4-я книга, 40 -41-я главы. как вырезают ёжиков
Володя, - вопреки ожиданиям, - подружился с соседским Алешей, пяти лет… Когда Рита задерживалась, он гулял по двору, заходя на второй этаж, в гости к Алеше…в их глубоко пьющей семье было четверо детей. Эти детишки бродили где попало и как попало, раздетые, голодные и безхозные…Родители их все время ругались и дрались..Дома было пусто и голо, ободранные стены..
- Не ходи ты к Алеше, очень прошу! – говорила Рита,- Ты же видел, как живут! - пьют, ругаются и дерутся. Тебе что, нравится вот такая нищета и ругань? Ты уже большой, должен понимать. Алеша маленький, ему бы в детсад ходить..а ты уже школьник.. Не понимаю, что у вас общего!
Вовка кивнул, но, стоило Рите малость задержаться,- он опять либо приглашает к себе Алешу, либо, - несмотря на запрет, - к ним идет... Однажды Рита вернулась из Москвы в двенадцатом часу ночи, думала Вова давно спит…Отперла дверь, а его нет! Она испугалась, побежала во двор, искать… Соседи сказали, он играл с Алешей, видимо у него. Рита пошла на второй этаж, позвонила в квартиру, ей открыла полупьяная женщина, и…тут Рита увидела своего сына, спящим у них прямо на полу, - рядом с голым матрасом! Рядом храпел пьяный мужчина… Рита схватила Вову, и потащила домой, сказав женщине:
- Очень Вас прошу, не пускайте к себе Володю!- На что та промычала:
- А чё?..Это Алешка привел…я при чем?..
Дома Рита отругала Вовку:
- Я же тебя просила к ним не ходить! Тебе что, нравится пьяницы, которые дерутся и ругаются? Может, мне работу бросить, и тебя караулить, – как маленького?..
Вова молчал. И что делать, ведь не засунешь ребенка под стеклянный колпак!..
«Друзья» - извечная проблема воспитания. Стоит хорошим детям выйти из дома, - как они попадают под влияние так называемых «друзей», - хуже чертей!..С другой стороны, со всеми этими «друзьями» необходимо знакомиться,- во избежание неприятностей…чтобы по- возможности корректировать их отношения. А так же научить ребенка, как с ними себя вести…Но некогда бегать по соседям, работать надо. Одно слово: мать – одиночка… Вот почему Рита радовалась, что уже НЕ ОДНА, и решила, что Виктор сумеет повлиять на Вову положительно: культурой, авторитетом…Она рассказывала сыну про «доброго доктора, который лечит людей, и даже играл в спектакле Деда Мороза»…
- Попробуй поговорить с соседями, чтобы не приглашали Вову к себе!- попросила она,- Меня они не хотят слушать…я женщина.
- А может, не надо его оттаскивать? – сказал Витя,- пусть дружат,- со временем сам поймет.. станет лучше.
- Кому лучше? - спросила Рита. - От Алеши, боюсь, его не избавить! Может, ты согласишься поговорить с ними?..
- А может, лучше я попробую поговорить с Вовой?
Через неделю между Виктором и Вовой состоялся «мужской» разговор, который Рита слушала из другой комнаты. Советовала начать с одежды: чтоб Вова не занашивал старые джинсы, а ходил в новых. Зачем нужны новые костюмы, если их не носить, просто висят в шкафу?. Вовка элементарно становится похож на бомжа! Виктор пошел к Вовке, когда тот смотрел телевизор.
- Володя, можно с тобой поговорить?
- Ну! - хмуро буркнул Вова, уставясь в пол. Он сидел на диване, досматривая вечернюю передачу.
- Вот ты, я гляжу, носишь все время одни и те же штаны, - сказал Виктор,- а они уж до дыр заношены! Думаешь, маме приятно?Она купила тебе красивый костюм, брюки, и не одни…а ты?..Зачем ты ее позоришь?
- Привык, - кратко сказал Вова, - А что?
- Думаешь, приятно видеть, что ты ходишь разодранный? Мне, например, стыдно за тебя: я с твоей мамой дружу. Ботинки почему не чистишь…?
Вовка пожал плечами. Не ожидал он столь критического внедрения в свою личную жизнь! Но ради Риты терпел.
- Ты и в дом приглашаешь кого попало! - продолжал Виктор, - сам к Алику зачем-то ходишь… Что это за «друг», - на шесть лет младше тебя! Ему в Детсад ходить, а ты в пятом классе учишься!
- Он хороший,- кратко резюмировал Вова, - у него отец предприниматель!
