Словари, словари - продолжение

    СЛОВАРЬ
Поверьте, это не обман!
Могу сказать одно –
Словарь читаю, как роман,
Что создан был давно.
Там кто-то разобрал набор,
В словах единства нет,
И мы не знаем до сих пор:
О чём же был сюжет?
Но каждый истинный творец
Свет видит сквозь туман –
Он разгадает, наконец,
О чём же тот роман;
Да, слово истины любя,
В какой-то чудный миг
Он всё откроет … для себя.
А что же для других?
Ведь люди новые придут,
Я утверждать готов,
И вновь начнётся долгий труд
Соединенья слов:
Забьются радостно сердца,
Творя из слова гимн, –
Но суть романа до конца
Не разгадать и им…
Так сквозь века и сквозь года
Вершиться будет труд,
Но не узнать нам никогда,
ЧТО было в книжке, тут!


Словарь – это готовое пособие: «Бери готовое и иди  дальше» в жизнь.
Словари самые лучшие помощники в нашей творческой деятельности.
Кроме перечисленных общеупотребительных словарей, имеются и специальные словари. Например,   «Поэтический словарь» Квятковского. А есть и более
полные словари литературоведческих терминов. У меня на полке стоит книга
в 900 страниц. Это словарь В.Москвина «Выразительные средства современной русской речи». В нём собраны почти все тропы и фигуры!

Словарь – это не просто сведения о чём-то.
Прежде всего, в нём заключен огромный труд и, как правило, всегда одного человека. Сколько любви должен он вложить в избранную тему, сколько усилий
в поисках терминов и их разъяснении! Я это знаю по собственному опыту: извлечение пользы из чтения словарей привело меня к собирательству литературоведческих терминов, встречающихся в мировой литературе. Конечно, такая глобальная задача мною даже не ставилась, просто мне было интересно проследить как развивалась литература…
Л.Н.Толстой говорил: «Книги изречений не только не подавляют самостоятельной деятельности, ума, но, напротив, вызывают её»».  Словари можно отнести к «книгам изречений».


Мой «Словарь литературоведческих терминов» был  начат в школьные годы.
Мне просто хотелось собрать все термины, имеющие отношение к литературе.
Их у меня набралось десятка два или немного более. Тогда я ещё был очень неопытным в таком деле. Но интерес с годами не угасал. На работе у меня появилось больше возможностей для пополнения моей коллекции. Это, если подумать, была вторая попытка собирания терминов. В моём распоряжении уже
было два литературных словаря: один выпущенный до войны, а другой – после войны. Кроме того, я мог читать специальные книги по литературе, где также
были нужные материалы.Это и книги о Достоевском М.Бахтина,труды Томашевского, Вяч.Иванова, Ю.Лотмана и др.
               
А вскоре вышло пять томов – «История мировой литературы».
Я с большим интересом и вниманием прочитал их.
На этом этапе работы появился третий вариант моего Словаря.
Я все термины заново перепечатал и сделал для себя небольшой сборник.

С появлением компьютера поле деятельности расширилось. Я узнал, что «История мировой литературы» закончена, хотя и доведена только до первой половины 20 века, до1917 года. Пришлось срочно дочитать три тома и начать поиски терминов мировой литературы в компьютере. Кроме того я достал книгу по истории арабской литературы и большую работу по постмодернизму. Так незаметно начался четвёртый
этап моей работы над словарём. Вся разница заключалась лишь в том, что я записывал термины не в тетрадь, а на «страницы» компьютера. Переведены в него были и все предыдущие тексты, началась работа по распределению терминов в алфавитном порядке. Но и на этом этапе работа не кончилась. Пришло понимание, что смотреть надо не только историю литературы всех стан мира,но и знакомиться
с их музыкальной культурой, ведь песни тоже составляют часть литературы любого народа. И вот в 2009 году «Словарь литературоведческих терминов» вышел книжкой в 400 страниц.

Однако, через какое-то время я снова вернулся к нему, начал собирать второй том «Словаря». В него вошло много терминов, не входивших в первый том и, кроме того, я уже упомянул выше, что  появилась литературоведческая терминология ХХ века, которой не было даже в сборниках  «Истории мировой литературы». Пришлось заново лазить по интернету, отыскивать в библиотеках необходимые статьи. К тому же у меня появились и новые книги по литературе, такие как «Энциклопедия книгочея» А.Чирвы, работы А.Белого о языке символизма. Вдобавок мой товарищ по студии дал почитать словарь, в котором собраны материалы обо всех  литературных объединениях русской эмиграции в Европе, в Азии, в США. Эти сведения также представляют немалый интерес: пришлось сделать краткие выписки и заняться новыми поисками нужной информации в интернете. Всё это дало обильный урожай.
Да, второй том, хотя и не столь объёмистый, как первый, постепенно вырисовывается.  Это уже пятый вариант словаря, так сказать, его «расширение».

