1500 фантазий 2. Малые формы. Обзор и топ-тен

В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань – об этом еще и Александр Сергевич знал. Прыгун в длину и прыгун в высоту несоизмеримы. И поэтому вместо составления единого шорт-листа по фэнтези июля-2015 ваш критик предпочел разделить "золотую сотню" лонг-листа на три отдельных номинации, каждая из которых и становится автоматически шорт-листом:

1. Малые формы
2. Крупные формы (неоконченное), и
3. Завершенные произведения

После чего выбрать десятку лучшего по каждой номинации отдельно.
Но прежде – небольшая ремарка в сторону: что осталось вообще за бортом пристального внимания критика? Во-первых, авторские анонсы: "Вот вам пара глав на затравку, а остальное читайте в другом месте или покупайте за наличные." Qui pro quo, за наличные и прорецензирую! А во-вторых – начальные фрагменты больших произведений: мастерство автора уже заметно настолько, чтобы обеспечить попадание в "лонг", но для серьезного рассмотрения по существу материала еще маловато. Увы...
Переходя собственно к предмету сегодняшнего обзора, замечу, что в номинацию "Малые формы" попало 26 произведений самого разного толка - рассказы, миниатюры, пародии, притчи и даже микро-повести. Хотя не вошедшие в топ-тен "Египетские приключения" Марии Архиповой заслуживают скорее звания "нано-повести", когда текст объемом 20 тыс. зн. оказывается разделен на 6 глав!
Но не жанровым определением жива литература и фантазия! Основными критериями для выбора лучших из лучших служили для меня:
1) общее впечатление (т.е. удовольствие, получаемое при чтении),
2) профессиональное качество текста (разнообразие лексики, смена планов повествования, продуманные сюжет и интрига) – и, наконец,
3) мой излюбленный параметр ЛНВ – "лица необщее выраженье": оригинальная тема, нестандартные герои, необычный слог... То есть, вся та трудноуловимая "химия", которая хоть сколько нибудь выделяет данный текст из сотен себе подобных.
И что же выдала вся эта химия в сухом остатке? Судите сами, понеже судимы будете:


10. Елена Силкина, "Таминко" - http://www.proza.ru/2015/07/25/249

Таки микро-повесть из 16 главок при общем объеме 63 т.зн. Даже и не вполне фэнтези, скорее остросюжетный любовный роман с небольшим фантастическим элементом. Но при этом предельно трогательно – о любви американского индейца и русской эмигрантки в пыльных степях Аризоны. Очень хорошая динамика, есть саспенс, хотя стиль изложения – на мой субъективный вкус – чуть простоват.
Именно поэтому получает в данном рейтинге всего лишь 10-е место. Но из 1500 претендентов, не забудьте!

9. Лана Мансурова, "Мечта о теплой кровати. Рассказ о Драконе" - http://www.proza.ru/2015/07/02/564

Всё бы вам шуточки шутить, госпожа Мансурова! Остроумная юмореска, почти переходящая в пародию на стандарты жанра "фэнтези". Из числа себе подобных резко выделяется в лучшую сторону лаконизмом и оригинальностью развязки.
При наличии особенно извращенной фантазии, и девятое место в моей рейтинге тоже можно тоже воспринять как шутку.

8. Максим Макаренков, "Полдень безымянных" - http://www.proza.ru/2015/07/21/651

Полу-мистика, полу-фэнтези. Подкупает оригинальностью композиции, когда изложение ведется то от первого лица, то от третьего. Да и действие рассказа тоже происходит на стыке нескольких совершенно разных миров. Помимо того, интересен и необычный поворот стандартной, казалось бы, темы "истинных имен". Хотя язык и стиль изложения, ИМХО, всё-таки чуть плосковатый.
Имя же этому рассказу в моем сегодняшнем рейтинге – "Восьмой".

7. Ян Ирина, "Тунтури" - http://www.proza.ru/2015/07/30/327

Предложеный текст явно задуман как часть чего-то большего. Но продолжений пока не предвидится, а "Тунтури" вполне целостен (-стна? -стно?) и сам по себе, как рассказ. И ведьмы ведь, казалось бы, постоянные гостьи в фэнтезийной литературе, и язык Ирины Ян порою сбивается на плоское изложение в стиле "я подошла, она посмотрела"... Но есть в этой истории какое-то колдовство. Удивительно тонкое проникновение во внутренний мир героини, наверное.
Семь издавна было числом магическим, ведьмовским: семь цветов радуги, семь дней недели, да хоть "семь шкур спущу". Обаяние "Тунтури" так и остается тайной за семью печатями, а сам рассказ – на седьмом месте в моем рейтинге.

