15 лет подвигу АПЛ Курск

15 лет подвигу моряков «Курска»
Что всегда давало силы смиренным и кротким русским воинам безропотно отдавать свои жизни на поле брани? Несомненно, православная вера! Христиане веруют в Воскресение Христово и всеобщее воскресение из мертвых. Эта сила нашей пасхальной веры была направляющей от юности, при выборе тяжелой и опасной военно-морской специальности, при службе и многомесячных трудах в открытом море и для моряков «Курска». Смерть при исполнении своего долга не страшна православному христианину.  Часто можно было услышать самые разные мнения о затонувших подводниках: «Да это были самые обычные русские мужики и парни нашего смутного времени, они и почти ничего не знали о вере и Церкви, грешили, как и все». Но Церковь учит нас смотреть не на грехи в продолжении жизни человека, а на его кончину. А здесь все ясно. Это была кончина наших воинов на боевой вахте, и кончина мученическая:
…Православные люди в моленьях
К небесам обращают глас.
Я пред вами стою на коленях
И считаю святыми вас.
(Василий Арчаков)
Традиция поминовения моряков
15 лет прошло со времени трагедии АПЛ «Курск», с того времени, когда 12 августа 2000 года затонула АПЛ «Курск», вышедшая в свой боевой поход из Видяево ( Мурманской области), от причала Ара-Губы.Свои жизни в волнах студеного моря окончили 118 русских моряков. Выросли уже дети молодых офицеров-подводников, многие из них по примеру отцов тоже стали военными. Очень важно, что Россия не забывает подвиг моряков. Да и как забудешь? Мне было в ту пору 29 лет, я работала при Никольском соборе в издательском отделе епархии. Помню, после 12 августа собор был заполнен приезжими людьми. Помню довольно молодую еще пару лет 45-ти, у которой на «Курске» служил сын-матрос. Мать плакала, отец что-то возмущенно говорил, хотел призвать к ответу за аварию флотское начальство… Все – и мы, и родители, жены, родственники моряков молились о спасении экипажа «Курска». Выживет или нет военный моряк, выполняя свое важное и опасное задание над холодной и соленой водяной бездной – никогда не известно. Как и во всем, здесь действует  Святая и Непостижимая Воля Божия.
Проходят каждый год поминальные службы в Севастополе, Петербурге и других городах. Митрополит Мурманский и Мончегорский Симон (известие о катастрофе застигло его в Москве на архиерейском соборе) молился вместе со всеми русскими епископами о спасении моряков, молился  по приезде в августе 2000 и в Мурманске, и в Видяево, беседовал с родственниками подводников, утешал, поддерживал. Владыка благословил написать четыре больших иконы для Никольского храма в Видяево : Спасителя, Божией Матери, святых Николая и князя Владимира с маленькими фотопортретами подводников по периметру икон.
В своих проповедях митрополит и теперь часто говорит о необходимости молитвенного поминовения моряков. Молитва за усопших важна и для них самих, и для нас, сейчас живущих на Земле. Я почувствовала это на себе, когда довелось побывать на Литургии в Никольском в Ара-Губе и в храме Видяево 12 августа 2011 года. Эту поездку для мурманчан и гостей области организовывает каждый год Паломническая служба «Под сенью Трифона». Суровые скалы и сопки Ара-Губы, стального цвета студеное Баренцево море, мощные, темнеющие над водой словно спины громадных китов подлодки… Во всем – большая напряженность, воинственная атмосфера, готовность к обороне. И по контрасту – светлый, уютный деревянный храм, таинственное мерцание свечей, запах ладана. С иконостаса ласково взирают на молящихся лики Христа и Богоматери. На стене – резной деревянный образок святого Феодора Ушакова с частицей его мощей. Митрополит служил Литургию, но были только паломники и несколько человек из местных. Жаль, что на воины (за исключением одного-двух) в этот день не были у обедни и не причащались. Слава Богу, что по приглашению командования после Литургии в храме Владыка Симон вышел на пирс и отслужил литию – краткую заупокойную службу по экипажу «Курска» перед строем моряков.
