1. 4. Русский от слова руда

Книга 1 "Кто написал Киевскую Русь?"


Глава 4. Русский от слова руда


1. Русский Киев  под Будапештом   2. Кого испугались хазары? 3. Русский и чех - это профессии  4. Пушки, взявшие Константинополь
5. Вещий Олег или Мехмед Завоеватель?  6. Иго болгарского короля Батоя

 Поэтому   ошибочно   называть   их   московитами,  а   не   русскими,  как    делаем   не   только   мы,  живущие   в   отдалении,  но   и  более близкие  их  соседи
Записки капитана Маржерета


1. Русский Киев  под Будапештом

В конце предыдущей главы мы говорили о красноречивом сходстве биографий крестителя Венгрии Иштвана (Стефана) Святого и крестителя Руси Владимира Равноапостольного.  Сохранились в Венгрии и следы присутствия апостола Андрея, причем в прямом соседстве с  киевскими топонимами. На Дунае в окрестностях Будапешта, в круге диаметром примерно в 70 км, находятся города Сентендре (город св. Андрея), Рацкеве и Вышеград.

Название "Рацкеве" переводят как "сербский Кеве", поскольку считается, что сюда переселились жители Кеве, находящегося ниже по Дунаю в современной Сербии. Но корень "рац", на наш взгляд, означает вовсе не "сербский", а как раз "русский", о чем мы еще поговорим ниже в этой главе. И не напоминает ли история о переселении из Кеве в Рацкеве уже известную нам историю "Повести временных лет" о переселении из Киевца на Дунае в Киев на Днепре? И если уж такое переселение  действительно случилось на Дунае, то почему  было не использовать сюжет переселения, изобретая историю Киевской Руси на Днепре, чтобы объяснить бросающиеся в глаза дунайские следы?
Заметим, что имя Кеве присутствует в списке венгерских мужских имен. Считается, что оно гуннского происхождения, то есть, достаточно старое, и означает "камень".
Таким образом, как и в случае Киева на Днепре, присутствует совпадение названия города с мужским именем, но, в отличие от имени Кий, в невымышленности этого имени сомнений нет.
   
Теперь о святом Андрее. Заглянем в путеводитель по окрестностям Будапешта: «городок Сентендре (город святого Андрея), напротив острова с одноименным названием на узкой полоске земли между горами и одним из рукавов Дуная. … В 1015 г. будущий просветитель Венгрии  Герард решил совершить паломничество в Святую землю, однако добраться до неё ему было не суждено: корабль, на котором он плыл, попал в бурю и причалил на острове св. Андрея Первозванного. По пути он познакомился с аббатом из Венгрии, который убедил его остаться на время в его стране, встретиться с королём Иштваном I  и продолжить свой путь в Иерусалим через Константинополь. Однако оказалось, что Герарду было суждено провести здесь всю оставшуюся жизнь и посвятить её делу утверждения христианства в Венгрии».

То есть, как и в рассказе о святом Андрее на Днепре, крещение соединено с путешествием крестителя. Только путешествует не креститель Андрей, а креститель Герард. Правда, причаливает он именно на остров св. Андрея.

Чуть выше  Сентендре на берегу Дуная  находится  город Вышеград – одна из древних венгерских столиц. (Напомним, «Повесть временных лет» сообщает, что неподалеку от Киева на правом берегу Днепра находился Вышгород – город княгини Ольги).  В венгерском Вышеграде стоит  православный монастырь св. Андрея.

Эта концентрация киевских топонимов в небольшой области, связываемой с крещением Венгрии, на наш взгляд, вполне может указывать на место реальных событий, послуживших источником для историй о днепровской Руси в "Московии" Герберштейна и "Повести временных лет".

