Беседы. Об опыте мышления

- Путь зла короче.
Но говорю слово: слово ничего не знает. Слово только ищет человеку путь. Но путь человеку не найден. Человек плутает.
- Согласиться ли?
Признать, что цивилизация никуда не ведет?
- Цивилизация не есть путь, она есть противостояние людей.
- Общество как состояние вражды?
Человечество как общественное недоразумение?
Го нельзя отменить личную жизнь человека. Разве в обществе преследуется личная жизнь человека?
- Жизнь человека в семье не может быть личной его жизнью, если единобрачная семья есть общественное условие существования человека. Одиночество - от личная жизнь человека. Но в обществе и в природе нельзя быть одиноким.
- Невозможно физическое одиночество человека, но быть может, возможно эстетическое, нравственное, психологическое одиночество?
Как одиночество человека?
- Одиночество человеку неизвестно.
- И нужно ли оно?
- Но разве вообще человеку что-то нужно?!
Пища, сон, продолжение рода - необходимость отправления потребностей довлеет над человеком в такой мере, что и нуждой, и желанием удовлетворить свои потребности человек одурачивается, удовлетворение потребностей превращает в прихоть, в посмешище, наконец, в проблему
- разуму тягостна животность человека и он желает освободиться от нее...но и желания разума человек не приемлет; в состоянии противоречия, в котором, человек находится постоянно, ему ничего не нужно... все совершается с человеком помимо его воли - но даже и воля человека и ее желания совершаются объективно, как необходимость мировых гармоний.
- Но о самой гармонии человек узнает разумом. Он не воспринимает ее на глаз, на слух, не ощущает, не обоняет, она остается понятием разума. Стоит ли доверять разуму?
- Доверять или не доверять может только разум.
- Разум пребывает в собственных противоречиях?
- В противоречиях он существует и развивается. Разум осуществляет противоречие, как необходимое условие своего существования и развития - своей действительности. Если бы было возможно, разум осуществлялся бы иначе.
- Если разум хочет знать все, он должен осуществляться как реальность противоречия, которая являет различие понятий.
- Разум не выбирает истину из различия понятий, он даже не предполагает ее; разум возникает как действительность, человек только воспринимает ее. Но в разных головах возникают различные нооценозы, как биоценозы Европы отличаются от биоценозов Африки или Америки.
- Инакомыслие, оказывается, необходимо.
- И неизбежно.
Как объективная реальность разум не только не может избежать различия и противоположности понятий, но и осуществляется как реальность противоречия понятии.
- Но разум не есть, наверное, только слово. Слово, быть может, только
поверхность, только призрак, только мановение разума...разум огромен, слово в нем неизвестно, затеряно как одинокий путник в звездных просторах.
- Человек свидетельствует о разуме.
- Но достаточно ли его свидетельств? Не обманывается ли он? Он желает признавать себя разумным, не зная сущности разума.
- Слово не знает. Но есть таинство знания, есть гармония знания, они возбуждают слово, они организуют словоупотребление, они придают слову смысл...слово как будто всплывает на волне таинства и гармонии мировых существований...
Предрассудок - вот стихия знания; но в предрассудках человек невежественен.
Как несовершенное слово невежественны религия, наука, философия. Знание обмануло человека - и человек заблудился на путях прогресса. Самоустранение цивилизации.
- Человек должен не знать, но сомневаться?
- И знать, и сомневаться. Сомнение - оборотная сторона знания.
- Человеку необходимо преодолеть знание. Ибо нельзя сказать слово, чтобы, отрицая одну необходимость, не утверждать другую. Из них нет- выбора истины. Для мыслящего существования этот выбор и необязателен.
Человек есть творец. И потому для него важен выбор самосотворения. Человек несовершенен. Значит, у человека может быть цель самосовершенства. Но человек несовершенен мыслящим существованием. Значит, в мыслящем существовании, в действительности его противоречий сокрыта возможность самосовершенства. В мышлении имеется действенный источник развития. Воля человека к самосовершенству значит только то, что значит мышление, разум как объективная реальность, как одно из мировых существований.