В тот же день мы посетили и совсем крохотный Никольский храмик в Видяево. Поразила особая атмосфера храма, большие, сияющие позолотой иконы с маленькими изображениями подводников по краям.
Хорошо, что и 12 августа 2015 года митрополит приехал в Ара-Губу и Видяево, и вместе с военными моряками помолился об упокоении воинов экипажа АПЛ «Курск».
«Пали за русскую честь»
Помню, что мне так хотелось после паломничества в Видяево лучше разобраться в причинах трагедии «Курска», что я взяла в читальном зале Областной библиотеки книгу капитана-подводника Николая Черкашина «Унесенные бездной» и читала, не отрываясь. Конечно, писатель-маринист Черкашин более всего прославился своей повестью «Последняя любовь Колчака», по мотивам которой в 2008 году вышел прекрасный фильм «Адмирал Колчак». Но и книга о «Курске» – совершенно замечательная. Почти сразу же Черкашин, как военный моряк, решительно ставит вопрос ребром: «А по какой причине погибла эта сверхмощная субмарина России?» И отвечает на этот вопрос твердо и вполне аргументировано:
«Капитан 1-го ранга Геннадий Лячин войдет в историю Российского флота вовсе не как командир злосчастной атомарины. Он войдет в боевую летопись ВМФ как командир того "Курска", который - и это без всякой патетики совершил летом 1999 года поход в Атлантику и Средиземное море.
 Не каждого командира корабля и не после каждого похода принимает в Кремле глава страны. Таких за последние полвека можно перечесть по пальцам: первый командир первой советской атомной подлодки - Леонид Осипенко; командир атомохода Лев Жильцов, лодка которого первой всплыла в точке Северного полюса...
 Лячин о походе: "... В этом походе было всякое...
 Побывали в южных широтах Атлантики, в Средиземном море. Лодка новая, и в первом же её автономном походе наиболее важно было проверить, насколько надежными окажутся её материальная часть, все жизненно важные системы, особенно в сложных условиях большого противостояния противолодочных сил флотов НАТО. А задача была - поиск и слежение за авианосными ударными группировками потенциального противника. Предстояло узнать все: состав его сил, маршруты развертывания, переходов, характер деятельности и многое другое.
 И мы не давали спокойной жизни многочисленным силам противника, и к себе ощущали, мягко говоря, повышенное внимание. Нам пытались активно противодействовать в первую очередь патрульная противолодочная авиация, а также надводные корабли и подводные лодки. Мы их своевременно обнаруживали, но случалось, что и они нас засекали. У них задача была - установить за нами длительное устойчивое слежение, что мы им постоянно срывали..."
 Запомним эти слова командира "Курска". Именно такая задача стояла и перед американскими подлодками "Мемфис" и "Толедо" в роковой августовский день: длительное и устойчивое слежение».
Смертельный удар нанесли те, кому это было на руку, логично развивает свою мысль писатель: «И правительству Билла Клинтона, и мировой общественности был сделан более чем прозрачный намек на то, что Россия все же располагает серьезными уликами в отношении американских подлодок. Одна из них - снимок АПЛ типа "Лос-Анджелес" (с весьма характерным повреждением носа), "случайно" попавший в частную газету. И старательное расследование этого случая экспертами из ФСБ, получившее неожиданно громкую огласку в прессе, тоже наводит на мысль о демонстративной "проговорке". Обычно при ведении подобных дел следователи берут подписку "о неразглашении". А тут подробные отчеты-репортажи о визитах "системщиков" в штатском, их действиях и расспросах. Потом старательная дискредитация подлинности скандального снимка в других газетах...
 Вот почему я считаю, что из всего водопада газетно-теле-журнальной информации, который обрушился на наши головы после августовской трагедии, публикацию Дмитрия Филимонова (Версия. 2000. 26 сент. № 37) если не ключевой в понимании тайны гибели "Курска", то заслуживающей самого пристального внимания. Привожу её полностью:
