Человек, которого никто не знает

 
Мухло смеялся.
Смех был ему удовольствием. Ему всегда хотелось смеяться, как похотливой бабенке пакоститься в половых извращениях.
Смеялся он как будто не к месту, невпопад, над заведомо серьезным или трагичным, а пошлое или то, что всем казалось смешным, пропускал мимо ушей - это всегда удивляло его собеседников или просто свидетелей его, казалось, неуместного веселия, но само это удивление было для него поводом смеха.
Но самое странное: у этого человека не было жизни. Т.е, он, конечно
же, ел, спал и, наконец, веселился, но в этой. процедуре не было событий. Не был, не состоял, Не участвовал...
Он ничего не умел делать.
Он не умел говорить. Т.е, он, конечно же, знал некоторые слова и, наконец, повторял их часто, чтобы не забыть.
Вот он повторял:
- Я - химера. Я - закат человечества.
Смотрел веселыми бледнозелеными глазами и смеялся прямо в вашу утробу. Вам страшно. И, конечно же, удивительно, что смех может ужаснуть.
Гармония смысла. Тут и посудачить бы о странностях разума. Но людишки сторонятся. Мухло. Так в здравом ли они рассудке? Человек говорит и смеется - а от него бегут, как от прокаженного. Может, слово и невзначай. Может, слово вообще случайно. Может, человек пытается избавиться от слова, потому и затеял спор, философию, истину. Бежать, 6ежать от мысли, как от роя разъяренных пчел... Но как бежать?
Как бегут от мысли?
Сляпать конуру истины - и отсиживаться в ней? Место гения...
Бегут не ногами, не вприприжку...есть некая странность в голове, некая отсутственность...
Знал ли я этого человека?
Т.е, я, конечно же, встречался с ним и, наконец, даже говорил.
Вот я говорил:
- Человек, который может удовлетворить свои потребности, свободен и естественен.
- Человек, который позволяет себе удовлетворять уже и прихоти, и капризы, и привычки, богат, - соглашался он.
- Человек, который не может удовлетворить свои потребности, нищ, - продолжал я.
Он обнаруживал в голове пропасть смысла - и бросался в нее.
- Богатый и бедный человек - раб. Рабу незачем жить. У него нет
цели существования.
У Мухло есть, кажется, жена или сожительница. Мумиедия невероятно очаровательная женщина. У него есть, кажется, дети. Они его не признают, гонят взашей.
— Во тьме человечества я невидим. А когда на меня натыкаются, то отпихивают в сторонку и боятся меня.
Я всегда неожиданен.
Всякий человек неожиданен. Я не узнаю волнение, которое меня разрывает. Кажется, меня скоро не будет;от меня не останется даже праха. Может, меня и вовсе нет?
Надо дать волю воображению. И тогда все узнается.
Мухло никогда не плакал. Он не знает слезы. Т.е, он, конечно же, видел как плачут людишки и, наконец, даже пытался сочувствовать. Сочувствие, кажется, ему не удавалось. Сочувствие, кажется, и вовсе невозможно. Чувства неповторимы.  Сочувствие и сострадание есть досужий вымысел, есть угождение всяким там повелителям и знахарям.
Есть всеобщее препятствие человеческим желаниям, если они вызваны естественной и разумной необходимостью, - сия необходидость есть удовлетворение человеком своих потребностей, а препятствие ей есть власть. Власть есть поругание человека. Власть есть высшее злодейство и высшая несправедливость - власть всякая и всегда. Социальная
цивилизация подарила человечеству высшее головотяпство - власть. О, пожалуйте во власть - но платите за это развлечение жизнью. Смертью производить ротацию бюрократии. И тогда власть ужаснет.
тогда власти не станут желать.
Человек избавится от порока властолюбия, конечно же, не страхом за собственную жизнь.  Надо просто изменить общественные условия существования человека. Но оказывается, что не так просто их изменить.
Дело не в том, что человек беспомощен в силу каких-то роковых исторических обстоятельств, загнавших его в стойло общественного содержания. У человека нет воли и желания что-нибудь менятъ в своей исторической судьбе. Он больше занят бытом и развлечениями. Пошлый обыватель.
Ему недосуг знать о своих возможностях. Он невежественен.
Меня просят рассказать Мухло. Что есть он такое, дескать.
Он зеленоглаз и головоломен.
Вы могли бы заметить у человека кривые ноги, пузо и  высокомерие в пасти снисхождений. И что  же?
