Из записных книжек 261. Зву-у-к!

     В конце семидесятых, учась в аспирантуре, подрабатывал в Ленинградском Планетарии. Чтением лекций. Лекции читались не только в самом Планетарии, но и на выезде. В организациях и учреждениях города.
     Однажды получил путевку как раз на выезд. С темой лекции "Достижения современной космонавтики". Слегка удивил адрес - тюремный лагерь. Заведение, как выяснилось, располагалось за мостом Александра Невского. На набережной. Недалеко от станции метро "Красногвардейская". В глаза не бросалось, хотя и было видно с моста.  Если, конечно, знаешь.

     Годом раньше читал лекцию в Крестах. Тюрьма строгого режима. Зэков вводили в зал небольшими группами. Быстро рассаживали. Аудитория тяжелая. Читать - настоящее испытание. Что бы не говорил -  тишина. Никакой реакции. Теряешься! Положим, читаешь в пустом зале. Можно представить, что репетируешь. Но здесь-то?! Перед тобой живые люди. Ты знаешь, что они тебя слышат. И... выключенные лица, отсутствующий взгляд. В пустоту. То ли, думаешь, на тот свет попал...
       Лекция закончилась.  Команда:"Встать!" Встали. Новая команда:"Хлопать!"  Ровно шесть хлопков. "Выходи!"

     Приехал в лагерь. Провели в кинозал. Показалось, вошел в большую академическую аудиторию. Ряды поднимаются ступенями к задней стене. Расположился на одном из верхних. Установил диапроектор для демонстрации слайдов. Киномеханик вынес и подключил микрофон. Стал ждать когда наполнится зал. Удивило, что двери открыты, и заключенные сами по одному, по нескольку, входят и рассаживаются как хотят. Спросил киномеханика.
   - Тут у вас, как на воле?
   - Ну, почти. Лагерь ведь. Считай, пионерский. В лагере только те, кому от срока осталось не больше трех месяцев. Я вот через три недели домой иду.
     Здесь и читать было куда как легче. Аудитория отзывалась,  реагировала. Возгласами удивления, одобрения. Иногда кто-то переговаривался между собой, делясь впечатлениями. 
     Тем временем подошел к сюжету о полете американцев на Луну. Рассказываю.
     Американцы на Аполло-11 приблизились к Луне и вышли на окололунную орбиту. Это произошло шестнадцатого июля шестьдесят девятого года. На двадцатое была намечена высадка.
     Подготовка к полету проходила при большой спешке. Американцы опасались, что русские опять их обойдут. Спешка не могла не сказаться на результате.
     Двадцатого июля Нил Армстронг и Эдвин Олдрин перешли в лунный модуль, отстыковались от Аполло-11 и стали спускаться к Луне. Майкл Коллинз, командир корабля, остался на Аполло.
     Когда лунный модуль опустился на высоту, с которой достаточно хорошо видна лунная поверхность, выяснилось, что местность настолько пересеченная, что садиться не просто опасно. Равносильно самоубийству. Вот она, та самая спешка.
     Пока искали подходящую площадку и опустились на Луну, сожгли почти все горючее. Топлива в баках осталось на сорок девять секунд работы двигателей. Этого, в лучшем случае, хватит на то, чтобы взлететь и выйти на окололунную орбиту.
     Если это удастся, то тогда Коллинз должен будет на Аполло приблизиться к лунному модулю, совершить необходимые маневры по сближению и состыковаться. Задача почти невыполнимая. Это все равно, что...
     И тут в проекторе застревает слайд. Невольно умолкаю, пытаясь  справиться. Тут же из трех разных мест, громко: "Зву-у-ук!" И оглушительный свист. Понял - мою лекцию воспринимают, как фильм. Наконец, удалось поставить слайд на место.
     ...Это все равно, что морскому лайнеру причалить к шлюпке и не размозжить ее. Можете представить настроение всех троих при дальнейшем выполнении программы. Шансов вернуться на Землю оставалось очень не много.
     У Олдрина  отказали почки... Позже это стало известно всему миру. Вернувшись на Землю, выдающийся астронавт запил. Почти по-русски. Тяжело переживая этот факт своей биографии.
     По иронии судьбы место, где они опустились называется Морем Спокойствия.
     Американцы из всего стремятся сделать шоу. И здесь они транслировали по телевидению на весь мир высадку человека на Луну. Все видели как Армстронг поставил ногу на лунную поверхность и произнес домашнюю заготовку:"Какой маленький шаг для человека! И такой огромный шаг для человечества!"
      Но за несколько минут до этого Армстронг произнес гораздо более интересную фразу, которая в эфир не пошла:"Господи! Они уже здесь!" Кого он имел в виду? Русских? Или кого-нибудь другого?...
     Дело в том, что и эта экспедиция, и две последующие имели задание произвести на Луне ядерный взрыв. Все компоненты и системы были в полной исправности, но взрыв не происходил. Отказывала электроника. Кто ее блокировал?.. Может быть еще и поэтому у Олдрина отказали почки?..
     Армстронг и Олдрин пробыли на Луне два с половиной часа. Установили американский флаг, и некоторые научные приборы. Собрали двадцать с лишним килограммов лунной породы.
     А потом взлетели. И, слава богу, благополучно. Вышли на окололунную орбиту. Горючего хватило только-только.
     А Коллинз совершил настоящий подвиг. Разыскал их в окололунном космосе и ювелирно причалил к модулю. И когда Армстронг и Олдрин перебрались в Аполло, с ним случилась настоящая истерика.
    От радости. От колоссального нервного напряжения. Среди прочего он ... сорвал бортовой журнал, висевший у него на шее.
     Через четвро суток Аполло-11 достиг околоземного космического пространства. И капсула с тремя американскими астронавтами успешно приводнились в Тихом океане.
     Когда закончилась лекция и зажегся свет, неожиданно раздались аплодисменты. Заключенные встали, развернулись к экрану спиной, смотрели на меня и хлопали. Кто-то выкрикнул:"Спасибо!"
     Я невольно раскланялся.

   - присутствую и на стихи.ру


Рецензии