 "Этот снимок сделан российским разведывательным спутником 19 августа 2000 года с высоты 40 000 метров. Это - норвежская военно-морская база Хоконсверн, расположенная на берегах Гримстад-фиорда в провинции Хордаланн, в 9 километрах к юго-западу от города Берген. Географические координаты базы: 60° 20' 20'' сш, 5° 13' 53'' вд, Н= +20 м. ВМБ Хоконсверн используется для базирования надводных малых и средних кораблей до фрегатов включительно. База не рассчитана на подводные лодки.
 19 августа в Хоконсверн вошла атомная субмарина класса "Лос-Анджелес" и стала на ремонт у стенки причала, рядом с фрегатом типа "Осло". Субмарина ошвартовалась у стенки, а не в доке, потому что ремонтные доки Хоконсверна, повторим, не рассчитаны на подводные лодки, тем более атомные. Предположительно название этой лодки "Мемфис" или "Толедо". Обе они относятся к классу "Лос-Анджелес". Субмарины этого типа имеют длину 109,7 метра, их высота - 10,1 метра. Ширина - 9,9 метра. Водоизмещение 6000 тонн.
 Зашедшая для ремонта лодка имела значительные повреждения носовой части, что и зафиксировано средствами оптико-электронной разведки. Толстая резино-керамическая обшивка субмарины была содрана, как кожура банана. По всей видимости, стальной, "легкий" корпус был тоже поврежден.
 Лодку ремонтировали у стенки восемь дней. 27 августа во второй половине дня она покинула базу и отправилась к берегам Британии. Лодка обогнула с востока Британские острова, вошла в порт Саутгемптон на южном берегу Англии и стала на ремонт в закрытый док.
 Катастрофа с "Курском" в Баренцевом море произошла 12 августа. Поврежденная подводная лодка класса "Лос-Анджелес" пришла на базу Хоконсверн 19 августа, то есть через неделю после гибели "Курска". А теперь стоит вспомнить сообщения информационных агентств, которые поступили вскоре после официальной информации о катастрофе в Баренцевом море. На ленте агентства "Интерфакса" промелькнуло и осталось незамеченным сообщение о том, что, по данным российской разведки, некий подводный объект массой до 9000 тонн дрейфует от Баренцева моря к берегам Норвегии. Другое сообщение: директор ЦРУ Джордж Теннет прибыл в Москву. Оба этих факта связаны между собой.
 "Курск" и американская подводная лодка класса "Лос-Анджелес" столкнулись 12 августа. От столкновения сдетонировали боеприпасы в носовом отсеке "Курска". Российская лодка затонула. Как известно, рядом с ней на дне наш разведывательный спутник засек объект, напоминающий вторую подводную лодку, водоизмещением поменьше. Вскоре, как передали информационные агентства, этот объект исчез. Придя в себя после столкновения, экипаж американской субмарины сумел вывести лодку из района катастрофы. Повреждения были сильными, лодке требовался срочный ремонт. Было принято решение зайти для оперативного ремонта в норвежскую базу Хоконсверн, несмотря на то что база эта не предназначена для подводных лодок. Однако из-за повреждений скорость лодки была ничтожной. Путь от района катастрофы в Баренцевом море до побережья Норвегии занял семь дней. (В нормальных условиях это расстояние подводная лодка может пройти за два дня.) Американская субмарина была тем самым объектом, который "дрейфовал" в сторону Норвегии. Оперативный ремонт занял восемь дней. После чего субмарина полным ходом ушла в Саутгемптон для капитального ремонта в приспособленном закрытом доке.
 Директор ЦРУ прилетел в Москву, чтобы замять конфликт и предотвратить вероятную войну. Ибо российское руководство прекрасно знало об истинной причине катастрофы. 19 августа публикуемый нами фотоснимок со спутника лег на стол министра обороны России и на стол Верховного главнокомандующего, отдыхавшего в Сочи. Россия и США в очередной раз оказались на грани вооруженного конфликта. Соглашение двух сторон о неразглашении истинных причин трагедии предотвратило его».

