Редакционная почта

Венчание  в  старой  церкви

         Село Озерки находится  недалеко от Семипалатинска.  Сказать, что вокруг     большие озера никто не мог, но   все - таки было несколько  небольших, совсем неглубоких озера, где выращивали рыбу.
          Об  Озерках ходили и другие слухи, якобы в старой церкви венчался Федор Михайлович Достоевский.  Однако, достоверные источники об этом писали: «…Некоторые обыватели приписывают нахождение церкви в этом селе с именем Фёдора Достоевского, но это не соответствует действительности, так как она была освящена только в 1919 году». Но старожилы   до сих пор  уверены в этом,  а приезжие  обязательно  посещают  старую церковь.    
           Окончив  педагогический институт,  две подруги- Нина  Бунько и  Жамиля  Омарова,  были направлены   в Озерки  на «отработку» на три года.   Каждый из девушек чувствовал гордость,  а как не чувствовать,  если выдан диплом, высшее образование, еще и учителя. Профессия учителя в 70- 80-ые годы  была настолько  престижной, что  в институтах   создавался  огромный конкурс.
           Нину Андреевну - учителя начальных классов и Жамилю  Алтаевну  - русского языка и литературы, с напутственными словами родители  посадили  в  автобус.  Девушки   всю жизнь прожили в городе, окончили школу  и страницу своей трудовой биографии  начинали  с   сельской школы.   Водитель  попался веселый, всю дорогу шутил.
                -  Девушки, вон там за  горой, видите,  ваша  деревня, где вы выдите замуж за сельского паренька, научитесь доить корову, будете учить деревенских  разбалованных  ребятишек, вот роматника - то…». Он все громче и громче смялся над   своими же шутками,  а Нина и Жамиля от такого «предсказания» прижимались  друг к  другу  еще сильнее. 
            Наконец автобус остановился, пассажиры  начали  выходить,  а молодые учителя,  как прикованные,  смотрели на водителя, ожидая его  приглашения  покинуть салон автобуса.
                - Жамиля, - сказала Нина, - я  здесь не выйду замуж, никогда».
                -  Не выходи, сказала Жамиля,-  тебя уже  сватают что ли?
                Отработаем и уедем.
                -  Выходите, красавицы, - сказал водитель, - ни пуха,  ни пера.
                -  К черту, - неожиданнно для себя ответили девушки  хором.
            Недалеко от остановки  они увидели одноэтажное свежевыбеленное здание, с большими окнами темно-зеленого цвета. Точно такой же краской были покрашены и заборы.  Нина  сказала: «Смотри, это, наверное, школа».  Село было достаточно большое,  посередине возвышались  два одинаковых  двухэтажных дома,   во дворе стояли  детские коляски, какие- то баки с водой, велосипеды,   как заметили городские гости,  за всем этим никто не присматривал. Все было на полном доверии.   
           Остальные дома так же были побелены, а  снизу, как будто по линейке, был выведен  черный карниз. Это делали специальной краской с одной стороны для красоты, с другой, чтобы во время дождя на стенах не были видны грязные брызги.   Возле каждого дома небольшой огород, за  забором красивые гладиолусы, розы,  подсолнухи, вдоль забора вьюны  около двух метров. А еще на заборах, сверкая на солнце,  висели  чисто вымытые банки для соления огурцов и помидоров. По всему периметру двора  было чисто, ни одной соринки.  Все это выглядело  настолько уютно и  красиво, что хотелось войти во двор,   сесть  на завалинку, аккуратно выложенную из кирпича, и  гладко  помазанную глиной. 
            В центре  деревни  возвышалась старая церковь.  Она была построена из  красного кирпича.  Это надо же после  стольких лет  стены и купол  оставались целыми.   Окна были  забиты железной решеткой, видно  предприимчивый руководитель  совхоза использовал  для хранения материальных ценностей.   А за церковью было много деревьев,  зеленая высокая трава, в которой вода была  удивительно прозрачной.
