Честь имею! Часть 57. Был у меня друг

Полковник запаса Н. Давыдов, выпускник 1980 г.

Был у меня друг...

Подполковник Алешин Олег Владимирович родился 23 ноября 1959 г, а в неполные 44 года, 4 июля 2003 г., его не стало. С ним я учился, а затем долго служил и могу сказать, что не было у меня друга надежнее и лучше, чем он.
Впервые мы встретились в 1976 г. в стенах нашего училища. Выпускники суворовских военных училищ, поступившие из войск и после школы, — всех нас объединил один курсантский батальон подполковника Белозора Алексея Григорьевича. Поступил он в училище не сразу, так как на момент сдачи экзаменов ему исполнилось только 16 лет, и, несмотря на то что сдал он все нормально, в училище зачислен не был.
Только в конце августа по решению начальника училища Героя Советского Союза генерал-майора В.А. Ульянова он был зачислен в 5-ю роту.
В годы учебы тесной дружбы между нами не было (я учился в 6-й роте), так, знали друг друга, встречались на лекциях, работах, в караулах. Годы учебы пролетели незаметно, наступило 18 июля 1980 г. — день нашего выпуска из училища. Олег окончил училище, получив диплом с отличием. Очень многие получили назначение для службы в Группу советских войск в Германии, в том числе и я.
С Олегом вновь встретились на распределении в штабе 2-й гвардейской танковой армии в г. Фюстенберге, где мы получили назначение в 94-ю гвардейскую мотострелковую дивизию г. Шверин. Там нас еще раз перераспределили, и Олег получил назначение в г. Висмар. После мы оба служили в соседних полках в Шверине. Встречались большей частью на полигоне, меняя друг друга на учениях: «Привет! Ты чего тут? Да батальонку отыграли. А ты чего? Да на полковые прибыли».
В конце сентября 1982 г. я получил назначение и убыл к новому месту службы в Уральский военный округ в 213-й учебный мотострелковый полк, где был назначен командиром учебного мотострелкового взвода. Батальон готовил наводчиков-операторов на БМП-2, о которой в училище мы только слышали, а тут увидел ее и начал осваивать.
Надо отдать должное преподавателям нашего училища, давшим нам хорошие знания по многим дисциплинам (огневой подготовке, эксплуатации, вождению, тактике и другим предметам), что позволило мне быстро изучить ее. Я уже почти месяц служил на новом месте, когда, прибыв с директрисы после стрельбы, в канцелярии роты встретил Олежку, который получил назначение на должность командира 1-го взвода нашей роты.
Вот тогда и завязалась наша настоящая и продолжительная дружба. Я, как уже «бывалый» знаток новой техники, передавал другу приобретенные мною знания, делился опытом. Так и сложилось в нашей дальнейшей службе, что мы постоянно помогали друг другу: то Олег со своим взводом обеспечивал и подыгрывал мне на занятиях по тактической подготовке, то я ему готовил вооружение для стрельбы и мишенное поле на директрисе.
Мы практически постоянно везде были вместе, нас даже командир батальона в шутку называл братьями-близнецами «Алешин-Давыдов». В профессиональном отношении и служебном росте мы также не отставали друг от друга. Я лишь чуть раньше Олега стал командиром роты и начальником штаба батальона. Олег был заботливым и требовательным командиром и одновременно добрым. Эти качества как-то сочетались в нем. Он никогда с подчиненными не срывался на крик, но уж если принимал решение о наказании, то тщательно объяснял виновному, за что и почему он его наказывает.
Мы даже женились в один год и в дальнейшем дружили уже семьями, даже дети родились у нас в один год, у меня дочь Саша, у Олежки дочь и сын — Юля и Арсений. В 1989 г. я поступил в академию и уехал с семьей на учебу в Москву. А через год и Олег с семьей убыл к новому месту службы в Среднеазиатский военный округ. Мы постоянно переписывались.
В 1992 г. с распадом Советского Союза Олег перевелся к новому месту службы, в г. Петрозаводск, где продолжил службу на различных должностях. Более 10 лет он прожил с семьей на съемных квартирах. Неоднократно направлялся в командировки в горячие точки, то в зону грузино-осетинского конфликта, то был комендантом в г. Цхинвале в Южной Осетии. За проявленное мужество он был награжден правительственной наградой. Встречались мы с ним в это время не часто, урывками, между его командировками и проездом через Москву в отпуск и обратно.
В 2003 г. он наконец получил долгожданную квартиру, часть расформировали, и Олег уволился. Он часто звонил, писал, звал в гости: «Приезжайте всей семьей, квартира большая, 4 комнаты — всем места хватит. Онега рядом, порыбачим, съездим за грибами и ягодами. Места тут у нас замечательные». Так и не удалось выбраться, то служба, то дела семейные.
В середине мая 2003 г. позвонила его жена Ирина: «Олег тяжело болен, рак, операцию делать поздно». Болезнь Олег переносил по-мужски мужественно, спокойно, сопротивляясь ей до последних минут жизни.
Похоронил Олежку и сразу почувствовал какую-то пустоту вокруг себя. Нет, друзей меньше не стало, даже появились новые, дружбой с которыми я дорожу не меньше, чем дружбой с ним. У Владимира Семеновича Высоцкого в стихотворении «Он не вернулся из боя» есть такие строчки:

Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас —
Когда он не вернулся из боя.

Просто мне сегодня сильно не хватает в моей жизни моего лучшего друга. Не хватает, и все...


Рецензии