Для меня работа над словарём не менее, а то и более интересна, чем просто чтение словарей. В моём собрании словарей, кроме уже перечисленного, есть ещё
и «Малая Советская энциклопедия»; словарь Брокгауза и Ефрона «Литература, культура и философия»; словарь М.Горте «Фигуры речи» и трёхтомная «Настольная иллюстрированная энциклопедия», вышедшая в начале ХХ века.
Поэтому я вполне могу понять и разделить тот энтузиазм, с каким работал В.И.Даль, когда он собирал свой «Словарь живого великорусского языка».

Да, мне пришлось пять раз пополнять  «набор» терминов и я продолжу это делать, пока не закончу... Вот я сказал: закончу. Но вряд ли мой словарь когда-нибудь будет окончен. «Слова принадлежат веку, а мысли векам» – писал Н.М.Карамзин. Новое время создаст много других интересных терминов, которые по праву дополнят мой словарь. Именно это позволяет мне судить о СЛОВАРЯХ так естественно как о деле однажды начатом и уже неостановимом.

Без словарей человеку обойтись невозможно,  даже если он и не создаёт никаких  учёных трудов. Словарь каждого из нас чему-то да учит, разумеется, каждого по-своему, в нужном только ему направлении. Любой словарь – это маленькое окошечко в историю: и в настоящую, и в прошлую. Пусть это будет история той или иной страны, или той или иной отрасли знаний, науки, техники. Ведь за каждым термином скрыта причина его появления. Каждый век вносит в язык новые наименования всего, что появляется в общественной и личной жизни страны и человека. Сколько терминов внёс в словарь постмодернизм! Сколько терминов появилось при возникновении реализма; а развитие новых отраслей науки и техники, интернета!  И каждый термин кто-то должен был отыскать, дать ему толкование, причём, краткое и понятное многим. И снова –  создаются словари, где собираются термины по виду искусства, науки, техники и т.д.

Собирание терминов и составление словарей – это часто подвиг одного человека.
А вот в создании энциклопедий принимает участие большой коллектив учёных.
Я здесь не затрагиваю словари переводческие, я имею у себя только два словаря такого рода:немецко-русский (изучал в школе) и украинско-русский. Тут сказался мой интерес к украинской литературе: у меня есть небольшая библиотечка книг на украинском языке.
И вновь хочется повторить, что необходимо сочинителю  иметь языковедческие словари. Внимательное чтение словарей  помогает легче запоминать многие термины. И чем чаще будет происходить такое общение, тем богаче станет ваш активный словесный запас, шире кругозор. Память сама сохранит многое из прочитанного, ведь  ЧЕЛОВЕК – загадка сам для себя… Я иногда очень удивляюсь, когда разгадываю кроссворды, какие слова вспоминаются! Возможно, я их прочитал или слышал когда-то случайно, не думая даже запоминать, но в памяти  они всё же остались. Похоже, наше сознание «многочастотно» и нам  самим неведомо, чем оно наполнено и чем нежданно-негаданно нас попотчует.

В заключение ещё раз процитирую Л.Н.Толстого: «Часто слышишь, что молодёжь говорит: я не хочу жить чужим умом, я сам обдумаю. Зачем же тебе обдумывать обдуманное? Бери готовое и иди  дальше.  В этом сила человечества».


***
Кто желанием горит
Написать  хоть что-то,
Пусть изучит словари,
Их у нас – без счёта.
И нелёгкий этот труд
Пусть продлится годы.
Без него, замечу тут,
Слову нет свободы.
Да, закон судьбы таков,
Он совсем не сложен,
Их писали Ушаков,
Даль, Ожегов тоже; –
Много разных словарей
Накопили люди,
Так читайте их скорей
В суматохе буден.
Не теряйте время зря! –
Молвлю по секрету:
Жить нельзя без словаря
Каждому поэту!


сентябрь - октябрь 2014 г. Словари


Рецензии
Прочел Вашу хвалебную оду Словарям, разным. И остро пожалел, что в свое время, ввиду "жизненных бурь", лишился (подарил) многотомный, тяжелый для транспортировки по "дорогам жизни» (Вы уж простите за выспернность слов) Славарь литературного русского языка. Я его тоже - просто читал. Сегодня еще раз вспомнил, как это было интересно.

У меня и сегодня осталось довольно много словарей (в т.ч. и Ожегова, и Даля, и Словарь иноязычных слов Крысина и др.), но тот забыть не могу. Там же были примеры из произведений, только эти примеры использования слов и выражений чего стоят!

Конечно, сегодня есть Интернет. Но ведь надо еще знать, что искать там, а словарная мозаика позволяет узнать много забытых (а может и незнакомых) слов и выражений.

Вот и с Вашим трудом надо познакомиться — тем более, литературоведческие термины для неспециалиста не все так уж известны либо понимаются не совсем верно...

Успехов!

Игорь Абросимов   03.12.2018 20:21     Заявить о нарушении
Дорогой Игорь! Спасибо за отзыв и небольшой рассказ. Мне было интересно его прочи- тать. Могу сказать, что мной выпущен в этом году "Словарь литературоведческих терминов", Он уже есть в продаже. Всего доброго!

Владимир Шилин   04.12.2018 11:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.