             Шесть  часов утра. Петухи  по очереди кричали,  словно приветствуя доброе утро.  Подруги  шли по улице в полном восхищении от крастоты и тишины деревенского утра. Скоро  люди начали просыпаться.  Началась  утренняя дойка коров.   Хозяева полусонные,  накинув на плечи что пападет под руку, в старых калошах,  медленно шли за своими буренками, а те,  никуда не поварачивая,  бежали прямо к речке. И так образовалось стадо. Обратно они опять  шли медленно,  кто- то, остановившись, ждал соседку, другие  посередине улицы обсуждали  сельские новости.  Были и те, кто, очевидно, проспал, и теперь бежал за стадом, подгоняя  корову  тоненьким прутиком.  Строгий пастух, делая замечание,  громко кричал: «Опять, Ленка, проспала».
            После того как проводили свою живность,  опять установилась тишина.   Казалось,  что наступила вторая половина ночи, потому что  многие хозяюшки снова улеглись спать.  Всего в Озерках было  пять небольших  улиц.  В центре села, они увидели два рядом стоящих магазина, на одной из которых было написано «Продукты», а на другой «Промтовары».  Окна  забиты решетками, и на ржавой   вывеске  белой краской написано: «Магазин работает с 10 до 18 часов. Без выходных.  Завоз хлеба в понедельник и четверг».
             За час подруги обошли все село и подошли к школе. Солнце уже светило ярко, чувствовался свежий запах разнотравья после ночного дождя. 
                - Нина, какое блаженство, боже мой, неужели  так хорошо бывает
                в деревне, - восхитилась Жамиля.
                - Вот так, подруга, - пошутила Нина,  - будем теперь сельскими учителями.
             Далее девушки  прошли мимо сельсовета, над которым висел выгоревший флаг страны,  рядом здание  медпункта,  дом быта, почта, а чуть  дальше серое здание с надписью  «Баня».  Нина вздохнула:
                -  «Ну,  Жамиля, все блага для человека в этой  деревне  имеются,  нам с тобой остается лишь  учить и воспитывать  детей, чтобы они стали хорошими людьми».
              Через час деревня начала опять   оживать, но  на улицу уже  стало больше выходить мужчин.  Кто-то в огороде обливался водой, кто- то возился с мотоциклом,  начали выезжать  машины -  наступил  новый  рабочий  день.  Девушки  подошли к школе и сели  на лавочку. 
                - Нина,  тебе хотелость бы  остаться в этой деревне?
                - А чем здесь плохо, Жамиля, сейчас выйдут сельские
                красавцы, может быть,  и ты  влюбишься. Они громко засмеялись.
                -  Да,  все может быть, только давай ни с кем не будем знакомиться.
             Девушки договорились между собой  держаться подальше от сельской молодежи и, молча, ждали  руководство школы. 
           Около восьми часов на школьном стадионе появился мужчина лет пятидесяти, высокий, красивый,   выглядел он  достаточно  строго - сорочка голубого цвета, галстук в  полоску, а в руке большая черная папка. Он  обошел стадион, затем  осмотрел двор, подошел к клумбе с цветами,  одним словом, без всякого было понятно -  это директор школы. Он все рассматривал очень внимательно, как будто за ночь ему  посторили новую школу.   Девушки  встали  и пошли к нему навстречу.
                - Здравствуйте, мы по направлению приехали к вам работать
                учителями. Он посмотрел, улыбнулся и сказал:
                - Жду вас, мне звонили с районо.  Прошу вас»,-  и показал на вход в здание.
           Молодые учителя представились, показали  дипломы, директор провел экскурсию по школе.  Интересное чувство охватывает, когда  ты первый раз приходишь в школу.  С одной стороны,  что можешь сделать больше, чем другие, с другой - ждешь встречу с учениками, своего  первого урока и ощущаешь неимоверное  волнение.  Обычно учителя, умудренные опытом, говорят, что  первые три урока - это  твой экзамен перед учениками.  Они изучают тебя, наблюдают за каждым движением, делают выводы, какие шалости им дозволены и на сколько, проверяют твою реакцию, а затем делают свои выводы:  «Ты знаешь, какая строгая новая училка» или «Нет,  не строгая…». И это на их языке  много  значит. Причем мнение среди детей  быстро распространяется по школе.