- Алкаш у него отец! – с чувством сказал Виктор, - в квартире у них бардак, антисанитария. Или тебе там больше нравится?
- Нет. Мы играем…
- А если он еще кого к тебе пригласит? - у Алеши много братьев…еще и воров позовет! Они нас обокрадут!
- Не обокрадут, - Вовка начал позевывать.
- В конце концов, это же не твоя квартира1 - заявил вдруг Виктор, - Тебе, может, и все равно, а маме каково?.Приятно ей?…
- Нет…- Вова смотрел на Виктора косо, с недоумением.
Рита слышала весь разговор, поняла: Витя гнет не туда. Что значит, «не твоя квартира», когда он здесь живет! Она уже пожалела, что попросила его об одолжении.
- Учишься плохо, ведешь себя плохо…- назидал Виктор, - куда это годится? Ты же мужчина, помогать матери должен, а ты..
Рита знала реакцию Вовки, а главное, отношение к Виктору. Если можно как следует что-то испортить, так Витя это сделал! Дети не переносят занудных нотаций: «Психолг он, видите ли!»..
И как ребенку реагировать на взрослого, который все время отсутствует, а потом начинает читать нравоучения!? Явно тут не выйдет дружбы… «Буду знать, что Виктор не педагог.»-решила Рита. Послушав еще немного, она соскучилась и вышла. Вова с безучастным видом смотрел фильм, делая вид, что слушает.
- Ну, вот и поговорили, - поднялся Виктор с чувством исполненного долга, - Вова обещал впредь вести себя прилично.
- Да? - улыбнулась Рита с деланным спокойствием, -я рада. Спасибо. Пойду блины печь.
- Ой! - Виктор счастливо улыбнулся, - хочешь, я помогать буду?
- Нет уж, не надо, - мотнула Рита головой, - читай! Позову на чай… через полчасика. Вов, ты скоро кино досмотришь?
- А? - очнулся сын.
- Посмотришь, приходи пить чай с блинами, - повторила Рита.
…Она развела тесто. Осталось всего одно яйцо…Вчера денег не хватило на десяток, взяла только пять,- сэкономила. После завтрака осталось одно..Почему –то она решила, что дома есть еще...Впрочем, вроде оставалось больше.. - « попробую испечь с одним, крахмалу еще добавлю. Есть варенье, сметана...»
С блинами разобралась: чик –чирик, и готово! - позвала к столу. Заметила: Вовка глядит насмешливо. «Небось, думает «тоже мне, «лектор».. А тому неудобно должно быть…»
А Виктору было удобно: навернул разом пол –стопы блинов! Рита с Вовой успели только по два сьесть, глядь - их уж нет. А Виктор разводит руками:
- А где блины?- спрашивает с деланным удивлением.
- Так сьели, - отвечает Рита, - ты больше всех…
- Как так? - пожимает он плечами, - я не заметил! А сколько их было?
- Думаешь, я считаю блины?! - Рита оглядела стол, и ахнула:
А где варенье? Где сметана? Вовке на завтрак не осталось… Варенья была целая чаша, не меньше полкило! Витя, неужели ты всё варенье сьел?
- Я-аа?!- Виктор явно смущен,- Извиняюсь, не заметил… Неужели сьел?! Да…действительно..Прости.
- Ты бы лучше хоть раз принес его! - досадливо посоветовала Рита, - я Володе на утро всегда оставляю. Он же в школу идет! А ты оставил его без завтрака,- Рита глядела с упреком…Виктор стушевался, вскочил и засобирался уходить:
- Ладно, наверно, я пойду, меня мать заждалась…- В голосе его слышалась обида.
- Погоди, - сказала Рита, - ты тут мораль только что читал,- об ответственности! И…что, пример показать решил?! Взрослый человек, Виктор! Мы хотели допечатать статью… ты передумал?
- Не передумал, - сказал Виктор, успокаиваясь. - Ладно, пошли, а то стыдно, - шепнул ей в ухо.
- И славно! - сказала Рита, - тебе хоть стыдно бывает.
Он засеменил в комнату, а она за ним: печатать. На кафедре за тезисы ругаются. По пути Виктор обернулся, и по-ребячьи ткнулся в нее носом: - Прости! –ну…ну, поцелуй меня.- Рита ему от души посочувствовала:
- Педагог из тебя, как из козла пономарь….
- У тебя очень сложный ребенок, - посетовал Витя. - особенный.
- Дети все «особенные» - парировала Рита.. –и все «сложные».