- Но как известно, что человек мыслящ? Ведь никто не представлял человека мыслящим существом, он самолично объявил это..
  - Но разве должны быть, могут быть доводы для признания человека мыслящим! Разум не доказывает себя. Разум происходит. Разум же человеческий. Разум есть мировое существование.
  - Но вот я протестую: наука не знает человека; культура его оболванивает;
труд не освободил человека от участия в экономическом производстве для интеллектуальной деятельности, в свободное время человек занят развлечениями - казино и бордель представлены лучшими достижениями цивилизации;
пока неизменны общественные условия существования человека/труд, частная собственность, государство, единобрачная семья/ нечего и думать о бесклассовом обществе. Зачем оно нужно? Чтобы покончить с взаимной враждой людей.
Классовые революции производят перераспределение собственности и власти в пользу того или иного класса - они несостоятельны в деле переустройства общества.
Нужна революция быта. Нужна интеллектуальная революция.
Быт удручает человека. Быт как темный, "пятый” угол цивилизации. Надо изменить личную жизнь человека, удовлетворение потребностей, отказаться от привычек, прихотей, капризов. Существо революции быта в том, чтобы сделать человека естественным.
классовом обществе человек занят удовлетворением пениса и пузо. Голова остается неудовлетворенной. Культура не может удовлетворить голову, она развращает человека безобразием зрелищ. Существо интеллектуальной революции в том, чтобы совершить человека творцом духовности.
Я ХОЧУ БЫТЬ РАЗУМНЫМ!
- Человек хочет, чтобы разум бил его собственностью. Мой разум -

это абсурд человеческих пристрастий.
Социальное общество эгоизировало человека, приучила его к частной собственности и ее воровству. Социальный психоз общества.
Человеку надо совершить себя духовным существом. А он состоит при цивилизации идиотом.
Идиот - вот интеллектуальная единица современного общества.
Человек знает, что в обществе он не может стать мыслящим, что социальное общество обречено остаться в истории человечества обществом несостоявшихся целей.
Как ему быть?
Он смиряется.
Протестуют немногие.
Преступление - вот форма протеста против общественных условий существования человека. Форма уродливая, недейственная, но ничего лучшего обыватель придумать не может.
- Обыватель придумывает счастье как состояние удовлетворения жизнью. Состояние это по существу остается неопознанным, неизвестным. Его нельзя видеть и слышать. Понять же самого себя человек- дурачок не может. У него счастьем оказывается всякое состояние, близкое к наслаждению. Этот дуралей почитает за счастье сидит
за обеденным столом, лезть в постель, чтобы потрясти мошной над обрывом страсти, глазеть на всевозможные зрелища и хихикать.
- Прозябание в социальной цивилизации по существу не может удовлетворить мыслящее существо. Но человек объявляет себя и мыслящим, и счастливым, т.е, удовлетворенным жизнью, существом.
- Может быть, человек хотел бы быть счастливым, но ему не удается быть счастливым; в отчаянии он всякий раз объявляет счастьем какую-нибудь удовлетворенную похоть.
- Человек еще учится быть разумным, он несмышлен; он еще как ребенок делает первые шаги на пути разума - спотыкается и падает... и боится подняться для следующего шага.
Человека не надо упрекать, его надо приободрить; он научится ходить, он перейдет на быстрый и легкий бег, он наверстает упущенное время прогресса...он успеет шагнуть во вселенность.
В грязи обывательщины месится новый человек. Буря обновления его вылепит. Пламень духовности его обожжет.
- В этом нельзя быть уверенным. Знание ориентировано на факт - а потому ему неведомо будущее человека. Фантазии приходят из чувства? Чтобы быть факту, должно произойти событие.
Слово уже известно. Судьба всегда таинственна.