          Директор  поручил завхозу проводить молодых специалистов   к бабе Дуне, с которой он уже давно договорился.  Встретила  хозяйка дома  вежливо, показала комнату.  Мебель была старая, в комнате чисто и уютно, на окнах занавесочки с кружевами, самое главное - большой письменный стол.  Баба Дуня каждый день  готовила обеды, завтраки и ужины, дед Василий  занимался  по хозяйству, потихоньку потягивая самогон собственного производства. Утром  баба Дуня  с особым украинским акцентом говорила:
                - Девчаты, на печке  свежий борщ  и яйца в  осмятку. 
                Не забудьте,  чугун накрыть  душегрейкой, а то остынет за  день. 
       Нина с Жамилей строго выполняли указания бабы Дуни и  признавались , что  такого вкусного борща с яйцами в «осмятку»  никогда не ели.
             Нина Андреевна и Жамиля Алтаевна  познакомились с  педагогическим коллективом. Приняли их очень доброжелательно, помогали, подсказывали, давали советы. 
        Первое сентября ждали с волнением.  Нине  Андреевне доверили первый класс, а Жамиле Алтаевне  несколько старших   и  руководство в выпускном классе.  Первый урок для Нины Андреевны был настоящим праздником. Маленькие,  детишки ловили каждое слово своего первого учителя.  Родители  старались запомнить поручения учителя на счет учебных принадлежностей и дисциплины, подарили огромные букеты цветов. Вот так открылась первая страница  биографии сельского учителя. 
       Первый урок Жамили Алтаевны начался с десятого  выпускного  класса.  Поправив   прическу, волнуясь, сделав строгий вид,  она вошла в класс. Все встали.  Девочки внимательно разглядывали  ее наряд,  у мальчиков улыбка расплылась по  всему  лицу.   
                -  Здравствуйте.
                -  Садитесь, пожалуйста. Меня зовут Жамиля Алтаевна Омарова,
                я ваш классный руководитель и учитель русского языка
                и литературы.
       С третьего ряда  юноша поднял руку  и спросил:  «С Вами еще одна учительница приехала, да? Я видел, как вы вчера  шли по улице. Меня зовут  Александр  Конев.
                -  Ваш вопрос, Александр, к  теме урока не относится.  Сейчас я
                хочу познакомиться с вами,- обратилась она к остальным.
       Взяв в руки классный журнал,  она стала называть фамилии. Когда дошла до этого  смельчака с третьего ряда,  его же соседка   сказала:
                -  Это опять Сашка Конев -  сын директора школы.
                -  Как же я недогадалась, - подумала Жамиля, - точно,
                ведь у директора тоже фамилия Конев.
                -  Спасибо, Светка, - отпарировал  Александр, достойно
                меня  представила.
          Первый урок так и закончился   знакомством,   распределением обязанностей, выбором старосты класса, при этом несколько мальчиков  пытались насмешить всех, но Жамиля Алтаевна  была очень строга.
          Дом с небольшим огородом, где поселились  молодые  учителя,  находился рядом со школой. По субботам Дед Василий  топил баню,  поэтому девушкам  банька с березовым веником была по душе.
          Однажды  девушки сидели в своей команате  и проверяли тетради, дожидаясь своей очереди.   Дед  помылся, пришел и лег отдохнуть. Баба Дуня все  еще не возвращалась.   Тогда Жамиля решила сходить узнать, почему так долго она моется, обычно  не задерживалась. Вышла на улицу и услышала  крик:  «Открой, старый, мне  плохо».  Она подбежала к дверям открыла железный крючок, а баба Дуня еле живая  лежала  на полу.  Жамиля с трудом  завела  ее  домой.  Оказывается дед Василий  забыл, что баба Дуня в бане и снаружи  накинул крючок.   Отдышавшись, она  ругала его,  обещала спрятать самогон   и даже угрожала  в следующий банный день  также  ему насолить.
           Девушки посмеялись и всячески убеждали семидесятилетнюю  хозяйку, что дед это сделал не со зла.
