В родных местах

Виктор Матюк

В родных местах

Здесь я родился, здесь я рос среди полей и степных дорог, а воз и ныне там,
И вот я хожу по родным местам, вдали сверкает златоглавый храм, в этом краю
Я во снах до сих пор живу и подобно соловью этим степям я песнь пою! В родных местах
Знакомый очаг давно уже, кажись, погас, местность смотрит знакомыми глазами,
А под небесами звучит известный канон, церковный хор поёт здесь с давнишних пор,
Трещит усохший сук, резкий звук выбивает ношу из уставших рук! Паутину плетёт паук,
Сколько же он натерпелся страданий и мук?!  По траве ползает мелкотравчатый жук,
Бессвязно мысли носятся вокруг! Старая ива стоит всё так же на том же берегу,
Я перед ней в неоплаченном долгу, вспоминаю на ходу, что давно уже здесь не живу!
Другому государству служу, но взяток загодя не беру, хотя могу оступиться и как говориться,
Взгляд тут же затмится! Я с детских лет оставил здесь свой едва заметный след на утренней росе,
И вот чудится мне, что по родимой земле я во сне неспешно бреду и с изнанки на мир смотрю,
Память о детстве постоянно храню, сейчас здесь стало хуже,
Стезя стала уже и огромные лужи на заброшенном пути,
Не проехать, ни пройти, но никак скифский курган стороной не обойти! Там был дом родной,
Нынче знаю из слов чужих, что ничего не осталось от стен родных, все стены рухнули вниз,
Первым обвалился карниз, потерян всякий смысл: возвращаться в детство, речь не о наследстве,
А о чреде напастей и бедствий! Память волнует воображение, в душе радость и горесть,
Но не о них моя повесть! Была бы совесть, остальное приложится, таковы законы бытия!
Среди полей извивается узкая стезя воспоминаний, никто не предвидел заранее,
Что чей-то жест может изменить красоту любимых мест,
В момент любой жизнь жестоко поступит с тобой, учинит разбой,
И ты останешься с больной головой, надолго потеряешь душевный покой!
Дни прошли своей чередой, годы пролетели, волосы мои изрядно поседели,
Задуманные цели омрачены, разве думали когда-то малолетние пацаны,
Что именно они станут козлами отпущения из-за высокой цены за своё грехопадение
С огромной стены, что ограждала прадедовский дом? Он стоял вот за этим зелёным холмом
С настежь открытым окном! Жизнь шумела в нём, вот моя деревня, здесь жил род древний,
Нынче нет никого, по воле партии рухнуло всё! Исчезло с карты большое село, стало темно,
Но всё равно, правда не вся открыта для взора, там поля, холмы и озёра,
И вдали видны заснеженные горы из всевозможных облаков!
Отчий кров до основания разрушен, никому этот посыл давно уже не нужен,
Я же простужен, но не контужен, в степи готовлю для себя скромный ужин!
Потемнела земля, хотя всё те же поля, и тот же всплеск ручья, и та же стезя,
Что с толку сбивала меня! Вечерний колокол зазвучал, я же благопристойно устал,
Сколько верст пешком отшагал, и вот пред моим взором предстал звериный оскал
Прошёдших времён! Исчез тихий затон, огрубел его знакомый баритон,
Нет ни дверей, ни окон, время оставила на усохшей акации странный кокон,
Я мужчиной стал, а был когда-то мал и правду даже тогда по белому свету беспрестанно искал,
Но не нашёл! Надлом в душе помимо воли произошел!
Солнце вынырнуло из-за тучи, его взгляд жгучий стал и вправду чужим и колючим,
По приезду домой посоветуюсь с женой! Может быть, лучше здесь обустроить свой быт?
Вопрос открыт! Места мои переполнены следами старины, для меня воспоминания важны,
Только они родных персонажей полны! Все мы грешны, кто-то ушёл от первой жены,
Как вовремя отошёл от треснувшей намедни стены, многие бабы были прощены,
Но мои мысли вновь, как и в былые дни разобщены, путаются под ногами они!
Проходят дни, пролетают годы, и вот под небесным сводом
Ты просишь прощение у матушки-природы за совершённые ошибки, и не без язвительной улыбки
Говоришь самому себе, что всё, что написано на твоей судьбе, исполнилось, и, поджавши хвост,
Вновь идёшь на старый сельский погост! Бог не даст тебе опять упасть в тину и в грязь,
Сброшен воспоминаний весомый балласт, осталась лишь малая часть, иссякла страсть,
Впереди - рутина, мозг из желатина не стал моей твердыней! Прошлое обросло сплетней
И исчезло в дымке многолетней, но её следы стали намного заметней, чем жалкие тени
Детских ведений! Промолчишь поневоле, не попрёшь буром против своей судьбы и доли,