Читая материалы, касающиеся крещения Венгрии, мы в очередной раз натыкаемся на отождествление ее с Русью. Вот "Письмо архиепископа Брунона к германскому императору Генриху II". Брунон (или Бруно) - современник Стефана Святого, который, находясь в Венгрии, пытался обратить ее жителей в христианство.
 " Вот уже целый год прошел, как мы, после долгого, но бесплодного пребывания в Венгрии, оставили эту страну и направились к печенегам — самым злым язычникам. Русский государь, известный могуществом и богатствами, удерживал меня у себя целый месяц (как будто бы я по своей воле шел на гибель!) и противился моему предприятия, стараясь убедить меня — не ходить к этому дикому народу, среди которого невозможно отыскать ищущих спасения, а найти себе бесполезную смерть — всего легче". По-моему, отсюда напрямую следует, что Венгрией или ее частью правит русский государь. Почувствовал это и переводчик Н.Оглоблин, опубликовавший перевод (Письмо архиепископа Брунона к германскому императору Генриху II Киевские университетские известия, № 8. 1873). Поэтому после слов "русский государь" он в скобках вставил пояснение - (Владимир св), а в предисловии объяснил нам за самого Бруно, что пробел между двумя соседними предложениями как раз и означает путешествие с Дуная на Днепр.


 А в «Деяниях венгров», написанных Анонимом в конце 12 в., слово «Русь» стоит в следующем контексте:  «О замке Комаром (De Camaro castro)»: «король Эндре выменял это место по двум причинам: во-первых, оно было удобно королям для охоты; во-вторых, в этих местах любила жить его жена, поскольку здесь она была ближе к своей родине, так как она была дочерью вождя русов и боялась прихода императора немцев, который вторгался в Венгрию ради мести за кровь короля Петера...» (Цит. по М.К.Юрасов  Русско-венгерские отношени второй трети ХI в. Мир истории, 2002, №3).


Тут  историки   вынуждены объяснять, что Венгерский Аноним, который это написал «плохо разбирался в географии своей родины (!): «Комаром (современный словацкий город Комарно) находился на Дунае, близ устья реки Ваг, т.е. заметно ближе к немецкой границе, чем к русской». (Там же).

Но, поскольку мы уже столько писали об упоминаниях в различных источниках  Дунайской Руси, то мы  не будем  упрекать Венгерского Анонима в безответственности.   Действительно, ведь он, в отличие от современных историков, и не подозревал, что Русь, о которой он пишет, находится на далеком Днепре, а не у него под боком.   На наш же  взгляд, вся разгадка как раз в слове «словацкий». Но к этому мы как раз сейчас и переходим.


2. Кого испугались хазары?

Итак, почему я думаю, что какие-то истории о событиях на Дунае действительно существовали и были использованы потом Куспинианом и Герберштейном?  Почему это все не чистой воды выдумки «венских гуманистов»?
 
Вот что пишет Герберштейн в  «Московии»: «Если тебе нужны металлы, то какая часть света более, чем Венгрия, изобилует золотом, серебром, медью, сталью и железом?»   

Сравним это с  рассказом о «хозарской дани», которого нет в «Московии», но который  есть в «Повести временных лет»:
«И нашли их хозары сидящими на горах этих в лесах и сказали хозары: «Платите нам дань». Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу. И отнесли их хозары к своему князю и к своим старейшинам и сказали им: «Вот, новую дань нашли мы». Те же спросили у них: «Откуда?» Они же ответили: «В лесу на горах над рекою Днепром». Опять спросили те: «А что дали?» Они же показали меч. И сказали старцы хозарские: «Не добра дань та, княже: мы доискались ее оружием, острым только с одной стороны, – саблями, а у этих оружие обоюдоострое – мечи: станут они когда-нибудь собирать дань и с нас, и с иных земель».

Это означает, что на этих горах была хорошо развиты производство и обработка металлов, что быстро сообразили летописные хозары. Они хорошо понимали преимущества, которые дает обладание передовым вооружением.