            Шли дни за днями, подруги  привыкли  к детям,  коллективу,  они допоздна были в школе: писали поурочные планы, заполняли классный  журнал, проверяли дневники и тетради.  Вот такие они,  будни учителя, дорогой читатель, не только в деревне, но и в городе: ненормированный рабочий день, нескончаемый поток планов, тетрадей,  беседы с родителями, большинство  которых, считают, что  его ребенк самый лучший и способный. Но Жимиля и Нина хорошо усвоили, что главный показатель  работы учителя- это его уроки и соответственно знания  учеников!
        Прошло два месяца.   Они  постепенно  начали привыкать к тихой деревенской  жизни.
           Первого ноября  Нине исполнилось  20 лет.  Перед началом первого урока  всех задержали на пять минут.  Директор школы  с букетом цветов поздравил ее с днем рождения.
                - Нина Андреевна, - сказал  Иван Васильевич, - от всего нашего коллектива  поздравляю Вас  и желаю успехов. Мы рады, что к нам в школу приехали два  инициативных  педагога. Надеемся, что надолго задержитесь в нашей школе.
            Услышав  слово «надолго»,  Жамиля и Нина переглягнулись, а это заметили учителя, и  раздался  громкий смех. 
                - Ну,  дорогие мои, быстро все по урокам, - строго  сказала  завуч.
            Родители тоже пришли в этот день с цветами, чтобы поздравить первого учителя своих детей.   Закончились уроки, Нина проводила своих учеников и села готовиться к завтрашнему дню.   Вдруг дверь  медленно стала открываться, и вошел  юноша. Нина его сразу узнала - это был тот Александр Конев, о котором  каждый день рассказывала Жамиля.
                - Нина Андреевна, позвольте поздравить Вас с днем рождения. Она опешила, но в этом ученике  выпускного класса  сразу увидела  взрослого парня, который   спокойно  изучал ее, но при этом  чувствовал  себя  вполне уверенно.
                -  Спасибо, Саша, - ответила она и приняла из его рук букет цветов.
                -  Вы знаете мое имя?- спросил он.
                -  Знаю, ты сын директора школы и считаешь, что  можешь свободно
                уйти с урока. 
                -  Вы, конечно,  об этом расскажете моей классной, да?
             Конев сел на край парты и, молча, уставился на Нину.  Его взгляд был настолько пронзительным, что первой отвести взгляд пришлось ей. Молчание продлилось около десяти минут,  Нина  уже  не  могла  сосредоточиться,  и стала собираться домой.
                -  У Вас столько цветов, можно я помогу донести.  Ученики должны помогать учителям, - с какой - то  иронией  отметил он.
                - Ну, хорошо, ученик выпускного классса, помоги
                учителю, - ответила тем же  Нина. 
           Саша вошел в дом, положил цветы. Нина поблагодарила его,  и  вышла   проводить до калитки.
                - Нина Андреевна,  а  вы  видели нашу церковь.  Она разрушена, но это  исторический помятник, в ней, как говорят наши сельские старики,  венчался сам Достоевский. Хотите, завтра для вас с Жамилей Алтаевной, я проведу экскурсию.  Эта новость ошеломила  ее.
                -   Правда Достоевский ? - переспросила она.
                -  Честное слово, - улыбаясь, ответил Саша, потом резко
                повернулся и ушел.
           Вечером за ужином  Нина рассказала  подруге, но та не удивилась.
                -  Знаешь, Нина,  парень  не плохой, но как сын директора
                школы,  считает, что ему больше дозволено, смотри,  не влюбись,
                ведь  ты всего на три года старше его. 
         От слов Жамили Нине стало  как-то не по себе, весь вечер она думала над ее словами,  долго не могла заснуть. Перед  ней  стоял его пронзительный взгляд.  Она  со страхом себе признавалась,  что ей  приятно вспоминать эти большие черные глаза.  Вот оно - доверчивое девичье сердце.
         На следующий день, в субботу,  уроки закончились чуть пораньше. Застегув детям пуговицы, укутав шарфами,  уложив все принадлежности,  Нина  осталась в классе одна и  села проверять тетради.  Вдруг, как и вчера,  тихо открылась дверь,  и на пороге появился  опять  Конев.  Она встала и испуганно  произнесла:
                - Это что такое, Конев, ты опять ушел с урока, меня уволит твой отец.
