18. Глава 33. Архетип. Золотое сечение. Пятая книг

« Что такое наше тело? Алчность и отвращение. Что такое наша душа? Отвращение и алчность!»
(Приписывают Филону Иудейскому).
 Фило;н Александри;йский (др.-греч. ;;;;; ;;; ';;;;;;;;;;;;, лат. Philo Alexandrinus) или Фило;н Иуде;йский (ок. 25 до н. э., Александрия — ок. 50 н. э.) — выдающийся представитель еврейского эллинизма, Богослов, апологет иудейства. Пытающийся доказать первичность иудейства над эллинизмом, несмотря на то, что считал своими учителями Платона и Пифагора. Он разработал метод, которым так успешно пользовался Зигмунд Фрейд и пользуются сейчас всякого рода «психологи». Метод толкования или экзегетики.
        При помощи экзегетики знание о чем-либо достигается любыми способами. Где эклектически собраны: а) грамматическое исследование языка, б) изучение исторических реалий, в) «сбор» намёков, смысл которых со временем сделался непонятным; г) конкретно-психологические изыскания и рассмотрение закономерностей формы утерянного объекта. А, также, д) «умополагаемого», по Фихте, предмета познания. То есть, человеческих грез, фантазий, сновидений. Хорошо бы этим методом вооружить следователей, криминалистов и экспертов в разных областях знания.
      "Толкование (по-гречески ;;;;;;;;;;) на такую-то книгу". Экзегетический метод уже активно использовался александрийской школой. Так, Ориген придал ему первостепенное значение в своей философии.
 В истории всего христианского богословия трудно найти одновременно столь великую и неоднозначную личность, как Ориген. В греческой рукописи сохранилась пометка богослова Георгия Схолария, свидетельствующая, что «там, где Ориген хорош, нет никого лучше его, а там, где он плох, нет никого хуже его». Св. Григорий Богослов: «Ориген есть точильный камень всех нас», но с другой стороны, «он – источник дурных учений».
Ориген высказал идею конечного спасения всего сущего (Апокатастасис). До наших дней не дошёл его главный труд «Гексапла» — колоссальный по объёму сравнительный анализ толкования Ветхого Завета с целью установления критически выверенного текста. Ориген сравнил 6 книг Ветхого Завета – три еврейских и три греческих. И в наше время Ориген – самый авторитетный богослов для многих историков, философов и богословов. Но для меня Филон Иудейский все же значительнее Оригена. Я думаю, что он был предшественником моего кумира Фибоначчи. Для этого у меня достаточно оснований так думать. Будет возможность – изложу свои основания в отдельной книге…
      Так вот, «архетип» - это понятие ввел в оборот Филон Иудейский. Вероятно и Фрейд, и его единственные ученики Юнг и Адлер черпали у Филона Иудейского свои «экзегетики», общаясь с пациентами. Правда, у Фрейда пациентов-то не было! Получается, что весь фрейдовский психоанализ суть сплошная экзегетика!.. У меня еще будет возможность доказать это в следующей книге, написанной на неизвестных практически некому, кроме родных Фрейда и моего легендарного первого учителя по психиатрии, Ивана Борисовича Галанта, родственников. Заодно читатель в следующей книге узнает о трогательной дружбе Фрейда и Галанта, об огромном интересе Фрейда к России и ее гениям. Таким, как Иван Павлов и Лу Саломе…
«Архетип» в системе  экзегетики дает возможность подлинной реставрации прошлого. Прежде всего, это касается переживаний людей и «историй» их переживаний. Естественно, что пытаясь найти «золотое сечение» для современного человека, соединив Фибоначчи с Альбрехтом Дюрером, свой социологический анализ нашего времени, я начал со сбора архетипов, которые «работают» в подсознании современного человека. Этим я начал заниматься с 1985 года, когда познакомился и подружился с выдающимися советскими социологами. Профессорами Анатолием Алексеевичем Зворыкиным, Овсеем Ирмовичем Шкоротаном и Владимиром Александровичем Ядовым. У меня есть на жестких дисках папки, где хранятся по несколько тысяч различных архетипов, собранных в разное время и в разных местах. В том числе, конечно, на моей малой Родине – Дальнем Востоке, куда я наведывался почти каждый месяц, имея близких друзей среди аборигенов, живущих испокон веков по берегам Уссури, Амура, Тихого Океана и тайги. От Манчжурии, Сихотэ-Алиня, до тайги, которая начинается от побережья Татарского Пролива, и заканчивается Колымой….
В этой главе я просто перечислю архетипы современного человека, не вдаваясь в анализ. Предоставляя возможность каждому, кто прочтет эту главу, самому «порыться» в своем «подсознании» и решит, какому идолу-архетипу он поклоняется! Буду благодарен каждому, кто, прочтет эту главу и подкинет мне несколько архетипов, которые «преследуют» его или его близких.