Мы уже обсуждали, что вряд ли можно всерьез назвать горами возвышенности Киева и Чернигова. Кроме того, а существуют ли какие-нибудь свидетельства, что в окрестностях  Днепра были  развиты производство и обработка железа? Таких свидетельств нет, даже для  эпохи, предшествующей якобы монгольскому нашествию, которое якобы все разрушило. Нет также и свидетельств о разработке месторождений железной руды. Историкам, чтобы свести концы концами,  остается только предполагать, что железо в Киевской Руси могли получать  из  руды болотной (Колчин Б.А. Черная металлургия и металлообработка в Древней Руси  сборник «Материалы и исследования по археологии СССР», № 32, 1953).

Однако из болотной руды путем выплавке т.н. сыродутным способом в домнице (небольшой открытой глинобитной печи) получали лишь мягкое губчатое железо, которое не годилось для изготовления оружия. "Ранние   этапы   сыродутного   способа   производства   железа   моделировались   в   серии   экспериментов   Б. А . Колчина . На территории раскопок в Новгороде была построена глиняная печь древнерусского типа. Руда доставлялась из отвалов древних выработок старого сосновского рудника на Урале. Были учтены такие существенные технологические подробности, как предварительный разогрев печи, сушка руды. В 17 произведенных опытах плавки было получено губчатое железо. Многократные попытки превратить железную губку в крицу -  в монолитный кусок железа без шлака и пустот (в таком виде железо и должно было поступать к кузнецам для обработки) - не увенчались успехом. (Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века М., Наука, 1980, гл.2.  Имеется в виду работа   Колчин Б.А., Круг О.Ю. Физическое моделирование сыродутного процесса производства железа Археология и естественные науки. М.: 1965. С.196-215).
Заметим, что в экспериментах  Колчина использовался даже не болотный железняк, а руда из рудника. Дело в том, что болотный железняк характеризуется высоким содержанием  серы и фосфора, что  делает хрупким получаемое из него железо. Поэтому железо, полученное  из болотного железняка, было бы еще хуже по качеству.   

(Еще  о "древнерусской" металлургии в 3.5.10).

В отличие от днепровской Руси, в окрестностях Дуная  находится хорошо известный  горный район с разработками месторождений железных руд  – это Словацкое Рудогорье. Причем добываемая там руда  -  сидерит(от греч. sideros — железо) -   характеризуется высоким содержанием железа и отсутствием серы и фосфора. 
Упоминание о добыче руды и производстве  железа  в области  Рудогорья  под названием Гемер  относят к 13 веку. К тому же времени относят следы  горных работ на соседнем руднике Рудабаньи.  Датой открытия самого крупного до сегодняшних дней месторождения железной руды в Чехии и Словакии  - Рудняков - считается 1322 год. 

Через Гемер проходят притоки Тиссы, которая затем впадает в Дунай. 
 (Тисса уже возникала в нашем разговоре, когда мы рассуждали о том, какие «моноксилы», о которых писал Порфирогенит, могли сплавляться по горным рекам.  Заметим также,  что к Гемеру примыкает выходящая к Дунаю  область со знакомым названием Новоград. Есть в этой области и замок Галич).

Словацкое Рудогорье было главным поставщиком железа, меди, серебра и золота для Венгерского королевства.   И в настоящее время Рудабанья остается крупным центром добычи железной руды,  а стоящий на притоке Тиссы город Мишкольц – крупнейшим металлургическим центром Венгрии.

Были на Дунае и все условия для производства бронзы:«медная руда была найдена в венгерском местечке Велем-Санкт-Вид близ Гюнза, на территории, граничащей с австрийской областью Бургенланд. Она залегала вместе с антимонитом, безмышьяковой рудой сурьмы…медная руда и придающий твердость металл залегали в одном месте. Это упростило обработку и последующее изготовление  (сурьмяной) бронзы» (Карл Бакс Богатства земных недр М., «Прогресс», 1986, с.99-100) 

 Так что у летописных хозары, действительно, были основания озаботиться при виде промышленно развитого района с налаженной добычей руды и металлургией, с лесными массивами, дающими топливо для домн,  с речной сетью, связанной со всем дунайским бассейном.