Человек приходит из судьбы. Судьбу надо сотворить. Но человек не знает что творит. Человек должен почувствовать себя как бытие, как вселенность. Судьба человека в его вселенности.
- Как же знать человеку свою вселенность, если он не знает даже своей головы?! Загнанный в угол социальной цивилизации он послушно бредет, влекомый миражами богатства и счастья, в никуда.
- У человека нет пути. Он шагает по бездорожью. Ему светел простор.Человека хранит таинство.
Человек никогда не умирает. Человек преобразуется. Умирающий человек не может совершенствоваться. Совершенствуется вечный человек.
- Человек заблуждается в предположениях. Слово - это путь заблуждения.
- Не слово воскресает память, но таинство. Если человек приходит из будущего в настоящее, человек помнит свой путь. Человек вспоминает. Вспоминая, человек творит самого себя. Самосотворенный человек не случаен. У ЧЕЛОВЕКА НЕ ЛИЦО, У ЧЕЛОВЕКА НЕ ИМЯ. У ЧЕЛОВЕКА ДУХ. ЧЕЛОВЕК ВСЕЛЕНЕН И ВСЕСУЩЕН.
- Но когда человека заедает быт, работа, он прекращает вообще всякое разумное представление, он превращается в говорящее чучело, он кажется самому себе жалким и малым, собственная вселенность ему чужда, кажется насмешкой, издевательством над бренностью его существования... он не приемлет никакую идеальную нравственность разума - таинство, он повязал себя круговой порукой житейской нравственности.
Не убий! Не прелюбодействуй! Не укради! - кричит он.
Эти сверхвозвышанные заповеди стоят на страже общественных условий существования человека - условий классовых преступлений против человека. Нравственность защищает не человека, но общество, погрязшее в ненависти и вражде, в классовых бойнях развенчивающее всякий нравственный идеал. Человеку необходимо освободиться от общества.
Путь свободного человека - это самосовершенство. Свободный человек востребует для себя идеальную нравственность разума.
Разум превыше всего! - это не ее призыв.
Идеальная нравственность должна подвигнуть человека вообще на освобождение от разума. Путь совершенного человека - это духовность.
Становление человека духовным существом есть таинство. Но это таинство известного. ЭТО ТАИНСТВО ВСЕСУЩНОГО ЧЕЛОВЕКА
- Мы - изгои цивилизации.
Проститутка, наркоман, обжора, чинуша, эгоист, фанатик, идиот, бандит, раб - вот продукты цивилизации! Чего можно ожидать от цивилизации, которая уродует, извращает человека?!
условиях социальной цивилизации возможно ли осуществить какую-нибудь разумную общественную идею?
- Освобождение человека от общества - вот идея, достойная осуществления.
- Идеи не бывают достойными или недостойными. Идея осуществима.
практический интерес человека или общества. Но идеологии чужды эстетика и нравственность.
-Осуществление общественной идеи - это общественный бандитизм.
Оно изменяет условия существования человека, К ним человека принуждают. Всякое же принуждение, насилие есть бандитизм.
- Прогресс, цивилизация - это история бандитизма. Но тогда совершенно чудовищно, что человек смирился с цивилизацией.
- Он ропщет. Но он не знает, как действенно воспротивиться цивилизации.
- Как свернуть с общественного пути развития на индивидуальный?
- Это произойдет, когда будут возможны определенные условия существования человека.
- Наконец, должно состояться открытие духовности.
- Будущее - это история таинств человека.
- Но человек в настоящем жалок, похотлив. Он никак не может вспомнитнить свое будущее.
-Да ведь человек как понимает? Завтрашний день - это у него и будущее. Но вся жизнь человека - это настоящее. Жизнь плоти не есть будущее. ЕСТЬ БЫТИЕ ДУХОВНОСТИ.
- Свободный человек родится из чрева воспоминания.