                -  Хотите, я сам ему расскажу, - совсем серьезно, вполне по- взрослому
                ответил  он.
                -   Все, иди и больше, чтобы я тебя здесь не видела.
                -  Я уйду, если Вы дадите слово завтра в одиннадцать часов пойти
                со мной  в старую  церковь, как обещали.
                -  Хорошо, хорошо  - от безисходности торопливо  ответила  Нина.               
               
            Ночью Нина  строила планы, как отказать Коневу в экскурсии, но  боясь его настойчивости,  решила пойти и  поговорить с ним очень серьезно.  Утром пришлось сказать  Жамиле, что  идет на встречу  с родителями. Быстро оделась и вышла.
          За домом уже стоял  Александр Конев.  Как же неуютно себя чувствовала Нина, ей казалось,  что сам директор школы  наблюдает  из окна.  В отличие от нее, Саша шел спокойно и уверенно.  Наконец, они пришли.
                -  Нина Андреевна, чтобы Вы поверили мне, я взял с собой
                книгу  о пребывании Федора Михайловича Достоевского
                в Семипалатинске.  Вот почитайте.
           Она открыла  страницу: «В 1857 году, Федор Михайлович Достоевский два месяца поправлял свое здоровье в Озерках, в котором к этому времени было построено 2 офицерских дома и 58 казачьих, где проживало в пределах 300 человек мужчин и женщин. Промышленности не было никакой, только рядом с селением было расположено несколько казачьих водяных мельниц. У кого останавливался Ф. Достоевский — пока остается тайной…».  Она продолжила читать дальше.
                -  Так ты говорил, что Достоевкий венчался в этой церкви?
                -  Да, в этом уверены все  наши старожилы.               
                -  Нет, Саша, говорить можно,  но   здесь  черным по белому
                написано, что церковь была освещена в 1919 году. 
                -  А знаете, о чем я мечтаю, -  перебил   он.
                -  О чем же?
                -   Закончить строительно - архитектурный институт,
                произвести реставрацию  этой церкви,  а потом  здесь обвенчаться
                с Вами.   
         Нина настолько растерялась, что громко и неприлично рассмеялась. А потом  пришла в себя и  быстро ответила:
                -   Иди  Конев домой, я сама дойду.    
          Он не стал перечить, не попрощался, просто  отошел в сторону и крикнул ей вслед:
                -  Да  я же влюбился в тебя, Нина Андреевна.
          Нина быстро бежала домой, оглядываясь назад, она пряталась не только от людей, но и от самой себя.  Возле дома остановилась, отдышалась и  постаралась спокойно войти.
           Жамиля проверяла тетради.  Нина, чтобы не слышать вопросов, собрала белье и пошла в баню  стирать.
              «Что же делать, - думала она,- вот привязался, какой позор, что делать, собраться и завтра же уехать?  Куда? Ведь я должна отработать три года. Больше  не позволю ему приходить в класс. Надо все рассказать Жамиле», - решила она.   Рассказать она так и не осмелилась,  Саша  продолжал после уроков стоять у дверей ее класса.  Благо начальный блок находился в пристройке к  школе, поэтому его могли видеть только учителя начальных классов.  Но чтобы никто не увидел,  она быстро закрывала за ним двери, он садился на последнюю парту и молчал. Потом она собиралась домой,  молча, выходили из класса.  Так продолжалось достаточно долго.
          Однажды  Жамиля неожиданно вошла в класс  к Нине Андреевне и увидела своего ученика.  Она не удивилась, потому что учитель второго класса   сказала: «Хотите убедиться, где Ваш ученик, идите в кабинет первого класса». И вот классный руководитель  лицом к  лицу со своим учеником.
                -   Саша,  что тут делаешь?
                -   Как видите,  сижу  с желанием  помочь Нине Андреевне, а она
                отказывается от моей помощи.
                -   Конев,  ты часто ей помогаешь?
                -   Хочу всю жизнь помогать, верите.  Люблю ее,
                Жамиля  Алтаевна, - резко ответил он и опустил голову.
