Не знаем и не узнаем

Эпоха Соляриса.


Но я твердо верил в то, что не прошло время жестоких чудес. 
С. Лем.  Солярис.


       Когда-то давно еще в конце 80-х годов прошлого века, тогда я был еще ребенком, мне было лет 11-12, ко мне в руки попала книга Солярис Станислава Лема. Тогда при беглом взгляде она не показалась мне чем-то особенным. Просто тогда меня влекла космическая фантастика, а на обложке красовалась станция и под ней какие-то не то мозги, не то требуха… я, ничего не поняв раскрыл книгу. Как сейчас помню — это было в машине по дороге домой. Мы возвращались из гостей, где я провел у своих родственников неделю из летних каникул.

       У дядьки была обширная библиотека, помню, там было много книг: классика, философия, поэзия, медицина…,  а эта лежала отдельно на полке. Видимо никто не увлекался космической фантастикой и книгу даже не посчитали нужным поставить в один ряд с классиками и поэтами. Я взял в руку блестящий свежим глянцем средней толщины том. (Я нашел изображение этой книги в интернете. Оно на фото что вначале.) Я до сих пор, помню его запах: запах свежей бумаги и типографской краски. Помню шрифт книги, кажется, сейчас его называют: — «Calibri» если я не ошибаюсь, помню четкий рисунок букв…

       С разворота третьей страницы обложки (тогда еще не экономили бумагу), на меня смотрел рисунок. Даже не рисунок, а карандашная гравюра…  хотя нет наверно это все же рисунок я не разбираюсь. (Его я тоже нашел, он так же сверху.) Помню девушка, изображенная там, сначала на меня не произвела впечатления: так себе — ничего особенного… уж я-то уже тогда в девчонках понимал толк. (Гораздо позднее в фильме Солярис Тарковского  Хари в исполнении Натальи Бондарчук,  мне понравилась куда больше.) Начало книги помню  наизусть: «В девятнадцать ноль-ноль  я спустится по металлическим ступеням в капсулу…» и, вы не поверите —  этой книги уже давно нет у меня. Я не знаю, куда она делась, а те строки стоят перед глазами, будто прочитанные вчера.

       Я потом зачитал эту книгу до дыр в прямом смысле — страницы уже ломались под пальцами и пожелтели. Замасленный по округлившимся углам том, был верным спутником и в постели и за обеденным столом. В те времена, не было в нашей местности книг, их у нас просто никто не читал. Как впрочем, не читают и теперь, но, с появлением интернета я утолил свой книжный голод. К моим услугам теперь были все библиотеки мира, и вы не поверите, какую же я книгу нашел первой в сети в ту пору, когда еще только учился путешествовать по бескрайним просторам интернета. Да, это был Солярис  С. Лема!

       А потом, годом позже, я нашел книгу А. Корепанова «Станция Солярис». По началу, чуть было не прошел мимо, приняв её за очередной «фанфик» коих расплодилось — пруд пруди, часть из них вообще не имеет, на мой взгляд, отношения к шедевру Лема, но увидев слова которые и я вынес в начало этого текста, я остановился и вчитался в первый абзац. И  всё. И роман увлек меня, как когда-то увлек и Солярис. Только с той лишь разницей, что тогда мне было 12, а когда читал Корепанова  36!

       И чувства, порожденные во мне тогда трагической судьбой главной героини чудесным образом воскресшей волей океана. Вновь ожили во мне чудесным образом, сквозь года. Помню когда читал первый раз, вроде бы не было ничего особенного, ни в девушке, ни в самом сюжете, но вдруг,  она мне открылась с совершенно иной стороны. Прочитав тогда первую главу, я перелистал книгу на начало и долго всматривался в карандашный рисунок Хари. И… так уж вышло, что я влюбился в Хари в её образ. Нет не в сам этот рисунок, хотя и он мне тогда очень понравился, после того как я узнал её судьбу,  а в её образ. Тот образ, что рисовался мне в моем детском мозгу. Хари надолго, если не на годы, если не навсегда…  стала для меня недостижимой мечтой, ускользающим, романтическим образом,  образом любимой —  явленным миру гением Станислава Лема и его «икс биллионами тонн метаморфной плазмы»