(Вспомним, что  в прошлой главе  мы говорили о том, как креститель Венгрии Иштван покорил независимую хазарскую державу на реке  Тиссе).

Материальных же свидетельств того, что какую-то угрозу мог представлять Киев на Днепре,  нет.

В заключение раздела добавим: принять считать слово  "хазары" этнонимом, то есть названием народа. Нам же представляется, что его надо сопоставить с тюркским "хазрет", то есть "святой". И тогда хазары превращаются в религиозную группу, подобной, скажем, левитам - что тоже означает "священнослужители". В 4.10.11 мы приведем свидетельство, что хазары – это жители Константинополя. В этом случае все становится на свои места – Дунайский регион превосходил Константинополь по уровню развития металлургии – см. раздел 4 этой главы. На Константинополь указывают и односторонние  «османские» сабли хазар.   


3. Русский и чех - это профессии
  -
«Руда» и «русы» - это однокоренные слова. Этот славянский корень  означает «бурый, рыжеватый,красный, коричневый». Вот что пишет о слове русый этимологический словарь Фасмера: «Из  rudsъ, связанного с руда, рудый...»   «В общеславянском языке русъ образовано с помощью суффикса -с- от основы руд-, выступающей в руда; сочетание дс упростилось в с» (Крылов Г.А., Этимологический словарь русского языка:  М., Полиграфуслуги, 2005). Название "руда» происходит именно  от  цвета железной руды. Так цвет сидерита-железняка колеблется от светло- до темно-коричневого с красноватым оттенком. 
Для слова   «русы»  обычно предлагают  следующую  этимологию:  от «русые» -  рыжие. (Ср. украинское «рудый» - рыжий).  Мы предложим другую: русы = рудсые = рудные, то есть народ или группа людей,  ведущая  добычу и обработку  руды.

Для сравнения  взглянем на  название «чех». Словарь Фасмера предлагает выводить название «чех» от «чета» - отряд, толпа.  Однако, никаких сведений о том, что чехи как-то выделялись среди других народов склонностью к  военным формированиям  у нас нет. А вот если рассмотреть версию Я. Кесслера и И. Давиденко ( «Мифы цивилизации», М., Эксмо, 2005, стр. 94), которые выводят «чех» от балто-славянского корня «тьх» с однокоренными ткать, тачать, точить, тесать  и увязывают  его с немецким Zech – мастерская, цех и словами «чекан», «чеканить» (ср. итальянское zecca – монетный двор), то сразу вспоминаешь, что Чехия действительно отличалась в средневековье высоким уровнем своих ремесел, а чешский монетный двор в  городе Кутна-Гора  - один из старейших в Европе. (Считается, что в Кутна-Горе добывалось до одной трети европейского серебра. Чеканка монет началась около 1300 года.   А чуть позже – в 1327 году монетный двор появился в Кремнице – на противоположной относительно  Дуная стороне Рудных гор). 
Таким образом, аналогично  с «рус» - рУдник, и слово «чех» могло означать чеканщик, мастеровой.

(Продолжая этимологическую тему,  вспомним название «этруски». Не будем вдаваться в споры, когда они жили и принадлежали ли к славянскому роду-племени. Заметим лишь, что все свидетельства о них говорят о высоком развитии этрусской металлургии. Что, возможно,  через  «руд» - «рус» и отразилось в их названии).


И по другую от Рудных гор сторону Дуная, в Сербии,  находилась  Рашская область, главным городам которой  был город Рас – столица средневековой Сербии, стоявший на реке Рашка или  Расиня. Саму Сербию итальянцы называли Рассией (Rascia, Raxia, Rassia). И до сих пор еще в Венгрии православных сербов называют «рацы» (они же  Rasci, Rasane,  латинское Rasciani). Неподалеку от города Рас (теперь Новый Базар – Нови-Пазар) находится гора Копаоник. В средние века ее склоны были ископаны шахтами, в которых добывали железную руду. Область была известна, как центр производства и торговли оружием. Неподалек находится и сербский город с характерным названием Печ.

