Что такое фантомология?

У этого понятия есть много определений. Главное из которых - это наука о призраках и привидениях. Но не только. Фантомологи - это люди различных профессий, научного склада ума, очень активные и ответственные. И нельзя сказать, что они занимаются только лишь зрительными или слуховыми галлюцинациями. Они изучают разные явления, подводят под них научные данные и, конечно же, собирают информацию о всевозможных загадочных происшествиях. И преувеличением не будет то, что подобные явления столь же стары, как и само человечество и, что привидения являлись людям на протяжении всей его долгой и противоречивой истории. Сообщения о встречах с призраками - почти непременная особенность всех времен и народов, стран и континентов, культур и обществ. Только во все времена по разному это трактовалось. Я не хочу повторять в своих статьях по фантомологии, мысли, уже высказанные до меня знаменитыми людьми и не очень, по этому вопросу. Да и не получится повториться. Потому что, каждый исследователь ( но я себя к ним не отношу) идет своим путем. Я склонна лишь считать, что в расследованиях подобного рода не может доминировать какая-то одна точка зрения. На проблемы аномальных явлений нужно смотреть со всех сторон, в том числе с научной. Какие-то чисто мистические моменты, должны напротив, отметаться, потому что их и не существует в чистом виде. Что касается рождения самой науки - фантомологии - то это произошло очень давно и не спонтанно. Одно из самых первых письменных свидетельств о встрече с привидением принадлежит перу, не кого-нибудь, а Плиния Младшего. Подобно своему более знаменитому дяде - римскому писателю, ученому и государственному деятелю Плинию Старшему, Младший отличался тщательностью и точностью при передаче того, что видел и слышал. Из его писем историки почерпнули много достоверных сведений о жизни Рима периода расцвета империи.
  В трудах Плиния Младшего не содержится ничего такого, что позволило бы заподозрить его в излишней доверчивости или в суеверии. И все же расследованная им история с привидением настолько поразила его, что он изложил её в письме Суру.
  Подобные истории имели место и в следующих столетиях, и так же были люди, которые брались записывать их. Однако уже в 16 веке такие вещи привлекли внимание более опытных людей и стали темой теологических диспутов между протестантскими и католическими исследователями. Обе стороны занялись сбором и анализом подобных случаев. Наиболее важным результатом этой, несомненно, полезной работы, стала едва ли не самая первая в мире и первая на английском языке книга о привидениях. Она называется "Привидения и духи, являющиеся по ночам". Её написал Л.Лафатер из Тигурина. Дата её выхода в свет остается спорным вопросом. Его коллега П.Лелойе ещё в 1586 году осмелился определить область своих интересов как науку о призраках, то есть - фантомологию. Так что, как очевидно, наука то, одна из древнейших.
  А теперь перейдем к более поздним временам и известным личностям. Вот что пишет великий немецкий философ И.Кант (1724 - 1804):
"Философия, не боящаяся компрометировать себя рассмотрением различных ничтожных вопросов, часто становится в тупик, наталкиваясь на известные факты, в которых она не может усомниться безнаказанно, а между тем не может им и верить, не поставив себя в смешное положение. Так бывает с рассказами о привидениях. Действительно, нет упрека, к которому философия была бы так чувствительна, как к упреку в легковерии и в приверженности к народным суевериям... Люди, щеголяющие дешевой славой и авторитетом ученых, насмехаются надо всем, что необъяснимо как для невежды, так и для ученого и что ставит обоих на один и тот же уровень. Вот почему истории о привидениях, всегда внимательно выслушиваемые в тесном кругу, беспощадно отвергаются перед публикой. Можно быть уверенным, что никогда никакая академия наук не выберет такого сюжета для конкурса, - и не потому, что каждый из её членов убежден во вздорности и лживости подобных повествований, а потому, что закон осторожности ставит разумные пределы рассмотрению таких вопросов. Истории о привидениях всегда найдут тайно верующих, но среди публики всегда будут предметом легковерия хорошего тона.
  ... Может быть это покажется странным, но я позволю себе усомниться в каждом из отдельных случаев в частности и, однако, считаю их правдивыми в совокупности".