«Пусть попереживает»,- решила… Но в комнате Виктор нежданно расслабился..и, как ни в чем ни бывало, - завалился спать:
- Извини!- говорит,- Не могу я писать, устал!…
Ей предстояло: убираться, стирать, поговорить с сыном, и довырезать для кружка на завтра...После самой редактировать статью с множеством смысловых и стилистических ошибок, допущенных Витей…Недоумевала:«Почему он строит всю фразу наперекосяк?..И как умудрился закончить школу с золотой медалью? Или опять - мама заплатила?!»..
КАК ВЫРЕЗАЮТ ЁЖИКОВ
Когда темнота кроет землю махровым покрывалом, становится тихо и уютно: вдохновение приходит! Мещане после девяти вечера заваливаются спать, уткнувшись в подушку, храпят… А энергичные совы, обуреваемые червем идей,- хватаются за авторучку…или краски…В головах - муравейник! Один мальчик предложил Рите вырезать летающего слона. Вечером и родился этот обьемный розовый слон, с крылышками,- порхая у Риты над кроватью…к нему примкнулись голубой, зеленый, сиреневый!..Веселая жизнь у служителей искусства, а спать некогда.
Во дворе разлеглась сырость и слякоть…Небо тяжелое, на ботинках «кирпичи»…Но с утра небо яснеет, в прорезях облаков светлеют лучи солнца, настроение подымается..и хочется рисовать весну с голубеньким небушком, клейкими листочками! - словно она увидит, и скорее придет… Кажется, в такой денек кто-то добрый спешит к тебе… Виктор ее вырезанки все еще носил в карманах, показывал. Рита, по его совету вырезала Пресвятую Богородицу - в целый ватманский лист! И вот что любопытно: в голове ее неожиданно зазвучала «Аве,Мария»…да так отчетливо! И вот уже готовы два портрета: в розовом и золотом камзоле…Копию подарила Виктору, довольный, он унес ее к родителям.
-Вить, а смотри, какую я книжку купила!- говорит Рита.
-А ну, покажи…- лежа на кровати оба уперлись в книгу, читая по-очереди, и обсуждая. Чудесные семейные минуты! Рита не помнила, чтобы ее родители были увлечены чем-нибудь вместе. День за днем Виктор потихоньку вживался в семью. Впрочем, может, и не семья это была для него? – всего лишь «гражданский брак», как теперь называют…Рита, наивно полагая, что из Виктора получится настоящий отец, не хотела утверждать официальную форму обращения по имени-отчеству..Решила сама говорить с сыном.
- Тебе Виктор Васильевич нравится?
- Ну.
- Что «ну», скажи, он хороший?
- Ну, хороший.
- Ты хочешь, чтоб он с нами жил?
- Не знаю.
- А кто знает?- Он тебе нравится?
- Немного. - Честно сказал Вовка, не желая обижать. «Хочет, чтоб «зайцы были целы и волки сыты», –догадалась Рита,- во, дипломат! Видит, что мне мужчина не безразличен, и уступает из уважения ко мне!»- Вов, скажи правду, - приставала. - Он нам нужен? Только честно!- Вовка засопел, сморщил нос и признался:
- Тебе нужен… - виновато нагнул голову, смотря искоса - как Рита среагирует. «Ну, надо же…Психолог!»- сделала она вывод.
- Вов, а что тебе не нравится? Вдруг я чего не вижу, скажи!
Вовка вздохнул, развел руками, и выдохнул:
- Толстый он, много ест…
- А-аа, Вова, он просто болен. И эта страшная болезнь называется диабет. Слышал? От нее умирают.
- Не –а. – Вовка мотнул головой. Насторожился.
- Человек ест, ест,ест, и все хочет есть…-не в силах остановиться. –обьясняла Рита,- понимает, что ест много, а удержаться не может. Понимаешь?
Володя кивнул с весьма удивленным лицом: наверняка решил, что Рита выдумывает. Как же это можно есть бесконечно, и не насытиться?
- Он ест, ест, ест, и толстеет, и ест…-продолжала Рита,- потом сердце у него начинает болеть…и он задыхается! Пока не умрет...
- Угу. - изумленные глаза Вовы уставились недоуменно: «как же она может жить с таким?!»..
- Вова, он хороший, правда… это такая болезнь плохая!…
Вовка кивает, озирая Риту с сочувствием к ее слабому разуму: «Ничего, мол, не поделаешь…»
В будни Володи обычно не было. Виктор, приходя, с порога кричал:
- Где моя любимая лапонька? Почему меня никто не встречает? Как я соскучился, хочу целоваться!