Были в Сербии и месторождения меди и олова, позволяющие получать бронзу: с 13 века «началась интенсивная разработка залежей меди, железа, золота, серебра, олова и свинца. Рудники Сербии на плоскогорье Копальник (Копаоник), на Рудницкой планине и у Нового Брда вскоре приобрели европейскую известность» (Всемирная история Том 3, М, ГИПЛ,1957, Гл.XLVIII, 1).

То есть  и в Сербии мы видим этноним  «рас» в сочетании с рудным делом.

Таким образом, от украинского Закарпатья, населенного русинами, на юго-запад до Сербии протянулась область с постоянным  присутствием  топонимов и этнонимов рус-руд-рас, известная давними традициями добычи руд  и металлургии. На наш взгляд, это и есть земля русская начальных глав Повести временных лет.
 


4. Пушки, взявшие Константинополь

Эта связь русов с рудным делом и металлообработкой – единственное, что может объяснить упоминания о многочисленных походах русов на центр тогдашнего мира – Царьград. Только технологическое превосходство в оружии могло бы позволить Олегу прибить свой щит на ворота самого большого в ту пору города мира. Иначе нам опять придется пересказывать старые басни о том, как «неиспорченность» помогла народу, стоящему на более низкой ступени технологического развития, одолеть народ, более развитый в этом отношении.  (Чтобы далеко не ходить: история последней иракской войны хорошо показала, чего стоят эти басни).
 
 Позднее этот карпато-балканский металлургический регион был поделен между двумя европейскими империями – Священной римской империей германского народа и Османской империей.  Собственно, металлургия – как основа современной цивилизации – это и есть то,  что создало эти империи. В истории Германии зафиксировано это движение металлургических технологий вверх по течению Дуная.

Поскольку, как мы уже отмечали, люди любят погружать начало    любого вида своей деятельности в «глубокое прошлое», то  это же  распространяется  и на металлургию, которая якобы начала развиваться в совершенно незапамятные времена – в 5-6 тысячелетии до нашей эры. Но, так или иначе, обработка металлов – золота, серебра, меди -  в так  называемой Карпато-Балканской  металлургической провинции по археологическим данным началась гораздо раньше, чем на территории Германии либо на Днепре: «Северобалканские и карпатские центры металлургии производили не столько золотые изделия, сколько на редкость разнообразное оружие и всевозможные орудия: втульчатые топоры, комбинированные топоры-тесла, простые массивные тесла, долота и т.п. Причем складывалось впечатление, будто местные металлурги и литейщики в одночасье овладели приемами отливки и отковки крупных изделий сложных форм. Т.е. мощное горно-металлургическое производство развивалось на Балканах весьма стремительно» ( Евгений Черных Философия металла  В мире науки,  2006 № 7). 

Однако при этом «стремительном развитии производства» мы вдруг с удивлением узнаем, что уже знакомый нам Оттон (или Отто) Великий лишь в 960 году нашей эры решил по примеру Византии начать в Германии добычу  и обработку благородных металлов, получив из Византии набор инструментов для златодельческой мастерской. А в 968 году у горы Раммельсберг близ Гослара началась добыча меди и серебра – это самое старое или первое месторождение в «тевтонских землях»( Карл Бакс. Богатства земных недр, М., Прогресс, 1986, стр. 104-105). 

По всей видимости, либо металлургическое производство развивалось не так «стремительно», либо выплавка и обработка меди и бронзы на Дунае и Балканах началась все же несколько поближе по времени к эпохе Отто Великого. Я больше склоняюсь к последнему варианту. Но так или иначе,  металлургические технологии пришли в Германию с юга, по Дунаю. 


