Наладка-5

Шло время, я набирался опыта. Участвовал в наладке котельной Ильичёвского рыбного порта, работал на фабрике химчистки. Денег катастрофически не хватало. Поняв, что повышать зарплату мне никто не собирается, сам обратился  к начальнику управления. Он согласился без слова, но повышение ставки  на  десять рублей на фоне снижения прогрессивки с сорока процентов до двадцати пяти,  материального положения моего не улучшило.

Я решил попробовать открыть визу заново и вернуться на флот.  Как раз в это время начальник управления вызвал меня к себе и предложил подумать о вступлении в партию.
-  Да я…
-  Нет-нет, ничего сейчас не говорите. Подумайте хорошенько,  завтра дадите ответ.

Назавтра я зашёл к Зильберштейну снова.
-  Ну что, Михаил Иванович, подумали?
- Подумал. Я считаю себя еще неподготовленным к такому серьёзному шагу.
-  А мы вот с Валерием Григорьевичем считаем вас подготовленным. Вы себя хорошо зарекомендовали, специалист вы грамотный, человек семейный, серьёзный. Имейте в виду, что инженерам в партию вступить очень сложно. И то, что мы вас рекомендуем, о чём-то говорит.
-  Вы понимаете, у меня отец – старый коммунист, в партии с 1923 года. В нашей семье к партии относятся с огромным уважением. И я ещё не готов к вступлению в КПСС. Это вопрос будущего.
-  Михаил Иванович, вы меня вынуждаете раскрыть карты. Нам дали разнарядку на трёх человек, но вы же понимаете, чтО у большинства наших работников записано в пятой графе…
-  Да, Миша, действительно, - вступил в разговор Валера Копп, - в другой раз не предложат. Так что – решайся. Я тебе дам рекомендацию.
-  Ну, откровенность на откровенность. Я решил вернуться в пароходство.  А кандидатам в члены партии лучше работать на одном месте.
-  Ясно, - сказал Зильберштейн. – В таком случае…  Можете идти.
-  Готовься в командировку в Винницу, - добавил Копп.

В Виннице наше управление взялось за полную наладку городских очистных сооружений. Одновременно туда выезжало человек шесть – семь. Там я и получил первый настоящий опыт запуска большой котельной  в должности ответственного теплотехника. Там же по вечерам получал уроки преферанса. Было весело, безденежно и вредно для желудка.

А когда дело дошло до наладки, меня заменил Георгий Пурциладзе. К тому времени,  комиссия при районном комитете КПСС  приняла решение о разрешении выпуска меня за границу в составе экипажей судов дальнего плавания.

Но получить это разрешение мне было непросто. Для начала мне напечатали ходатайство от нашего управления. Затем, уже в райкоме КПСС,  меня направили на собеседование к старому коммунисту, который проверил меня на правильное понимание  международного положения и  знание фамилий вождей коммунистических партий всех стран народной демократии и поднимающейся с коленей Африки.

Моя память никогда не могла удержать подобных вещей больше, чем на один-два дня. Поэтому, зная о предстоящей проверке, я сначала засел со своим отцом с тетрадкой в руках. Он-то как раз и читал на пенсии лекции о международном положении от общества «Знание»,  и заткнул бы за пояс любого работника райкома, но мне приходилось обходиться своими силами. Я составил конспект и целые сутки учил его на память. Старичка-боровичка я проскочил.

Следующим испытанием было бюро Приморского райкома партии, куда пригласили человек пятнадцать – двадцать таких, как я. Нет, они не все были моряками, были желающие поехать в Болгарию в туристическую поездку, были стремящиеся на работу за границей.

Это был театр одного актёра. Первый секретарь райкома партии, по фамилии Борщ, расправлялся с кандидатами на получение визы быстро, умело и жестоко. Наверное, мне повезло, что я оказался во второй половине выстроившейся шеренги. Когда очередь дошла до меня, Борщ, сыграв несколько спектаклей, утомился. И спросил меня чуть ли не дружески: - Кто такой?