6. Эрих Адлер, "Иссхан" - http://www.proza.ru/2015/07/14/266

Эпос скандинавского типа, сжатый до рамок рассказа. Причем с излюбленной средневековой композицией "рассказа в рассказе". И очень яркая тема, о богах истинных и ложных. Хотя стилистических огрехов хватает.
Но в целом, всяк Бог свой шесток знает! И место Иссхану в моем рейтинге – шестое.

5. Елена Майер, "Вселенское Зло и Воин" - http://www.proza.ru/2015/07/01/1708;  "Исповедь узурпатора" - http://www.proza.ru/2015/07/01/1616

Два рассказа Елены Майер лучше всего смотрятся вместе, дополняя друг друга. Если "Вселенское зло" – это просто юмореска-хохмочка с напряженной внутренней динамикой и удачно прописанными диалогами, то "Исповедь" – скорее антиутопия. Когда кандидаты в живые боги дорываются до всевластия... Это мы слишком хорошо знаем по собственной реальной жизни, к сожалению.
А возвращаясь к теме обзора, повторюсь: два рассказа Елены Майер лучше всего смотрятся вместе – на пятом месте моего рейтинга, в особенности.

4. Филипп Ли, "Общество анонимных некромантов." - http://www.proza.ru/2015/07/07/138

Между некромантом и некромагом, как выясняется, дистанция огромного размера – ну, примерно как между некрологом и некрофилом. Рассказ Филиппа Ли сразу вызывает в памяти средневековые плутовские романы, когда один профессиональный дурак умудряется оставить в дураках сотню умников при должностях и титулах. Приятный чистый слог, лихо закрученная в традициях фэнтези интрига...
Заслуженное четвертое место в моем рейтинге. Или, все-таки, чёрт-вёртое?!

3. Варвара Радеева, "Ведьмины сказки" - http://www.proza.ru/2015/07/06/1383

Восхитительный сказ: о любви и смерти на стыке реальностей. Очень точно выбранная интонация и стилистика. Завораживает и гипнотически погружает в мир иных миров, где Эрос и Танатос неразделимы. Больше и говорить не хочется. Впрочем...
- Эта штука посильнее, чем "Фауст" Гёте, - сказал когда-то по аналогичному поводу товарищ Сталин. Так что, Варвара, получите от авторского трибунала "трешечку"! Но с правом переписки.

2. Наталья Клокова, "Секрет везения мертвой княгини" - http://www.proza.ru/2015/07/22/852

О, Наталье Клоковой ведом секрет смешения жанров!
В чем-то этот рассказ – фанфик по "Пиковой даме" Пушкина, если даже не Чайковского. В чем-то – блестящая стилизация под Серебряный век, вызывающая в памяти Антошу Чехонте или, скорее, Аверченко с его тонкой издёвкой надо всем и вся. А в чем-то – и сегодняшний сарказм в отношении любителей воздыхать о том, "как упоительны в России вечера". Плюс изысканнейший слог, от которого еще долго остается послевкусие на (великом и могучем русском) языке.
По праву, второе место моего рейтинга малых форм  фэнтези июля.

И, наконец, creme de la creme:

1. Александра Рахэ, "Меч Орото" - http://www.proza.ru/2015/07/31/128

Где-то меж двух океанов - фантазии  и реальности...
Там, где Восток смыкается с Западом, а японская легенда с американской технологией...
Где кавайные няшки ублажают израненных ниндзя на фоне стальных небоскребов и в салонах супернавороченных "Лексусов"...
Именно там властвует загадочная роковая муза Александры Рахэ, сплетая полифонию реальностей в непостижимый сон. Тонкий эротизм и мистический посыл "Меча Орото" навсегда лишат невинности ваши сны, а мечты о сладкой смерти плавно осуществятся под рокот морского прибоя.
Не станем же опошлять Великое Невысказанное банальным пересказом сюжета. А вместо этого лишь благоговейно склонимся перед Анни Йен, Богиней Моря. И автором рассказа-победителя.
Саёнара, сэнсэй!


Рецензии
Исключительно полезны такие писания -чтобы ориентироваться в океане современной сказки, нужна лоция. И вы -один из многих лоцманов! Спасибо!

Журавлёв Сергей   28.08.2016 13:04     Заявить о нарушении
Из немногих, Сергей, из немногих. Это называется "Рекомендательная библиография".

Юрий Циммерман   28.08.2016 17:47   Заявить о нарушении
Из немногих -тем лучше. То есть -тем больше вам славы.

Журавлёв Сергей   06.10.2016 11:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.