Вступление от автора

Можем ли мы знать историю? Не вполне. Нам известны сохранившиеся в летописях и других исторических памятниках факты, которые, как и любые события, можно толковать совершенно по-разному. Тогда где же правда, где лакмусовая бумажка для трактовки событий, где точка отсчета для понимания? Как для человека верующего и православного для меня это – Новый Завет, учение Святых Отцов Православной Церкви. Когда исследователь рассматривает и представляет исторические события, он вольно или невольно их трактует, беря на себя за это ответственность. Если даже «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в День Суда» , то сколь велика ответственность за освещение исторических данных, понимание которых может повлиять на мировоззрение многих людей. Поэтому приступая к работе над описанием жизненного пути князя Александра Ярославовича Невского и, понимая, что я пытаюсь разобраться в делах человека святого, а значит отчасти понять Промысел Божий, я восклицаю вместе с автором «Повести о житии Александра Невского»: «Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова…» .
Целью представляемой работы не является как можно полное описание событий жизни Александра Невского, этому посвящены многие работы как историко-научные, так и художественные. Мне бы хотелось показать, что этот человек действительно был героем и не только меча, но и разума и духа. И видится важным это по той причине, что сейчас в нашей стране возобладал культ власти и денег, который неизбежно ведет не только к умалению заслуг истинных сынов Отечества, но и в целом к забвению и опошливанию светлых, высоких и бескорыстных начал в человеке. Мы должны знать свою историю, стремится к правде и добру, и это сделает нас сильнее. Так жили наши предки и примером своей жизни они доказали правоту этого утверждения.   
В детстве князь Александр Ярославович представлялся мне как светлый богатырь, герой Древней Руси, в северных снежных краях защищавший нашу Родину с мечом в руке от иноземных полков. Его нельзя было не любить, он был добр, светел, силен, мужественен, милосерден, храбр. Смею предположить, что и в народной памяти русских людей образ Александра Ярославовича таков же. И в этом есть своя сакральная правда. Конечно, жизнь и сказка – это разные вещи, но в некоторых своих плоскостях и гранях они переплетаются невероятно сильно и соединяются неразрывно.
Мог ли злой, коварный человек остаться в народной памяти любимым? Нет, не почитаемым, таких, действительно, немало (например, цари Иван Грозный и Петр I,  Сталин И.В.), а именно любимым? Я думаю, что нет. А в русском народе Александра Невского любят. И в этом мне видится правда Божьего Промысла.
Принципиальное отличие жизни от сказки, в том, что в первой веселья мало, а скорбей и разочарований хватает и всё хорошее дается с трудом и часто его нужно выстрадать и выждать. Нелегкий жизненный путь святого князя Александра Невского является наглядным подтверждением этого.


Рецензии