Зло - товар ходовой
Оно повышает самооценку читателей – ведь мы сами отнюдь не такие, как описанные антигерои, мы-то понимаем, где зло, а где добро, что хорошо, а что – плохо.
А что о добре говорить? Ни поспорить, ни слова едкого сказать, да и герои какие-то однообразные: ну, честность, благородство, идеалы и все такое. Скудный материал одним словом… Да и к жизни отношения имеет мало. Где оно добро, в жизни-то?
Зло же бесконечно и многолико: у одной только лжи оттенков не пятьдесят и не сто пятьдесят! Вот эти оттенки люди готовы обсуждать и осуждать до бесконечности.
Почти все «премиальные книги» - о зле, поиске его начал, развилок развития. Часто талантливом поиске, но именно поиске зла. Хоть «Венерин волос» Шишкина откройте, хоть «Обитель» Прилепина. А уж в романе Сенчина «Елтышевы» - просто квинтэссенция зла, все существование героев сводится – и мастерски раскрывается – к отсутствию воли к жизни и злу, которому они творят. Можно углубиться в историю литературы, вспомнить Иудушку Голавлева или Смердякова, но вы и без меня тут справитесь.
Так это же традиция русской литературы – примерно так однажды заявил Захар Прилепин. Можно и поспорить, лично я это данностью не считаю. Согласна, что на теме добра сложнее создать конфликт, сложнее удержаться от «розовых слюней», да и наследие соцреализма, перекормленности одномерными «положительными героями» давит до тошноты. Но не это главное.
Мне кажется, все просто: от положительных героев и их непростых внутренних конфликтов, не получает читатель достаточной пищи для самоутверждения. Не ощущает себя значимым, почти всегда проигрывая им в благородстве. Добро же –перефразируя мысли блестящей статьи Катерины Мурашевой о подростках – влечет за собой неуверенность в собственном выборе и не дает подтверждения собственной правоте. Не получается над злодеями возвысится, и это вызывает досаду, принимаемую за скуку.
Мы сетуем: какой канал ни включи, какую книжку не открой – одно и то же: зло, ненависть и подлость. В жизни как будто ищем добро и любовь, но проходим мимо них или пролистываем, не замечая…
Вот, для примера, моя книга «Кащенко! Записки не сумасшедшего». Грех жаловаться: и отзывов, и читателей на встречах она собрала больше, пожалуй, чем предыдущий роман ( на мой взгляд, более сильный, емкий и добрый). Но читателю, в основном, хотелось проникнуть в обитель зла, за стены «желтого дома» - психушки, где зло это творится походя, в мир несчастных, сломленных, в атмосферу окружающей нас недоброй жизни. А крупинки добра, щедро разбросанные в рассказах, которые идут вслед за основной повестью о психушке, восприняты, скорее, как довесок. Лишь единицы оценили, что именно сквозь зарешеченное окно «желтого дома» добро мне высветилось так ярко, что все восстало против той легкости, с которой в жизни мы проходим мимо него.
Мимо одного из таких рассказов о добре – «Шорохи судьбы» - не прошел толстый литературный журнал «Нева», выделив его из всего сборника «Кащенко!» Добро, как свет к окне. Как редкий товар, не ходовой. А нужен ли вообще этот свет в окне? Или достаточно самоутверждения на смаковании бесконечных оттенков зла?
Можно прочесть рассказ «Шорохи судьбы», чтобы продолжить разговор. А можно и не читать, ведь там о зле ничего нет. Или почти ничего…
Полностью читайте на: http://snob.ru/profile/23854/blog/96332
Свидетельство о публикации №215081201015