- Добрый вечер, милый! - Рита с разбегу влетала в пухлые обьятия, и оба тонули в омуте поцелуев. Происходило это непосредственно и здорово. Встретившись, Рита с Виктором разговаривали до глубокой ночи, пока не сваливались, засыпая..
Но Рита порой вставала, и средь ночи, шла в кухню: нападало вдохновение…Бывало, до утра засидится с ножницами…
В тот воскресный вечер Вова спал, когда Рита вырезала. А в пятом часу утра к ней зашлепали босые ноги…С неудовольствием она подняла голову: в дверях стоял Витя!..
- Ты что делаешь?.
По привычке Рита испугалась, но не стала оправдываться:
- Ёжиков вырезаю,- виновато глянула, опустив голову.
- Ёжиков?! – обрадовался он, - да разве так ёжиков вырезают? Во, смотри,- схватил ножницы, и…давай вырезать некое подобие ежа с кривыми «иголками».. Большой, неуклюжий Виктор, - еле умещаясь на табурете, корпел над образом ёжика!.-Рита рассмеялась:
- А идейка-то ничего,- сказала она,- попробую по-другому, - и сложила бумагу…
…Бумажки заняли весь кухонный стол, летели на пол…скоро Ёжики уставили весь стол,- разноцветные и разношерстные…Рита с Витей забыли о времени…а в восемь Вовка проснулся, в кухню вышел, протирая глаза, и с изумлением уставился на двух странных взрослых в полураздетом виде:
- А Вы чего делаете?
-Ёжиков вырезаем! – обвела Рита рукой разноцветный урожай.
- Витя тоже вырезает?! – недоверчиво уточнил Вова..
- Да, и Витя! - смотри, у него неплохо выходит, правда?
Вовка почесал в затылке, пожал плечами и ушел одеваться. Рита, - вздохнув, стала собирать бумаги.
- Пойду одеваться. Понедельник, нам еще в Москву ехать..
- И мне на работу… вот чаю попьем…
Все же Риту смущало: ни разу не предложил, мол « давайте, сбегаю в магазин, возьму печенья к чаю»... Масла для бутербродов едва хватало, сыру или колбасы не было. - «Почему он не догадывается?!- А ко мне даже подруги с конфетами едут»..
- Мам, я собрался!- через пять минут доложил Володя.
- Завидую ему! –признался Виктор,- мне мать ничего не разрешает. А всегда хотелось…Молодец, что все ему позволяешь. Вон, какая у него сноровка!
- Просто Володя от природы трудолюбивый ребенок,- пояснила Рита,- Я не заставляю его и не приказываю…Соня совсем другая...Однажды пришла, и решила покомандовать, завидев полное мусорное ведро, прикрикнула:
- Вова! А ну-ка вынеси мусор!…
Вовка и ухом не повел.
- Вынеси мусор, кому говорю! – раскричалась девочка. Вовка и не среагировал.
- Мам, почему он не слушается? –обратилась ко мне.
- А ты не кричи. Володя не привык, чтоб на него орали.
- Надо же! - обозлилась Сонька, - Какой противный характер.
- Извини!–говорю,- Напротив, у Вовки настоящий мужской характер. Нечего позволять, чтоб на тебя кричали. Может, ты еще и кнутом взмахнешь?
Рита задумалась: Соня дома ничего не делала.. с чего бы это вдруг в ней проснулся дух хозяйки»? – можно же просто предложить. А после непременно похвалить за помощь.
- А мне можно что- нибудь дома делать,– спросил Виктор? Меня ты тоже похвалишь?
- Конечно! – улыбнулась Рита. – А что ты хочешь делать?
- Не знаю, подумаю…
- Одни знакомые,- рассказывала Рита,- жаловались: у них трое детей, и они ничего не делают. Спрашивали, как я «этого добилась»! А я им говорю,- и не добивалась. Просто ничего не запрещаю, и хвалю. Многие из труда делают «наказание»: «будешь плохо себя вести, - мой полы!…»..Такой сын никогда не вырастет трудолюбивым. Труд должен быть наградой, а не наказанием. Когда сержусь, я лишаю его привилегии помогать. Сама все делаю. А Вовка сидит надутый и неприкаянный.
- Да ты настоящий философ!- восхитился Виктор,- хочу, чтоб ты меня воспитывала. Будь моей мамой!
- Но у тебя есть мама,- вздохнула Рита…- Вообще-то некоторым, прежде чем родить, следует научиться относиться к детям по-людски. Сюсюканьем из малышей формируют погремушку, а не человека…Потом дети взрослеют, а родители удивляются: откуда у деточек меркантильность, и волчья наглость!.
Свидетельство о публикации №215081100214