       Я много раз в порыве юношеского максимализма, томимый романтической мечтой, сожалением о ушедшей в «навсегда» садился было за написание «продолжения» Соляриса. Такого продолжения какого хотел я. В нем хотел я выплеснуть свой внутренний протест против смерти Хари против «глупости» Криса Кельвина обретшего и вновь так глупо потерявшего её — этот неземной образ…  Но я так и не написал более одной страницы и все они обрели одинаковую судьбу: были смяты и брошены в печь. Уже тогда я понимал, что все мои попытки закончатся полным крахом. Мне никогда не повторить, не воссоздать мира, созданного НАСТОЯЩИМ ПИСАТЕЛЕМ. Все мои каракули были бы ничем, не лучше бесчисленных фанфиков коих наводнила сеть. Я решил не уподобляться им — авторам, создающим альтернативную реальность любимых произведений. Хотя, я не отрицаю, что когда-нибудь,  сяду и напишу все же повесть или даже роман, где Крис и Хари все же останутся вместе, а «липкий гигант» все же сжалится над двумя микробами и позволит им покинуть мир Соляриса и вернутся на землю или, — что ему стоит ведь он всесилен — создаст для них новую реальность, —  реальность в которой они обретут счастье.

       В романе Солярис я понял,  что там показана пагубность и негатив человеческой лжи. Да — лжи! Ведь Крис врал Хари, с самого её появления. Не хочется говорить «воскрешения» ведь воскрешения-то не было. Океан создал Хари «с нуля» по воспоминаниям Криса Кельвина. Такой, какой её видел он. Но Лем показал его нам как малодушного мужчину. Крис начал лгать ей сразу, изворачиваться, тайно мечтал о её возвращении и, сам же боялся её появления. И как же он поступил! Просто снова обманул её, засадил в ракету и запустил на орбиту. Ох, как я злился на Кельвина за его трусость и малодушие… я даже одно время думал использовать этот эпизод и построить параллельную реальность. Где после повторного «самоубийства» Хари с помощью Сарториуса, поняв что потерял её Крис одумался,  все же что-то изменил в себе и вернул ракету на станцию и Хари — о чудо, оказалась жива и здорова, и в добавок — получила возможность покидать станцию…
       Но это было бы «лепнина» — высасывание сюжета из пальца. Я не хотел этого, зачем портить шедевр? Мечта, о возвращении ушедшего в никуда человека, — извечно преследует нас. И мы, зная и понимая, что возврата нет, раз за разом создаем фантастические миры, где наши мечты осуществляются. Где мертвая Хари возвращается к Крису, волей или силой непознаваемых нами чудес. Я тоже тогда мечтал об этом.

       А. Корепанов именно так и поступил. Видимо это напрашивалось само собой и будь у Лема желание писать продолжение своего романа, он непременно тоже воспользовался бы этой возможностью. Корепанов по сути, сделал то, что хотел сделать и я, но у меня просто не хватило бы таланта, а у него хватило. Он очень точно «вжился» в роман и создал практическое и логичное, его продолжение.  Читая «Станцию Солярис» совершенно не чувствуется что роман дописывал совсем другой человек. Солярис написан в 1969 году, а Станция Солярис в 1999-м. Целых 30 лет! Но этого времени не чувствуется. Единственное отличие, это упоминание о компьютерах, каких еще не было во времена, когда писался Солярис. Но сделано это так мастерски, так органично вплетено в сюжет, что даже не возникает и тени намека на провал времени и тысячи километров расстояния разделяющих авторов.  Роман Корепанова как и роман Лема насквозь философский. В нем, как и у Лема лейтмотивом идет мысль о ничтожности человеческого величия возомнившего себя венцом творения вселенной создавшего себе религии и богов, считающего себя истиной в высшей инстанции. А оказалось, что нет, совсем нет и «орешек» Соляриса оказался ему не по зубам. Да, Солярис фантазия, да его нет в нашей реальности. Как и многого из того что создаем мы — люди каждый в своей «виртуальной» реальности, в которой мы живем, тоже нет, но ведь это не мешает нам жить по созданным нами законам и догмам.