-  Выпускник Одесского высшего инженерного морского училища, - я вытянулся по стойке «смирно».
-  Орёл! – одобрил мои старания Борщ. И почему не плаваешь?
-  По семейным обстоятельствам. Сейчас вот жена выздоровела, сын пошёл в школу, хочу вернуться к работе по специальности.
-  Молодец! Правильно делаешь. Не для того тебя государство пять лет учило, чтобы ты на берегу окапывался. Получишь нашу рекомендацию. Смотри, не подведи!
-  Буду стараться.

В этот раз я уже не стал торопиться с увольнением. Получив вскоре на руки выписку об открытии допуска к загранплаванию, я отправился с ней в Черноморское пароходство, туда, где я и работал раньше. Встретили меня там неприветливо, сказали, что приёма на работу сейчас нет. Посоветовали прийти летом, в период отпусков, впрочем, не гарантировали успех дела и тогда.

Я продолжал работать в наладке, обдумывая, куда же мне податься. Насчет техфлота или судов – спасателей я как-то не думал. Склонялся к тому, чтобы поехать в Измаил, место мне уже знакомое по практике.

Но неожиданно я встретил знакомого, работавшего в рыбопромысловом объединении «Антарктика». Он меня и натолкнул на мысль пойти работать туда.  В рыбный флот меня взяли с удовольствием. Механики второго разряда там были нужны. Так и закончилась моя работа в пуско – наладочном управлении, о котором я сохранил добрые воспоминания.


Рецензии
Михаил, добрый день!

С интересом дочитала ваш этот сборник. Подкупает ваше крайне критическое отношение к себе :"...неопытность и некомпетентность, как преподавателя, с малограмотностью и неподготовленностью моих учеников, привело к полному краху...".
Вряд ли уж был "полный крах", иначе главный инженер не стал бы вас приглашать в ресторан, чтобы отметить процесс завершения обучения кочегаров.
И ваше увлечение Анной благополучно закончилось и для вас, и для неё, а значит, не были эти отношения такими уж судьбоносными.("Наладка-4)

Образ автора привлекателен и в м. "Наладка-5". И прошлый век такой зримый в ваших воспоминаниях: эпизод о рекомендации вступить в ряды КПСС,действительно, не каждому предлагали...

Цельной личностью вы были и в молодости, 28-29 лет, а какой упорный:сидеть и в тетрадку записывать имена Генеральных секретарей всех компартий мира, выучить, знать международное положение- не только усидчивость нужна, но крепкое желание жить лучше, чем жилось, зарабатывать больше, чем зарабатывалось. ХАРАКТЕР! МУЖСКОЙ!
Очень живо описаны эпизоды в этой главе, "театр одного актёра", а мы, рядовые люди своей страны, воспринимали всё, как необходимое условие для реализации задуманных планов.

Вспомнилось и мне, как в 1983 году я собралась в турпоездку в ГДР, как нас, туристов, вызывали в горком КПСС, снабдили книжками, в которых были возможные вопросы и предполаемые ответы.Вопросы от немцев к советским туристам, а ответы, что надо отвечать.И сопровождал нашу группу не только инструктор горкома КПСС, но и кто-то из КГБ. Смешно вспоминать, как серьёзно мы относились к подобным беседам, рекомендациям. В ГДР столкновений с немцами не произошло, а я привезла из турпоездки несколько прекрасных поэтических сборников,в том числе, М. Цветаевой, О. Мандельштама, где каждое стихотворение печаталось на русском и немецком языках, красивые туфли на шпильках фирмы" Саламандра", куртку из кожезаменителя, подарки детям и была счастлива. Михаил, извините за лирическое отступление.
Время было интересное, противоречивое, а мы такие молодые...

С уважением и з.к..

Светлана Весенняя   01.10.2019 12:49     Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана! Вы замечательный рецензент, умеете похвалить. Ваши ученики, наверное, из кожи вон лезли, чтобы внимание на себя обратить.

Михаил Бортников   01.10.2019 13:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.