В.А.Жуковский, выдающийся русский поэт (1783 - 1852). Он использовал сюжеты о привидениях в своем творчестве и написал пространную статью "Нечто о привидениях" во второй половине сороковых годов 19 века.
"Верить или не верить привидениям? - спрашивает поэт. - Прежде чем отвечать на этот вопрос, надлежит определить, что такое привидение? Я видел, значит моим открытым глазам, наяву, представился предмет, подлежащий чувству зрения; мне приснилось, значит, я видел не наяву, с закрытыми глазами, предмет, не подлежащий чувству зрения; мне привиделось, значит, я видел наяву, открытыми глазами, предмет, не подлежащий чувству зрения. Итак, - заключает поэт, - привидение есть вещественное явление предмета невещественного".

Ф.М.Достоевский (1821 - 1881). Соображения, в чем-то очень близкие взглядам Жуковского, вскрывающие глубинную связь между природой человека и сущностью привидений, подарил нам этот великий русский писатель:
"Привидения - клочки и отрывки других миров, здоровому человеку их незачем видеть, здоровый человек есть наиболее земной человек, должен жить одной земной жизнью для полноты и порядка. А чуть заболел, чуть нарушился нормальный земной порядок в организме, тотчас и начинает сказываться возможность другого мира, и чем больше болен, тем и соприкосновений с другим миром больше".

К.Г.Юнг (1875 - 1961), выдающийся швейцарский психолог и психиатр:
"Идея о том, что мертвые продолжают свое существование, не подозревая, что они бестелесные духи, эта изначальная, универсальная, архитипическая идея реализуется непосредственно и зрительно, когда кто-нибудь видит привидение. Примечательно, что во всех частях света привидения обладают рядом общих характерных черт".

  Можно было бы привести ещё немало высказываний, принадлежащих знаменитым людям, но это уже будет тема отдельной беседы. Ясно из всего этого одно, что в течении тысячелетий закладывались основы фантомологии - науки о фантомах. Сейчас она развивается уже в разных направлениях. Она берет за основу не только старые представления об аномальных явлениях, а подбирает к загадкам уже более новые ключи. Проводятся научные сборы данных, опросы, лабораторные опыты и исследования, моделирование различных ситуаций и фиксирование их точными и чувствительными приборами. Так что работа движется. И сразу оговорюсь для скептиков, занимаются этим вполне нормальные, здоровые и психически уравновешенные люди, которым не безразлично узнать, а в каком же на самом деле мире мы живем? Этим людям будет посвящен следующий материал.
                11.06.2013. Ольга Азарова.


Рецензии
Подобные исследования вещь непростая. Однако делать это нужно.
Не может весь мир сойти с ума и начать фантазировать на тему приведений.
Ведь подобные случаи не единичны. Фантомы не такая уж и редкая вещь.
Кто знает, может уже в этом веке люди запросто смогут общаться со своими усопшими.

Татьяна Матвеева   15.09.2017 12:01     Заявить о нарушении
Многие фантомологи, да и я тоже, не считаю, что фантомы это души усопших. Рядом существует другая реальность, а возможно и не одна. На эту тему рассуждал еще Циолковский. В статье "Невидимый мир", это отражено. Есть некие сущности, как говориться, не нашей породы, не видимые глазу, но в определенных условиях они себя проявляют. Это не часто бывает, но исключения из правил есть. Жаль, что в научных кругах эта тема не популярна. Спасибо за внимание! С уважением!

Ольга Азарова 3   15.09.2017 12:50   Заявить о нарушении
Просто экстрасенсы утверждают, что общаются с душами мёртвых.
И я им верю.

Татьяна Матвеева   15.09.2017 13:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.