Заметим, что « в течение двух последующих столетий (после начала добычи) гора Раммельсберг  стала средоточием королевской власти, а Гослар – излюбленным местом пребывания германских королей и императоров» (там же, стр. 105).  Видимо, короли хорошо понимали роль  металлургии.

Есть упоминания о том, что и в Константинополь металлургические технологии приходили все из того же балканско-карпатского региона. Вот рассказ о взятии Константинополя турками:  «Летом 1452 г. в Константинополе появился венгерский инженер по имени Урбан, предложивший императору свои услуги в качестве оружейного мастера. Константин, однако, не мог заплатить тех денег, на которые венгр рассчитывал; кроме того, у него не было необходимого для такой работы сырья. Тогда Урбан отправился из Константинополя к султану, который немедленно принял его и подробно расспросил. Когда венгр заявил, что может сделать пушку, способную разрушить стены самого Вавилона, султан предложил ему жалованье, вчетверо превышающее то, на которое тот рассчитывал, и снабдил всем необходимым для начала работы.  За три месяца Урбан отлил громадную пушку, которую султан водрузил на стены крепости Румелихисар. Именно эта пушка потопила венецианский корабль, попытавшийся прорвать блокаду. Затем Мехмед приказал ему сделать пушку, вдвое превышающую размеры первой …под руководством Урбана продолжали отливать новые орудия» ( Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 году. — М.: Наука, 1983). Как известно, именно эти пушки сыграли решающую роль в захвате Константинополя. 

Отметим, что в отличие  от византийского императора у султана сырье  для отливки пушек было. Ведь  «только покорив  балканских славян, турки обратились против Константинополя».  Как известно 15 июня 1389 года османская армия встретилась на Косовом поле с объединенными силами сербов. Сербы были разбиты и Сербия постепенно перешла под власть турок. Заметим, что Косово Поле находится там, где из гор – а именно хребта Копаоник – выходит река Ибар. Притоком Ибара является река Рашка. Похоже, сербы и турки бились именно за контроль над шахтами Копаоника и производящей металл и оружие Рашской областью.
   
Добавим, что  и   С.М. Соловьев в 29-й главе «Истории России с древнейших времен» пишет: «У венгерского короля Матвея (Корвина) Иоанн (Третий) также просил рудознатцев, архитекторов, серебряных мастеров, пушечных литейщиков».  -  «Да прислал бы к нам мастера, которой руду знает, золотую и серебряную, да которой бы руду умел и разделити с землею, занеже в моей земле руда золотая и серебряная есть, да не умеют ее разделить с землею» ( ГАФКЭ. архив Посольского приказа, книга цесарского двора 1488 — 1517, Статейный список)».

Тут же Соловьев  сообщает, что московские купцы ездили и в Киев, и в Литву, однако Ивану Третьему отчего-то совершенно не пришло в голову пригласить оружейных мастеров из-под Киева, где поляне якобы еще в незапамятные времена платили дань оружием. Видимо, там таких мастеров просто никогда не было.



5. Вещий Олег или Мехмед Завоеватель?

Вот этот дунайский металлургический регион, о котором мы сейчас вели речь, по всей вероятности, сопровождая достигнутый высокий  уровень промышленных технологий, и породил  свой  круг сказаний либо литературных произведений, которые затем были использованы в повествовании о совсем другом,  ничем с промышленной точки зрения не выделявшемся  регионе.

Мы полагаем, что  рассказы «Повести…» о походах русских князей на Царьград  являются отзвуком военных конфликтов с османами, которые с 14 века  начинаются в балканском регионе. 

Вот  извлечение из «Анонимной болгарской летописи (14-15 вв.)» о походе против  султана Баязета: «в лето 6905-е (1397), двинулся угорский король Жигимонт,  собрав все западные войска, то есть королей, князей, властителей, панов, кардиналов, могущественных франков, короче говоря, множество господ, и отправил одних посуху, других же – по Дунаю на многих кораблях и ладьях, так что вод не было видно. ( «Родник златоструйный. Памятники болгарской литературы 11-18 веков, М., Художественная литература, 1990, стр. 210-211).