Вот такая версия происшедшего, и она представляется довольно-таки основательной.

Духовный смысл страданий и смерти моряков

Однако теперь для нас важнее всего увидеть духовное значение этой трагедии. На бескрайних морских просторах от моря и земной жизни в Небеса ушли лучшие дети России. Самый яркий пример – богатырь-офицер Геннадий Лячин, командир «Курска»:
Из воспоминаний офицера штаба 7-й дивизии капитана 2 ранга Сергея Ковалева: "Гена Лячин был командиром от Бога. Добрейшей души человек, но достаточно твердый, а иногда и жесткий командир. Собеседников и друзей располагал к себе сразу же, с начала разговора. Прекрасный подводный тактик. Когда в 1999 году в Средиземном море "натовцы" бросили на поиск "Курска" сразу несколько АМГ (авианосно-маневренных групп - В. Ш.) и противолодочных эскадрилий, то даже след корабля отыскать не смогли. В отличие от многих хваленых боевых служб конца 80-х - начала 90-х годов, "Курск" вышел на боевую службу в распорядительном порядке, то есть за сутки до директивного срока" – это из воспоминаний офицера штаба 7-й дивизии капитана 2 ранга Сергея Ковалева.
 Из воспоминаний капитана 1 ранга Сергея Ежова:
 Семья у Лячиных была очень дружная и хорошая. Гена был прекрасным семьянином. Он умудрялся даже иногда в обеденный перерыв примчаться домой и приготовить жене и детям обед (Ирина преподавала в школе и возвращалась поздно). Мы часто общались семьями, хотя ходить друг к другу в гости удавалось не всегда - служба есть служба. Вообще, Гена был чрезвычайно контактным человеком, однако, если требовала обстановка, становился весьма жестким и требовательным. Командиром он был настоящим" (по книге Владимира Шигина «Опустевший причал»). Можно вспомнить и о лейтенанте Дмитрии Колесникове и его предсмертной записке, исполненной мужества, ставшей легендой. Юрий Шевчук создал прекрасную песню об этом: «Карандаш ломается, холодно, темно/ Капитан Колесников пишет нам письмо…». Или вспомним уроженца Севастополя капитана первого ранга и начальника штаба 7-й дивизии Владимира Багрянцева:
«В доме Багрянцевых всюду иконы. У одной из них горит лампада. И это не случайно. Капитан 1 ранга Владимир Багрянцев был глубоко верующим человеком. Еще учась в военно-морской академии, он часто посещал церковь, что в Петербурге на Черной речке. Исповедовался там и причащался. Духовным отцом Владимира был настоятель храма Серафима Саровского протоиерей Василий Ермаков. В церковь Багрянцевы всегда ходили всей семьей. Незадолго до своего последнего выхода в море Владимир сказал жене:

        - Знаешь, очень бы хотелось, чтобы в нашем гарнизоне был приход и батюшка!

        Уже после гибели "Курска" было принято решение привезти разборную деревянную церковь из Костомукши» (Владимир Шигин «Его не было в списках экипажа»).

Моряки «Курска» - и опытные, закаленные капитаны, и совсем юный матросы-первогодки созрели для вечности. И Бог даровал им шагнуть в Вечность.


Глубокий и таинственный смысл имеют и некоторые совпадения. Подлодка затонула 12 августа. Это день святого Иоанна Воина, небесного покровителя христиан-воинов. Но в этот день произошло еще и памятное историческое событие для всей России. 12 августа 1904 года по всей России звонили колокола, Великая Империя торжествовала – Бог даровал Государю наследника мужского пола. Теперь Наследник Алексей Николаевич прославлен в лике святых, как и вся царская семья. Отец его, святой царь-мученик Николай Александрович должен по праву считаться основателем первого в России подводного флота. Мы верим, что и в горе, и в радости обретаем молитвенную поддержку царственных мучеников. Само прославление царственных мучеников состоялось в августе 2000 года. И столица Мурманской области (нынешний город Мурманск) была основана в 1916 году последним монархом России и в честь 300-летия Дома Романовых названа им Романов-на-Мурмане. И хотя тяжела, утрата, наша православная вера, наши великие русские святые внушают нам надежду на победу среди тяжелых испытаний и утрат. Люди, жизнь положившие за други своя, часто видятся мне более живыми, чем мы, их современники. Это ярко передал в своем стихотворении
Валерий Савин:

Я в жизни часто умираю.
Меня в гробу несут к могиле –
Но каждый раз я оживаю
И к женщине бросаюсь милой.

Я был сожжен в Афганистане,
В Чечне казнен потомком скифа…
Но посмотрите, христиане,
Я вновь живу врагам на диво.

Позавчера я умер снова:
Не всплыл с подлодочной элитой,
Меня несут в морской обнове,
А я твержу: - Не хо-ро-ни-те!

Я буду жить, пока Россия
Живет и в радости, и в горе.
Пока гуляют в море синем
Седые волны на просторе…
Я буду жить…
( статью подготовила Галина Сиротинская)


Рецензии