       Но так ли уж мало,  действительно не разгаданных тайн здесь у нас, на нашей с вами земле? Так ли уж мало неразрешённых нами загадок!? «Не знаем и не узнаем» — часто цитируют авторы Соляриса. И вот это вот «не узнаем» более всего возмущает человеческий мозг. Есть вещи, которые мы действительно НИКОГДА не узнаем, как бы мы не старались. Например, что нас ждет после смерти? Религии дают нам лишь надежду. Верующие верят в рай или ад, но в каждой религии и  рай, и ад  свои. Иногда это «райские кущи» счастливое ничегонеделанье в земле обетованной, иногда пребывание в духовном равновесии с Богом и под Его покровительством, иногда рай  «укомплектован» покорными рабынями-девственницами достающимися человеку прожившему и умершему в соответствии и канонами СВОЕЙ веры. Такое количество разных толкований разве не говорит нам о том, что ни одно из них не верно.  «Очевидцы-возвращенцы-от-туда» все как один рассказывают о туннеле света, о гласе Бога, о страшном суде… я «побывал» там — по ту сторону. Я был в состоянии клинической смерти и твердо заявляю — возврашенцы лгут! Не видел я там никакого тоннеля, не слышал гласа, не побывал на суде…. Хотя что-то конечно ТАМ есть, а вот что… это Тайна? Я например по ту сторону видел своего отца умершего за шесть лет до того случая когда и мне выпало «постоять на пороге».  Я пытался себе потом объяснить, что значили его слова, сказанные им мне тогда, я не приведу их здесь — это мое личное… — я понял только одно: он не принял меня там, оттолкнул, прогнал… гневно прогнал… значит ли это что «тот свет» есть и что мне было ещё не время получить там постоянную прописку… не знаю. И никто не знает: «Не знаем и не узнаем»

       Вот загадка сопоставимая с нерешаемой загадкой Соляриса. В увлекательной форме Лем, а потом и Корепанов, они оба донесли эту идею до читателя. Идею о том, что нам просто не положено знать, о том, что является вещью бытия высшего порядка не доступного нам людям до времени определенном кем-то — Свыше. Нам людям лишь позволено считать себя великими хозяевами планеты, мы можем считать себя даже в чем-то равными богам… но лишь до тех пор пока не столкнемся с чем-то похожим на океан Соляриса. Мы можем считать себя хозяевами планеты, пространства, да что там — самого времени…  но лишь до поры. Как наверно некогда считали себя хозяевами планеты динозавры, чьи окаменелые костяки сейчас пылятся в музеях как напоминание о бренности некогда великого бытия. Что стоит Творцу, слегка, совсем чуть-чуть, подкорректировать орбиту всего одного единственного и даже, не самого большого астероида? И всё. История человеческого «величия» станет  действительно ИСТОРИЕЙ которую некому будет читать.

       И мы, люди, снова и снова создаем себе загадки и проблемы, не разгадав и не решив старых проблем,  хватаемся за разрешение новых. В конце своего труда Корепанов хватил ни много ни мало как представить океан Соляриса как карающее божество, как судью, как «Домоклов меч». Что ж, это право автора творить по разумению своему. Лем оставил огромное поле для игры фантазии, у Корепанова поле сжалось до размера крохотного пятачка, но, и на этом пятачке еще можно кое-что вырастить. Наверняка Корепанов не последний кто писал продолжение, — альтернативную реальность Соляриса, уверен — будут или есть уже и другие. Я не отрицаю, что и  сам не возьмусь когда-нибудь за это дело. Уж больно огромный потенциал заложен в казалось бы, обычном романе. Мне очень не хочется такого конца как у Лема и уж тем более, такого как у Корепанова, но я не в силах создать нечто похожее. Даже отдаленно похожее.