Напрашивается сравнение с походом Игоря из «Повести…»: «В год 6452 (944). Игорь же собрал воинов многих: варягов (ср. «могущественных франков»), русь, и полян, и словен, и кривичей, и сиверцев – и нанял печенегов, и заложников у них взял – и пошел на греков в ладьях и на конях… Услышав об этом, корсунцы послали к Роману со словами: «Вот идут русские, без числа кораблей их, покрыли море корабли».

В который раз мы видим, что совпадает не только общий характер событий, но и детали описания.

А вот   победа над  Царьградом   Олега из «Повести…»,  одержанная  за счет военной смекалки:  «В год 6415 (907)… И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли по полю к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов Олегу: "Не губи города, дадим тебе дани какой захочешь" 
 
  А вот извлечение из «Записок  янычара», памятника, как считается, написанного в 15-м веке венгерским сербом – рацем -  о взятии Константинополя Мехмедом II Завоевателем:
«Когда мы подошли к Константинополю, то нам было ведено залечь перед Адрианопольскими воротами, а когда мы там залегли, тогда султан, пойдя на большие затраты, чудесным образом перевез ладьи, чему удивлялись весь город и войско. А сделал он так: на верху был сделан перекоп, который внизу  был обит толстыми досками, намазанными густым слоем жира, к тому же к каждой ладье был приделан чистый корпус; а поднятыми ветряными полотнищами все тридцать ладей одна за другой шли как бы по воде со знаменами, с бубнами, со стрельбой из пушек; в это время битва была приостановлена из-за большого удивления людей: ладьи, которые обычно тянули пешие люди и буйволы, по суше сами шли к морю. Греки, видя ладьи, устроенные таким образом, хотели обороняться, дабы их не могли привезти к морю, но они ничего не смогли с этим поделать ( гл. 26)».
Конечно, литературные сюжеты кочуют из исторического сочинения в историческое сочинение,  и определить направление этого движения не всегда просто. (Так сюжет о маневре с кораблями  выплывает в очередной раз при рассказе о битве при Гангуте: «Петр I (шаутбенахт Петр Михайлов) применил тактический маневр. Он решил часть своих галер перебросить в район севернее Гангута через перешеек этого полуострова длиной 2,5 километра. Для выполнения замысла он приказал построить переволоку (деревянный настил)».)  Но попытаемся.

- «Записки янычара»,  - можешь сказать ты, читатель, - были  опубликованы, то есть напечатаны, только в 1828 году. Поэтому как определить дату их создания?    Вы же сами сомневались в датировках «древних рукописей».

Да, ты прав, читатель. (Тезис, что были печатные издания «Записок янычара» в 1565 и 1581 годах сомнителен, так как эти книги до нас не дошли).   
 Однако Стивен Рансимен в числе  текстов, сообщающих   о переброске османского флота в Золотой Рог,  приводит книгу, изданную в 1717 году:   Edaldy Jacques. Informations envoyees tant par Francisco de Franc a Mgr. le Cardinal d'Avignon que par Jehan Blanchin et Jacques Edaldy, marchant florentin, de la prise de Constantinople, a Laquelle le dit Jacques estoit personnelement. Martene et Durand. Thesaurus novus anecdotorum. I. P. 1717 (Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 году. — М.: Наука, 1983, прим.193).   
Таким образом,  в Европе в 1717 году  история о походе кораблей по суше применительно к осаде Константинополя 1453 года  была знакома. А вот о том, что корабли на колеса при осаде Константинополя ставил вещий Олег не знали ни Герберштейн в 1557 году, ни Киевский Синопсис в 1674-м. То есть ее не знали ни в Европе, ни в России.
То, что ее не знает Синопсис, на наш взгляд,   означает, что попала история о кораблях на колесах в «древнерусские летописи» благодаря Татищеву, который начал свои занятия историей, по его собственному свидетельству, не ранее 1720 года. А, значит, по всей видимости, перекочевала туда из истории о взятии Константинополя османами.



