Круговорот неба. Поэма

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
 КРУГ ПОЛЯРНЫЙ

***

Тенью грузной с неба серого,
В город хмурый, в город северный,
Грусть-тревога воротилась,
Приземлилась, дум наполнена,
На плиту аэродромную –
Покатилась по настилу.

И знакомою дорогою
 Заспешила к одинокому
 Ожидающему дому,
И с порога стоном скомканным
 Повалилась в тёмной комнате,
И забылась от истомы.

Тише, тише!.. Пусть привидится
 Ей полночная гостиница
 Не двухместного причала,
Где загаданная женщина
 Безыскусно и доверчиво
 Мне стихи свои читала.

Там, в объятье неположенном,
Примостясь на кресле кожаном,
Пил я глаз её туманы,
Там дымами сигаретными
 Сны отпугивал запретные,
И трезвел от кофе пьяно.

А за шёлковыми шторами,
То ли стуком, то ли шорохом,
Набивался в гости ветер,
И в распахнутую форточку,
То ли лапкой, то ли мордочкой,
Пробирался – лишний третий...

Там, непонятый дежурными
 За гитару чужеструнную,
Приглушал я песнопенье,
И, загаданной неузнанный,
Узнаваемо предчувствовал
 Дар потери – в обретенье…


ОКРЫЛЕНИЕ ТОСКИ

 Как о женщине тоска
 Одержимая
 Вознеслась за облака –
Безрежимные.
Не стрелой была она
 В сини пущена,
Но сияло ей сполна
 Солнце Пушкина!
Плыли глыбы облаков,
Точно айсберги,
Может, к зовам берегов
 Моря Карского!
Да была моя тоска
 Треугольною…
Мчалась пО небу пока
 По окольному.
И слетела с высоты
 В дАли близкие –
На разливы, на Ханты –
На Мансийские.
Чтоб и твердью, без ума,
С жаждой пленницы,
Устремиться на Ямал
 Да – на Ненецкий!
Да на всех перекладных –
Преотчаянно –
Аж до клочьев снеговых
 Коротчаево!
Да за Новый Уренгой,
Да за Пангоды! –
Полутундрой круговой –
К счастью, к пагубе?..
Но, как женщиной тоска
 Стала встречена,
Будет вам - не на века -
Засекречено…


КРУГ ПОЛЯРНЫЙ

…А сумел бы и твой Пегас
 Взбунтовать в неурочный час,
Чтоб из стойла домашних скук
 На Полярный сорваться круг?
Чтобы – цокот, разбег, разлёт
 Врезать в неба круговорот!
Чтоб звенели хорей и ямб
 На ухабах воздушных ям!

Ты обдумывай. А пока
 Здесь в июне живы снега,
Здесь из хлёсткого серебра
 Свиты Ныдинские ветра.
Не изранить им ртуть реки,
Да берёзки - детьми наги!
И, поверишь ли, жаль до слёз
 Ветви карликовых берёз…

Но природа мудрее нас,
Для любви, назначая час,
И приходит весны пора
 На великие СеверА!
Где, «бетонкой» трясясь на швах,
Видел в тундре я дивных птах,
Что по зову веков - в запой
 Ритуальный танцуют бой!

Я, конечно бы, очень мог
 Потревожить олений мох,
И подслушать, о чём же тут
 Голубые песцы поют?
И расставить капканы строк
 Там, где бродит полярный волк,
Где транжирит до полночи
 Долгоклювый закат лучи…

Но всего на четыре дня,
Ты пойми, самого меня,
С той, кто в небо мечту воззвал,
Круг Полярный закольцевал!
И обдумывай, потому,
Что не стоит быть одному,
Если верят ещё глаза
 В чудотворные небеса,
Если силы не отцвели,
Если ждёт на краю земли
 Жизнестойкая женщина,
Что и есть для тебя – Весна!


ЮГОРСКИЕ ЧЕРЁМУХИ

 Я открыл заполярные СеверА,
Заповедную песню оставил там…
А в Югорске черемуха зацвела -
Снег душистый рассыпала по ветвям.

