внизу густые заросли болотного тростника, в этом когда -то месте был помещичий пруд, а от шлюза и до горы, где было старое русло рос сад, внизу на спуске мельница и вообще здесь проходила первая дорога на Курскую с колодцами вдоль дороги у балки.

             На местном шлюзу уже никого не было, время не позднее, но у хуторских купальщиков дома были дела по хозяйству.

                А на футбольном поле у кладбищенского кургана соберутся ребята, немного  позже.

                Я спустился в балку прошёл через новый мост, с которого множество раз прыгали в воду.

                Жаль заброшенного болота  в старом русле, у которого размыло дамбу со стороны Куры, сколько здесь переловили рыбы, трудно сосчитать.

               Перешёл через насыпь, под которой много лет текла вода по железной трубе.

                Выскочил на гору, недалеко от лежащей на горе плиты, теперь у нас новый и светлый магазин, чуток дальше от старого.

                Вышел на свою улицу, и осталось мне прошагать от одного конца улицы до другого, там мой дом и родители.

                У первой колонки на улице, это почти рядом со школой, попил водички, для начала слил немного тёплой воды.

                А затем потопал дальше.

             Не доходя до девятидворки, на лавочке сидел Николай Андреюк, эту хату напротив школы в последнее время часто перепродавали, старых хозяев сменяли новые.

                К сведению, это одна из первых хат в хуторе.


                Николай первый человек, повстречавшийся за то время, когда я сошёл с автобуса.

              Я подошёл, поздоровался, Николай ещё трезвый, а закладывал он с товарищами часто, а что ещё делать мужику в хуторе, у которого профессия заводского рабочего.

                Копаться в огороде и водить скотину это не для него.

             Николай по интересовался, откуда я иду, рассказал я ему в двух словах про Ессетукский аэроклуб и прыжки с парашютом, он мне не поверил на слово, тогда я показал ему документы подтверждающие прохождение подготовки парашютистов и значок.

                Он долго вертел это в руках, рассматривал и выдал своё умозаключение:
                -  Где купил?

           Я всё ожидал услышать от него, только не это, да разве такое продаётся, его нужно заслужить.

                Убеждать его, это терять время, а мне не терпелось попасть домой.

                Я забрал и сложил бумажки,  значок, попрощался и пошёл домой, а вдогонку услышал:
                - Так где говоришь, купил?

               Немного обидно, неприятное чувство, когда не верят тебе, тем более первый повстречавшийся человек, а если посмотреть с другой стороны, то я сам до последнего не верил, что сам себе буду укладывать парашют и прыгать с ним из самолёта.

                Сомнения вещь переменчивая, сегодня не веришь, а завтра уже не сомневаешься в этом.

                Больше мне на улице никто не повстречался из молодёжи, так на лавочках у дворов  сидело несколько стариков, с которыми поздоровался мимоходом.

                Радостное ощущение охватило меня,  когда увидел свой дом и дикую грушу у бассейна, ворота и калитку, дальше забор и сарай в хоздворе.

                Как давно я здесь не был, как соскучился по родным местам, ноги сами несли меня ко двору.

              Вошёл во двор уже повидавшим и прошедшим хорошую школу жизни пацаном,  дома оказались отец с матерью, радостное волнение охватило не только меня.

                Матушка слегка прослезилась,  радуясь тому, что я вернулся живой и здоровый домой, отец оценивающе взглянул на меня и понял, что со мной произошли большие перемены, поздоровались, хотя в нашей семье не было принято такое общение.

                Наступило время ужина, стол поставили на улице под яблоней у дверей кухни.

                Матушка накрывала стол, а мы с отцом  сидели и разговаривали, сначала о домашнем быте, огороде и винограднике, затем я поставил бутылку вина, купленную в кафе Пятигорска, похвастал значком и удостоверением. 

                После выпили, закусили, и я только успевал отвечать на вопросы,  да рассказывать о прошедших прыжках.

                Поздним вечером в клуб, встретиться с друзьями не забывая, что завтра поутру в районный военкомат, отметиться и отвезти бумаги на ребят.

                Из всего этого события  июля – августа 1975 года одного жаль, не одной фотографии на память, да и со временем осталось в памяти имена нескольких товарищей.



10 авг 2015 г.


Рецензии