6. Иго болгарского короля Батоя

Болгарские литературные памятники  также сохранили  сюжеты,  которые  стали основой для   страшных рассказов   о монгольско-татарском нашествии  на территорию Восточной Европы,  современной России и Украины, никаких материальных подтверждений коему до сих пор не найдено.

Вот «Сказание пророка Исайи о грядущих летах и об антихристе»: «Восстанет тридцать седьмой царь по имени Гордий, а по прозвищу Чигочин  (ср.  имя Чингисхана -  Темучин) , выйдет он из Солнечного града полухристианином-полуязычником и соберет всю землю Измаильтянскую… И не сможет им противиться никто. И разорит Чигочин землю Болгарскую и Греческую, как мучитель, за семь лет. Тогда погибнут греки за морем, а болгары – на Западе. Останутся они только в славных градах, горах, ущельях и пещерах…И истерзает Чигочин всю землю, и будут в тех странах люди рыдать, голося: «О, горе нам, братия, ибо умрем мы в муках!» ("Родник златоструйный", стр. 267).
 
А вот   болгарский просветитель Паисий Хилендарский (1722—1773), «История славяно-болгарская»: «В то время (при Юстиниане, сыне Константина)  восстал болгарский король Батоя (ср. Батый), сильный и страшный для греков… Летописец Феофан говорил: «Великим чудом казалось, что римский царь брал дань и с турок, и с других окрестных царств, но этим страшным народом был побежден и платил дань королю Батое» (Там же, стр. 231).
(Паисий Хилендарский, кстати, повествует и о том, как болгарский царь Крум велел сделать чашу для пиров из черепа убитого им византийского царя Никифора. Вы, наверное, уже слышали эту историю о черепе князя Святослава и печенежском князе по имени Куря).

В свою очередь эти болгарские сюжеты, какую бы древность им не приписывали,  содержат явные свидетельства того, что  основаны  они  на событиях,  связанных с османскими   завоеваниями.  Вот в «Сказании пророка Исайи…»:  «И Царьград запылает, будто от огня», «И разбредутся измаильтяне, и разорят всю землю болгарскую», «И выйдут в те годы измаильтяне из северной страны. И две части их придут ко граду Солуни, а третья останется в своей земле и пожелает креститься, ибо возлюбит Господь измаильтян. Тогда начнут они осаждать Солунь, и выйдут солуняне против венгров, и перебьют врагов…» (Там же).

Сравним это с данными об истории Салоник (Солуни):"С 1383 по 1387 год жители под руководством Мануила Второго героически оборонялись от осаждающих город турков, но в 1387 г. город сдался. В 1387—1402 гг. город принадлежал туркам, после поражения турок от Тимура был возвращен Византии. В 1423 году власть в полуразорённом городе была передана венецианцам, стремящимся контролировать Средиземноморье и его торгово-экономический сектор. Турки вновь осадили город с 1426 г по 1430 год, когда город был окончательно захвачен турками".

Можно, конечно,  считать, что  «Сказание пророка Исайи…»,которое относят к 11веку, точно  предсказало будущее. Нам более правдоподобной кажется версия, что  «Сазпние …»   было написано уже после того, как османы овладели  Северной Грецией и Болгарией.

(см. также  главу 4  Книги 3).


Рецензии
Весьма интересно! Что чех и тех одно слово сомневаться не приходится, т.к. ч-т чередующиеся согласные. А "рус" может иметь множество толкований, ни одно не претендует на абсолютную истину. Но повление русских изначально "на Киевщене" очень сомнительный посыл. Без сомнения изначальные места обитания ближе к Фракии, то есть Балканы.

Владимир Погожильский   22.07.2019 20:51     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик! Под толкования я подкладываю металлургическое прошлое региона с топонимами "рус".

Андрей Пустогаров   22.07.2019 20:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.