Возвращаюсь! И светом полнЫ глаза,
Я мечтами и небом овеян весь!
И несут телефонные голоса
 Сводки метео мне из далёких мест.

Заполярный метелица замела…
Белоярский в котельных сжигает газ…
Но в Югорске невестятся купола
 Буйнокудрых черёмух, как в первый раз!

Я с друзьями во влажной ночИ брожу.
Дорогие, за встречу я нежен к вам!
Я из странствий по кругу домой спешу -
К новым темам, работе, любви, делам!

В Заполярном - да вспомнится обо мне…
В Белоярском окно проглядела мать…
И Югорск в вертолётной моей стране
 Будет вслед мне черёмухами пылать!


ЗОВ

 Далёкая! Землями и небесами
 Мгновения-годы скрываются в дАли,
И если любимые долго не с нами –
С другими любимые делят печали…

Я буду любить тебя неотделимо
 От взгляда в упор, от горячего чувства,
Ревниво и жадно, и неукротимо -
До злого упрямства, до гневного буйства!
Я буду любить тебя кожно и венно,
Даруя раба неуклюжие ласки,
Я буду любить тебя самозабвенно,
Как чуткий ребёнок вечерние сказки.
Заботливей сына, отзывчивей брата,
Несчастней отца, что дворцов не имею, -
Я буду любить тебя тАк виновато -
За то, что любимей любить не умею!..
И трудно, и больно, и кровно, и грешно,
В святую твою прорастая природу,
Опять целовать – зачаровано, нежно –
Волос серебристость, морщин позолоту,
И синюю струйку, бегущую шеей,
И родинку-каплю, и детскость ключицы,
Не мысля родней и милей украшений,
Тревожная, тёплая, поздняя птица!..

Далёкая!.. Ты ли не знаешь, как любят -
За вечность небес, и за крыльев усталость,
За то, что так просто прощаются люди,
За то, что мгновений так мало осталось…


НАВСТРЕЧУ ЗОВУ

 И снова в полёт, разбивая разлуку -
К чудесному другу по новому кругу!

Пусть жизни Вчера с этажей поднебесья –
Кручинная песня, сиротская песня.

Недолго ей ждать: очарованным птицам
 Желанно сродниться, и с неба спуститься

 По зову сердец - озарённых любовью,
Исполненных новью - к земному гнездовью!

Из мудрых высот, из судьбы разворота –
Из круговорота! – для песен и лёта

 В четыре крыла!..


ЧАСТЬ ВТОРАЯ

 КРУГОВОРОТ ОДИНОЧЕСТВА

1.
Что ж ты, горлица, сотворила,
Веру голубя окрылив?
Прикормила да покорила,
И отринула, отлюбив…

Птицеловческую забаву
 Не принять – не имею прав…
Исклюю до конца отраву,
Не последнюю из отрав.

Долечу я обратным курсом,
Не издохну на вираже!
И не страшно, что в небе пусто,
Страшно... от пустоты в душе.

2.
Там, в общежитии, над Ангарой…
(Из стихотворения «Наш техникум»).

Как похоже!.. Ступени – книзу:
Ряд «хрущёвок», ЖД, река…
Между тем, протекли века -
От иркутской до пермской визы.
Между тем, незнакомка Кама –
Не бурливая Ангара…
Между тем, и Сегодня драма –
Всё останется во Вчера.

Но зачем же тогда похожи
 Так призывно – и ритм колёс,
И теченье, и свет берёз,
И тепло ветерка на коже?
И окно на ландшафт-ступени,
И казённые вечера, –
По перилам стихотворений
 Сны, скользящие во Вчера?

3.
Разлетаются птицы поздние
 На зимовья по округАм…

Птицы глупые, разно-гнёздные,
Хорошо ли в полёте вам?

Возвращаетесь, разновидовы,
К далям северным, ледяным –
В гнёзда прежние, в гнёзда свитые
 В одиночествах долгих зим.

Неба ль, милые, не достало вам
 Для заветных, горячих зорь?

Птицы вольные и усталые,
Уносящие в кличах боль…

8-16. 08. 1999. Югория - Пермский край 


Рецензии