       Я слишком романтик, слишком люблю жизнь, чтобы заканчивать произведение смертью. В моей попытке написать космическую фантастику «Вирус бессмертия» любой вдумчивый читатель легко проследит нить, тянущуюся от Соляриса к Вирусу. Сцена «воскрешения» Эмили очень схожа со сценой из Соляриса, той сценой, когда Хари загнанная в угол ложью Криса и своими собственными догадками выпила жидкий кислород, пытаясь убить себя. Если бы Кельвин сразу ей ВСЕ рассказал…, возможно,  ей и не пришлось бы пить жидкий кислород… у меня Эмили не пыталась покончить с собой, это был несчастный случай, почти убийство, но и тут и там тема прослеживается одна — воскрешение из «мертвых»  Вечный протест жизни против смерти — неосуществимая (я надеюсь) мечта всех живущих. Организм Хари был создан океаном из нейтрино и по этому — неуязвим, практически бессмертен,  в организм Эмили попал инопланетный вирус делающий её тоже практически бессмертной. Многое написано мной под воздействием эмоций от прочтения Соляриса.  Попав в мой организм вирус Соляриса, тоже изменил меня во многом:  ход моих мыслей, некоторые поступки даже моя любовь — всё это получило оттиск той прочтенной еще в детстве истории.

       Есть в нашей жизни вещи, которые мы не узнаем никогда, как бы не старались ибо:  «не знаем и не узнаем» говорится цитатой в романе. И тогда остается одна мысль: а нужно ли нам это знание? «Преумножая знания мы преумножаем скорбь». Разве легче становится людям лежащим прикованными к постели после ужасной травмы, и в тысячный раз проигрывающими в мозгу ситуацию приведшую его к его теперешнему состоянию, и разве имеет смысл сокрушаться о том «как бы могло было быть, если бы не…»  Ключевое слово здесь — «БЫ» Я, Слава Богу, не прикован к постели, но уже и не здоров. Тоже это вечное «БЫ» И стоит ли мне думать теперь, как сложилась бы моя жизнь не сядь я в тот день на мотоцикл, не заложи такой крутой поворот, не превысь скорость, не, не, не… что толку от всех этих «НЕ»!? Не знаем и Не узнаем… и мне кажется я понял что хотел сказать нам Лем своим романом, он хотел всего лишь сказать нам, что не каждая задача разрешаема. А вообще что мы можем сказать о том, что на самом деле хотел нам сказать мастер? Ничего не можем сказать ибо: "Игнорамус  эт игнорабимус"... "Не знаем и не узнаем".

     НЕ ЗНАЕМ И НЕ УЗНАЕМ. НИКОГДА!

Солярис  — http://www.litmir.co/br/?b=143796   С.  Лем.
Станция Солярис  —  http://www.litmir.co/br/?b=33481  А. Корепанов.

Алексей Челюканов   12.08.2015.


Рецензии
Отгрохать такую философскую статью, а потом бояться, что нет таланта - преступление, на мой взгляд. Талант - понятие растяжимое. Кто определяет, талантлив ли человек или бездарен? Количество поклонников? Или некие высшие судьи, ценители искусств, власть и деньги имеющие? Глупости! Мне кажется, что если человек творит нечто свое, что приносит ему удовольствие, он уже талантлив в том, как сделать себя счастливым, а остальное уже ерунда. Так что, остается только пожелать автору смелости взяться за перо и воплотить свою мечту, которая так навязчиво не даёт ему покоя. Не смотрите на чужое мнение, творите, пишите! У вас все получится!!!

Ольга Сазонова 88   23.02.2018 00:25     Заявить о нарушении
Для подтверждения ввода этой рецензии мне выпали цифры "7777", а что это, если не "бинго", я попала в яблочко! Вы определенно имеете право и способность сотворить "свой Солярис")))

Ольга Сазонова 88   23.02.2018 00:28   Заявить о нарушении
Спасибо за ободрение Ольга Вы - моя Муза ))

Алексей Челюканов   23.02.2018 09:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.