Ты корчишься от невыносимой боли, оставшись наедине в открытом поле!
Нет ни оград, ни заборов, не скрипят дверные запоры, разрушены стены школы,
Повяли помидоры, общих черт не узреть, даже если впредь не уезжать с этих мест!
Память осушена до дна, но крепость вина осталась прежней, мысли, как ком снежный
Устремились в долину, и в миг единый пронеслись над зелёной равниной, удивляет их единение,
Было краткое затмение, но оно прошло, вновь в голове стало светло! Нынче в родных местах
Воздух порохом пропах, на чужих костях новая власть строит для своей родни огромные дома,
Страна, ужель ты не сбросишь со своей шеи чужого ярма? Наша судьба лишена и сердца, и ума!
Кругом идёт голова, подголосок беды оставил в моей памяти свои следы, хоть умри, но впереди
Ничего кроме темноты не увидишь ты! Не слышно ни звука, только предсмертная мука
Заломила немощные руки, этот режим для познания непостижим, ну и бог с ним,
Мы тоже за ценой не постоим и свои земли, в конце концов, освободим от врагов!
Нет ни мыслей, ни слов! С детских лет я уехал из этих мест, и вот совершаю новый въезд,
На прошлом не поставлен крест, оно, как тихий пламень, снимает с души увесистый камень
Былых воспоминаний! Слава богу, что не забыл сюда дорогу,
Память смогла её очертания в голове сохранить и не оборвалась едва заметная нить былого!
Пришлось поверить небесам на слово, вот так однажды проснёшься, сам себе улыбнёшься,
Оставшись в кармане без гроша вблизи родного шалаша, пройдёт гроза
И ты вновь откроешь широко глаза, перед тобой предстанут знакомые берега,
Исчезнет боль, пройдёт тоска, ты же сюда приехал издалека, по дороге встретил пьяного мужика!
Он едва вышел на своих ногах из придорожного кабака, он тебе - дальняя родня! Во бля!
У него в кармане нет ни рубля! Новый срез знакомых с детства мест впечатляет,
Земля вокруг благоухает, средина лета, дождя нету, солнце пыхтит, но гром вдалеке гремит,
Струится полдень золотой, я приехал к себе домой, здесь - край родной, здесь степь без края,
Подобие рая само выбирает, куда пролить господний свет, больших проблем здесь нет!
Гром продолжает греметь, но дождя по-прежнему нет! Дрожит пожухлый лист,
Автор речист, но соловьиный свист в горячем воздухе повис головою вниз!
Брожу по брошенным низовьям, вблизи родного дома, нет прежнего блеска никеля и хрома,
Чуть зажмурю веки, как образ больного человека, а в просторечье -  калеки,
От меня уносят полноводные ручьи и реки! Взгляд тащит к родимым пашням,
Здесь всё мне напоминает о дне вчерашнем, а мои домашние, оставшись наедине,
Подошли к треснувшей стене, век не прожит, но что-то страхи множит и душу тревожит!
Пройдя через отчуждение, я привык считать свои счастливые мгновения,
В горле саднит, остохорошел повседневный быт! Как мне быть? Пыль столбом в степи стоит,
Мне же кто-то мизинцем издалека грозит, что за вид открывается из-за холма, где цвёл термит,
Потерян всякий стыд, воздух сизым туманом покрыт, здесь жир нагуливает скотина,
Прекрасна повседневная рутина! Захолустное село в небытие ушло,
Но церковь в стародавнем стиле взгляд старика к себе приворожила!
По хутору бегают овчарки, авось, кто-то покажется из покосившейся хибарки,
Но нет никого, замерло всё! Этот мир непостижим, но мы соскучились за ним
И память о нём до кончины сохраним! Мой двор порос осокой, он на краю села стоит одиноко,
Мои предки здесь безбоязненно жили, хотя их били и травили, гарью душили,
Но шило в мешке не утаишь, капли дождевые начали падать на родную землю с покатых крыш!
Лучистое небо дарит свет и темноту, я же стою на холодном ветру и даю свободу чувствам,
Думам и мечтам, но сам не иду по божьим стопам, отмежевываюсь от дум чуждых,
Но даже среди них проскакивает едва заметный балласт, он сбить себя с толку не даст!
У него есть власть, и никто не отдаст даже маленькую её часть, все привыкли красть,
Костёр у дома погас, силы вражьи день и ночь стоят на страже! Сорвать бы сорочку с плеч,
И на сырую землю на пять минут прилечь, земля, как огнедышащая печь, сгораёт хлеб,
Удержу нет от зноя и жары, пугающие миры издали видны и только в ночи! Пугающие мысли
Душу изгрызли, земля, сожженная врагами, едва шуршит под  старыми изодранными сапогами,
Пыль вздымаю каблуками, покоя нет ни дома, ни в храме, он манит меня золотыми куполами!