- Человек вспоминает прожитое. Оно кажется ему прошлым. Но прошлого нет.
- Но нет и будущего, и настоящего. Время неизмеримо. Время не проходит. Времени вообще нет. Время - не атрибут бытия, а предрассудок мышления.
- И вечности нет?
- ЕСТЬ БЫТИЕ. Но в нем не действуют те законы, которые предписывает мышление. В природе не действуют логические законы. Логические предписания мышления нарушали бы объективный характер бытия. Мир не существует так, как определяет мышление.
У человека нет опыта сравнения существования без мышления и с мышлением, он руководствуется опытом мышления. Мышление есть существование, но не познание.
- Всякая идея представляет определенную картину миросозидания. Но разве человек выбирает из множества картин миросозидания единственную и истинную для всех? Каждого человека поражает собственный опыт мышления, всякий другой опыт мышления ему чужд.
- Истина и невозможна, и неприемлима человеком?
Если бы истина была опытом познания, то никакой другой опыт мышления не был бы действенен, не было бы инакомыслия и в историческом процессе человек вынужден был бы приспособиться к опыту истины, без
которого он не смог бы выжить в природе и в обществе.
Мышление и бытие не просто не тождественны, но различны. Не и мышление есть бытие. Материя и дух - это различные бытие, инобытие.
- Мышление не познавательно.
Мышление объективно.
Объективная действительность не нуждается в познании.
- Значит, наука - это иллюзия познания?
- Человек должен привыкнуть к мысли, что мышлением он не познает мир, а действует в нем как разумная сила.
- Доказательство - святая святых логики. Но бытие не требует доказательства. Предрассудок доказательства должен преодолеть человек.
- Человек не может постоянно находиться в состоянии прогресса: оставаясь жалким и ничтожным, он возводит над собой громадное здание цивилизации, грозящее в любую минуту похоронить под своими обломками создателя этой нелепой махины.
Человек не стал творцом самого себя. Он так и остался в природе хищным зверем, животным. Он не знает даже, кем он может быть, он не знает собственное бытие.
Нелепа общественная цель. Удручает то, как ее осуществляют. Положение человека в обществе безнадежно.
- Конечно, бессмысленное прозябание человека в социальной цивилизации должно бы подвигнуть к протесту. Увы, всеобщее смирение. Со всеми науками, философией, культурой человек так и не утвердился в необходимости разумного существования.
- Человеку просто не нужно быть разумным. Все живые существа, сохраняя и продолжая свое существование в природе, обходятся без разума. Человек попытался стать разумным, но у него ничего не получилось - оказывается, разум неисполним волей человека. Вот эта неисполнимость разума и озадачила человека. Он расстался с мечтой стать разумным. впрочем, была ли у него эта мечта?
Человек мечтал о сытой и праздной жизни. Ну, а желания блеска, шума, славы, желания летать и кувыркаться он вписывал в красную строку благородных, возвышанных мечтаний.
И вот что получается: социальный апокалипсис цивилизации.
Дохлая мечта снесла свое яичко!
Реабилитация человечества уже невозможна.
Быть может, воскреснет только человек.
Этот человек, пусть и ничтожный, и страшный, страдал в человечестве.
- Но слава страстотерпца его радовала. Она позволяла ему беспрестанно плакаться над превратностями судьбы и не взирать на пороки свои. Порок становился предметом вселенского плача юродивых.
- Но в человеке нет порока.
Есть желания, несоответствущие воле, есть противоскорбия, есть неповиновение обществу - но все это Д0ПУСТИМО, ПОЗВОЛИТЕЛЬНО, НЕПРЕМЕННО в человеке, это повесть его противоречий.
- Человек невезуч. Человек растерян.
Он не понимает прогресса. Он не знает, что случается в обществе. Ни одна общественная цель не может осуществиться. Когда человек, наконец, поймет это, он решительно отвернется от общества и возьмется за
дело собственного совершенства.


Рецензии