 Итак, на основании моей «экзегетики», я нашел, и у своих пациентов, и у своих аспирантов, и у своих коллег, разного цвета кожи, следующие архетипы. Повторяю, что здесь я не собираюсь их толковать. Или, говоря современным научным языком, заниматься суггестией. Психических эпидемий и криминальных толп в наше время и так предостаточно, утверждаю, как врач-психиатр, потомок Рафаила Александровича Черносвитова, которым восхищался Достоевский на столько, что включил небольшой рассказ о нем в «Идиота». Р.А.Черносвитов одним из первых подошел к психическим эпидемиям и криминальным толпам, как ученый… .
     Перечисляю архетипы нашего «подсознания». В порядке, по степени их значимости для «нашего человека».
1) «Часы» (у меня три с лишнем тысячи различных репродукций с часами, начиная с «часов» Сальвадора Дали).
2) «Анна Каренина» (у меня свыше четырех тысяч репродукций). Удивляюсь, почему нет архетипа Эммы Бовари? ..
3) Брошенная обнаженная женщина бальзаковского возраста: в снегах, в дремучем лесу, на диких прибрежных скалах, в пустыне, среди жаждущих крови зверей, в полуразрушенном Замке и т.д., и т.п. Сразу подчеркиваю, это архетип не одиночества или отчаяния. Скорее, это архетип обнаженной, беззащитной женщины перед Вселенскими Холодом и Молчанием!
4) Офелия (свыше пяти тысяч репродукций). Вот этот архетип меня чрезвычайно поражает своим существованием. А, вот моя аспирантка написала книгу «Принц Гамлет среди нас», в которой утверждает, что Офелия – весьма актуальный архетип для современной женщины, разочаровавшейся в мужчинах, и не желающей лесбийских отношений. Поэтому испытывает половое влечение к своему отцу, почти ветхозаветное… . И после гибели Полония, не хочет и не может жить! Так, что принц Гамлет с Лаэртом сражались зря! Офелия никогда не любила принца Гамлета, холодного, галлюцинирующего, резонерствующего психопата-шизоида. Да еще и лузера…
5) «Орал» (около десяти тысяч репродукций). По признанию моего старого учителя по гинекологии и друга, долгое время возглавляющего роддом с палатами для гинекологических больных, Заслуженного врача СССР, в наше время женщины предпочитают всем видам секса оральный секс. Особенно, если они не лесбиянки. Естественно, что мои «картинки» не порнографические и на них нет полового члена, а только всевозможные его символизирующие вещи. Типа банана – (больше шести тысяч репродукций)… . Мой друг акушер-гинеколог смеется: «Когда-то мы женщин уговаривали «взять за щеку»; сколько пошлых анекдотов на этот счет было, а сейчас женщины готовы «уговаривать нас» «дать отсосать!»… Читатель, я – врач, поэтому не принимаю никаких «оскорблений» в свой адрес  за сермяжную правду!
6) Женское тело и различные его «части», как фетиш. Я помню, что уже касался темы архетипов. Но, эти механизмов мышления, эмоций и поведения современного человека, архетипы, должны рассматриваться все снова и снова! Особенно в поисках «золотого сечения», чтобы помочь спастись современному человеку от симметричного гомеостаза…
7) Женщина и сильный зверь: волк, медведь, тигр, лев, пантера, леопард. Понятно, что звери – заменители слабых и извращенных современных мужчин… (Около десяти тысяч репродукций).
8) Я опускаю непонятные мне архетипы различных существ – «монстров». У меня была пациентка, 40 лет, латиноамериканка, мать двоих детей, умирающая от рака. Она превосходно рисовала всевозможных «монстров», которых видела в галлюцинациях от раковой интоксикации. Я бережно храню ее рисунки, ибо такие монстры и им подобные, забрасываются уже давно нам  фильмами о Гарри Поттере и «безобидном огре» Шреке. Если появятся «архетипы» этих «героев», то они уведут нас в квази реальный мир. Подальше от действительности с ее проблемами и катаклизмами. В этом же ряду «Аватар»… Всей кинопродукции такого рода, которая может породить архетипы, мне не перечислить… .
     Как врач, я испытываю радость по поводу того, что ужасные современные татуировки, шрамирование и пирсинги не породят архетипов, ибо они настолько мозаичны, что не смогут выработать необходимое клише для архетипа.
Появляется, новый, как на дрожжах, архетип – наружные половые органы. Больше, как не странно, женские, чем мужские… .
     Нужно поторопиться осмыслить достижения Альбрехта Дюрера с четырех позиций Фибоначчи. Сейчас я скажу нечто, что вряд ли будет понятно, а я объяснить доходчиво пока не готов. Вернее, не я не готов, а время еще не пришло для этого! Это – освобождение тела человека от пространственно-временной зависимости…. Забегая вперед, скажу, что афера физиков начала ХХ-го века, вытолкнувших вперед себя олигофрена Эйнштейна, напрочь связали время с пространством. И выдумали «энергию», которая тоже есть пространство. Принципы Фибоначчи говорят о другом. Спираль Фибоначчи, как и луч света в кристалле Луи Пастера, не имеют в одной связке пространство и время. В обоих случаях важно не пространство, и даже не «оторванное» от него время, а левое или правое вращение предмета. На этом я заканчиваю. Остальное, необходимое для понимания этой главы можно найти в рассказах Хорхе Луиса Борхеса…


Рецензии