Мои боги всегда в дороге, отдохну немного, соберу пожитки, они промокли на дожде до нитки,
И отправлюсь в дальний путь, жуть вокруг, всё валится с рук,
Громоподобный звук пронизывает насквозь хилую грудь!
На задворках мира натыкаюсь на остатки вчерашнего пира,
На улице сыро, земля промокла на глубину, авось, просохнет ближе к утру!
Слова вертятся на языке, но тут же теряются в зыбучем песке, выхожу налегке,
В одном старомодном пиджаке, холодно, но зябко мне, под ногами хлябко,
Не шатко, не валко продвигаюсь вперёд, мой путь пройдёт среди дремучих лесов и болот!
Ненастьям потерян счёт, но горит свет на алтаре, значит, бог ещё жив на этой грешной земле!
Под ногами заплутался аленький цветок, мысли уходят в песок, но бог возвращает их назад,
Дождь и град, как-никак, пытаются вернуть себе утерянную власть, но жара и зной
Повернулись к ним спиной! Не стой под чужой струёй! Бреди неспешно по стезе грешной домой!
Щурюсь от избытка света я, кружится моя седая голова, но не в этом суть,
Мне бы новые устои пошатнуть, и опосля, когда дождевая вода напоит сполна холмы и поля,
Берёзовой рощей пройдусь, вспомню забытые молитвы, выученные в детстве наизусть,
Пусть потоки воду бьют в спину и в грудь, впереди трудный и многодневный путь!
У подмытого обрыва натыкаюсь на местное диво! Здесь в те давние времена,
Когда вовсю цвела и благоухала отчая земля, в этом месте стоял стол
И рядом с ним была деревянная скамья, по вечерам за тем столом собиралась вся семья,
Что ещё откроет мне память моя? Не знаю точно я! Здесь юность и молодость прошла,
От них не осталось и копия! Лишь узкая и заросшая чертополохом стезя
Лишает мысли покоя и сна, нет того окна, через которое вся ширь земли была видна!
Здесь ночами воет зверье, а разрушенное жильё давно уже не моё,
Не помешало бы ружьё лучше вспомнить босоногое детство своё!
Удивлённые глаза рыскают по сторонам, издали сверкает златоглавый храм,
То там, то сям от утвари старой возникнут миражи шумной отары,
Овцы неспешно к водопою бредут, на ходу зелёную траву неспешно жуют!
Что жизнь сделала с памятью моей, многих из знакомых мне людей она отправила в мир теней,
Вытолкнула их взашей из юности моей, вот то поле боя, где я жил со всей семьёю, как за стеною!
Нынче здесь царит разруха, створки памяти распахнулись врозь, прошлое прошло насквозь
Через толщу бытия, к концу приближается жизнь моя! Придя сюда, теряю из виду себя,
Даже охотничья сука не возьмёт следа, трещина прошла как раз по изразцу,
Небытие пробирается по  морщинистому лицу, а взор обращён к Творцу!
Только Ему подвластны картины ужасные, дикие и страшные, но истины вчерашние
Остаются явью сегодняшнего дня, и вот меня возносит ввысь давнишняя мечта,
Нет ни скамьи, ни стола, всё проглотила туманная мгла, а вечерняя заря ещё не взошла!
Надлом произошёл, но с ума никто в том доме не сошёл,
Заклятые враги здесь полтора года безбедно живут, а наши потомки горькие слёзы льют,
Надеются и ждут, что те, кто преградили их отчизне путь, сами в небытие когда-то отойдут!
Идите прочь! Мы должны делом родине помочь! Страстный зов души моей призывает дочерей
Действовать и наобум ничего не предпринимать! Засунув в брюки уставшие руки, дроблю себя,
Пройдена ни одна верста, но память уже не та, что была в молодые года! Она ждала терпеливо
Радостного порыва, но жила в темноте, изменились мы все и даже те, что маялись наедине
Или мысленно летали в безвоздушной среде, нет оправдания нашей наготе! Лепота! Лепота!
Если бы не повседневная суета, ещё краше были бы родные места! Болит уставшая спина,
Извини же, память наклоняется всё ниже, болит прооперированная намедни грыжа,
Я зов своих предков едва слышу, дождь барабанит о полуразрушенную крышу,
Мысль, пришедшая свыше, простирает свои ладони к моему лицу, я же на прежнем месте стою
И робко жду, когда же прежние долги сполна верну этой земле и Творцу? Слёзы капают по лицу,
Прошло время тревог, покинул мой мозг возвышенный слог, он валится от усталости с ног!
Что было, я не сберёг и вот печальный итог наяву? Одной надеждой живу, молча, гляжу
В водоворот событий, но не делаю новых открытий, плыву по наитию, ухожу от яви,
Никто не вправе помешать мне, жить на той земле, где родился я и жила вся моя огромная семья!
Бог всем нам – учитель и судья, но не я!

г. Мариуполь
13 августа 2015 г.
5:00


Рецензии