Шизофрения

          Больного,вошедшего в кабинет в сопровождении молодой женщины,я узнал сразу же:актер местного драматического театра,исполнявший сложные роли в спектаклях современных.Он жил в моей памяти как личность творческая - яркая и своеобразная...
          Сегодня он был другим - потерянным и потерявшимся.Болезнь выдавали глаза:тяжелые,усталые,подозрительные.Взглянув на меня пристально,он заговорил...путанно,странно вдаваясь в какие-то интриги,мелочные подробности своей работы на сцене;о чем-то сожалел,возмущался,уточняя детали - жестикулировал.Невооруженным глазом специалиста было понятно: степень возбуждения зашкаливает.

          - Вот видите,доктор,он нуждается в срочной вашей помощи,- сказала женщина тоном,близким к официальному.- Прошу также иметь в виду,что для меня на сегодня это только случайный человек,мы развелись с ним год назад.
          Больной обвел взглядом кабинет,потом посмотрел на женщину так,словно хотел навсегда запечатлеть в душе ее облик:
          - Скажите ей,чтобы она ко мне вернулась!Я же согласился лечиться.
          Очевидно,это была просьба к врачу,но больной смотрел только на женщину:
          - Дура!Тебя никто не будет любить так,как я...

          Она не отвечала.Лицо было каменным,чувствовалось,что он ей докучает.
          - Я могу идти?- спросила она,будто рядом никого и не было.Сообразив,видимо,что в следующую секунду дверь захлопнется,мужчина схватил ее за руку:
          - Уходишь?! Обманула,да?!Пришла со мной сюда,чтобы сдать...
          И вдруг,наклонившись к уху,отчетливо и нараспев произнес:
          - Мадам!Я хочу вас...сзади...а потом - в рот!
          Женщина приостановилась,нахмурившись,и резко,наотмашь ударила его по лицу.Тут же выпорхнула за дверь.Молча.Без единого слова.

          Он потер щеку,будто чувствуя боль,при этом в глазах повисла вдруг душераздирающая тоска и вместе с тем забавное недоумение.Он стал похож на побитого без причины школьника.
          - Вы начисто лишены самолюбия,- сказал я просто так,на всякий случай.- Это редчайшее свойство.
          - Вы понимаете неправильно,-глубокомысленно возразил он,- я люблю ее больше,чем самого себя.А самолюбие примешивается к любви только тогда,когда всё наоборот,когда себя мы любим больше.

          Рассуждение было довольно логичным,и я засомневался - стОит ли ставить больному диагноз,который прикует его к психиатрическому диспансеру на всю жизнь?Снова и снова я приглядывался к нему,пытаясь выяснить мотивацию только что случившейся "выходки".
          - Так уточните все-таки,любите вы эту женщину или нет,и в какой момент вы были сегодня неискренни?

          - Если честно,я вообще не люблю женщин и не нуждаюсь ни в них,ни в их любви.- Он зашагал по кабинету широко,медленно и спокойно,продолжая развивать свою мысль и убеждая тем самым меня в том,что нелепая "выходка" его - лишь намеренное желание оскорбить и унизить человека чем-то его обидевшего.
          - На любовь,я вам скажу,у меня нет времени.Любовь - это слабость,блажь...Но я мужчина,и случается - хочу женщину.Удовлетворив страсть,я сразу же думаю о другом...Иногда я не могу побороть своего желания,но я его ненавижу,потому что оно держит в оковах мой дух...

          Удивительно,но обо всем этом я думал точно так же.В знак солидарности я подошел к нему и крепко пожал руку. Не СОМНЕВАЯСЬ,я назначил ему препараты без диагноза - слабые, щадящие,которые сняли бы усталость,нервный перегруз и душевное напряжение.

          Через две недели актер был в полном порядке.Он вслух разучивал текст своей роли,произнося фразы на разные лады,как бы прислушиваясь к их звучанию и оценивая.
          - Похоже,вы успокоились и неплохо себя чувствуете?
          - Да я вообще не понимаю,почему так долго вы меня здесь удерживаете?Наверняка,это "происки" моей ненормальной жены,которая считает,что как человека гиперэмоционального меня надо периодически успокаивать с помощью лекарств и усыплять.

          - Это вы о той женщине,которую просили вернуться?
          - Вернуться?!- Он сделал отчаянный жест,и большие округлившиеся глаза наполнились ужасом:
          - Да она...змея!фурия!негодяйка!Я просто не знаю,как от нее избавиться...

          У меня странно похолодело всё внутри:
          - Боже мой!Какое удивительное несоответствие внешности человека с его душой,-сказал я сам себе,- он выглядит таким великодушным,корректным,глубоко чувствующим...Откуда они,эти повадки шута - пошлые и низменные?И что это,в конце концов,вульгарные манеры или врожденная душевная неделикатность?
          Как врач и психолог,я не находил этому объяснений и снова засомневался в том,болеет он или притворяется,играет эту свою "роль",или чувствует по-настоящему то,о чем говорит,так резко и противоречиво?

                х х х

           Некоторое время спустя,присутствуя в театре на новом спектакле,я внимательно следил за игрой своего "подопечного",искренне удивляясь мастерству перевоплощения,любовался его жизнелюбием,активностью,красотой... Зал аплодировал стОя,сцену завалили цветами...
           Принимая букеты от женщин,актер прикладывал в знак вежливости руку к груди и потом... наклоняясь к каждой поближе к уху,заговорщически произносил:
           - Мадам!Я хочу вас... сзади...а потом - в рот!

           От неожиданности женщин бросало в жар,они "ахали",смущались,не зная,как реагировать...Но встречая его взгляд,открытый и доверчивый,его улыбку - наивную и по- детски искреннюю,они принимали фразу за оригинальную шутку,и возвращаясь на свое место в зал,содрогались от смеха: какой изобретательный актер!Какой оригинальный юмор!Какой непревзойденный талант!Таких не судят...таким прощают всё...

           И только Я,его лечащий врач,не сомневался уже ни в чем:это была не шутка,не блажь,но бредовая навязчивая идея, закономерное проявление диагноза страшного заболевания,название которому - шизофрения.

         

          


Рецензии
Здравствуйте , дорогая Галя!
Эту фразу:
- Дура! Тебя никто не будет любить так, как я...
только без дуры мне доводилось слышать в своей жизни
и вспоминать об этом очень трудно

Вы меня просто потрясли , я в шоке
И очень грустно , плакать хочется

Каждый сходит по своему с ума в этой жизни, Вы отразили лишь один из многочисленных вариантов

Хочется для всех здоровья и любви , и только добрых людей рядом

Спасибо , талантливо!

Ривка Берг   19.08.2015 11:02     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые пожелания и за то,что Вы,как человек-радость и чудо,сегодня со мной рядом!

Галина Кручинина   22.08.2015 12:09   Заявить о нарушении