          Нина соскочила со стула, покраснела, потом  подбежала к окну:
                - Жамиля, извини, я  принесла тебе столько неприятностей,
                я уеду в конце третьей четверти, - голос  дрогнул и  выбежала
                из класса.
         Александр Конев был единственным сыном своих родителей. Отец уже  пять лет работал директром Озерской школы,  жена - бухгалтером в совхозе.  Семью в селе  уважали.  Саша учился хорошо,  участвовал в общественной жизни, был высокого роста с пышными темными волосами и большими глазами. Пользовался успехом среди одноклассниц, еще бы,  ведь сын директора школы.
         Жамиля  осталась в классе,   они  с Сашей откровенно поговорили.   
                -    Ты знаешь, что  девочки вашего класса написали
                директору школы о  твоем поведении и завтра состоится
                педсовет, на котором будут  разбирать Нину  Андреевну.
                -  Я знаю, -  сказал он,- со мной вчера говорил отец.
                -  И что? Погладил по головке?
                -  Нет, думаю, что он меня поймет, осталась одна четверть
                и я могу самостоятельно принимать решение.               
          В  этот  вечер  Нина  поздно вернулась домой. Она долго бродила по селу и объявила Жамиле, что собирается уехать.
                - Нина, ты взрослый человек, ты же ничего не рассказывала мне, хотя  учителя  уже давно шепчутся.  Завтра будет педсовет, я тебя, подруга, в обиду не дам.  Мне  сегодня  понравилось, как  по- взрослому рассуждает  Саша.
         Нина бросилась ей на шею и  громко разрыдалась. Прибежала испуганная баба Дуня и тоже  разрыдалась,   вспоминая свою первую любовь. 
                -Ты понимаешь, Жамиля, я ведь тоже в него
                влюбилась, как ненормальная, ненавижу себя за это.
       Ночь прошла  с успокоительными  таблетками, вечером состоялся педсовет с участием профсоюзного комитета.  Директор объявил поветску дня:  «О поведении учителя начальных классов  Бунько Нины Андреевны». Нина встала,   положила заявление об увольнении на стол и сказала:
                - Извините, не за любовью я сюда приехала,
                но она, оказывается,  меня ждала здесь. Я завтра уеду,
                убегу от нее. 
       Вдруг  дверь открылась, и   вошел  бледный  Александр  Конев. 
               «Извините, - сказал он, -  я тоже не думал, что ко мне приедет любовь.   Я хочу попросить прощения у Нины Андреевны,  у тебя, отец,  как  у   директора школы.  Не осуждайте, вы же тоже любили.  Я закончу школу,  стану  архитектором -строителем,  вернусь  в это село. А есть у меня еще  одна большая  мечта, о которой вы узнаете в свое  время.
                Когда он начал говорить, Нина выбежала из класса.  Учителя притихли.   Директор школы  опустил голову и произнес:
                -  Какое будет решение педагогического совета? Будет так,
                как вы скажете. 
          Через неделю Нина Андреевна все - таки уехала. Александр  успешно сдал экзамены, получил аттестат зрелости,  поступил в   строительно - архитектурный  институт.
          Прошел год.  В Озерки пришла хорошая новость  о  подготовке сметно - проектной документации на  восстановление церкви.   Через пять лет приехала группа  реставраторов во главе с Александром Коневым.  К родителям Саши часто стала призжать и невестка - Нина Андреевна Бунько  с   пятилетней  дочерью  Жамилей.
            Венчание Александра и Нины состоялось через восемь лет, в день официального открытия церкви, когда полностью завершилась реставрация.   Собрались  сельчане, учителя,  все  знали эту историю любви, а что  поделаешь,  у любви нет границ, возраста, расстояния, просто  надо уметь любить по - настоящему.               
           Через несколько лет Иван Васильевич вышел на пенсию, Жамиля стала директором школы и  вышла замуж за   учителя  химии.
            Видите ли, как сказал один из классиков: «Сердце имеет свои  законы- правда не такие, из которых легко было бы составить  полный систематический кодекс», а мне, как автору рассказа,  хочется вместо слова «кодекс» написать  «устав школы».

                Умыт  Сагитова.
         


Рецензии