Он есть насмешка над человечеством. Из чрева человечества выползают такие уроды и глупцы, что человечеству впору вынести, если не  смертный приговор, то обязательно порицание. Но кто произнесет это порицание? Еще один глупец...
Но что могло бы значить это порицание? Еще одну насмешку над разумом
...
В этом смысле гений ничем не примечательнее дурака. Они равноправны. Они равны. Их объединил разум.
Я припоминаю, как этот Мухло поговаривал:
- Злодействует не человек. Злодейка цивилизация она убивает человека, чтобы пригласить на помост истории следующих. Долго нельзя задерживаться на виду человечества. Долгожительство - это конфуз цивилизации.
Но кто же удивляет?
Мухло - это несерьезное предисловие человечества?
Человечество - этот скучный эпилог человека?
Разум - эта необъяснимая стихия природы?
Я отказался удивляться. Ибо тотчас за всяким удивлением встает вопрос чудо. НЕТ ЧУДО МИРА. есть бытие мира.
Мир не надо объяснять. Объяснение мира - это человеческая предвзятость. В мире существуют. Но тогда неуместна философия. Давайте с какого-нибудь часа прекратим все споры и станем трудиться. Труд -это не источник богатства. Трудом богатства не нажить. Источником богатства является преступление:убийство, воровство, грабеж, мошенничество... У человека и общества нет необходимости богатства. Богатство всегда порождает вражду, если уж оно зиждется на преступлении. Человеку достаточно удовлетворить свои потребности. Он этого не хочет. Он задается какой-нибудь целью и посвещает жизнь ей. Разумный человек не приемлет цели, как посягательства на собственную свободу.
- Я не хочу истории и цивилизации, я не хочу прогресса. Освободите
меня от уз балбесствующего человечества. Дайте мне жизненное пространство. Я хочу осуществить собственную мечту
страстно. Я хочу осуществить собственную мечту.
- Вам скажут, что в цивилизации вы можете осуществить любую мечту.
- Но это ложь! Цивилизация пользуется мной, не спрашивая моего согласия...человеку надо любить, а она устраивает вакханалию классовой вражды;человеку хочется быть свободным, а она обязует всех рабским послушанием идолам богатства, власти;человек мечтает о собственном совершенстве, а она устраивает игру похоти и развлечения...
Где-то в сторонке от цивилизации для меня нет места...в недоступных местах нельзя выжить...цивилизация лишила меня жизненного пространства...
Увы, ему не верят, над ним смеются - ах, как это нелепо смеяться над Мухло?!
Как же можно без цивилизации?! Что было бы с человеком без зрелищ,
без всяких там бытовых удобств, без...без и без?!
Эти великие умники, борцы за прогресс и цивилизацию, никак не могут
понять, что цивилизация, уничтожив естественного человека, породила социальных чудовищ...мещанствующий идиот - это самое лучшее ее 
творение.
Вопрос стоит уже не просто о вшивании человека в классовом обществе, но уже вообще о сохранении мыслящего существования в природе. Оказывается, философия не остерегла и не помогла.
Слово кощунственно.
Это надругательство над человеком и разумом! - вопит поборник памперсов и колготок. И ему не хочется возражать.
Когда в споре у вас нет аргументов, это не значит, что вы не правы:вы просто не знаете других аргументов. Впрочем, на дурака аргументов не напасешься. В споре с ним аргументы излишни. С ним лучше согласиться. Это согласие ведь ни к чему не обязывает. В таком вот согласии живет человек с властью. Он неосторожен только с самим собой. Эта неосторожность, это недовольство самим собой и есть совесть человека.
Если история цивилизации - это история злодейств, то в ней нет места совершенному человеку, история классового общества - это история раба. Для совершенства нужен противоречивы!: человек. Противоречивым может быть только свободный и совестливый человек.
Классовое общество обнаруживает вдруг несостоятельность человека. Но по поводу этой несостоятельности человека мыслящим существом никто не поднимает крика, всем нравится существовать в прежнем ритме прогресса. Но человек тотчас поднимет крик, если станет голодать и скучать на виду фантастических достижений цивилизации;он, кажется, не понимает, что несостоятельность человека разумным существом означает вымирание рода человеческого.
У разбитого корыта прогресса всплеснет руками отчаившийся человек.
До этого отчаяния остался один шаг.
XX век нянчит еще наивного человека.
Какого человека выкинет из утробы человечество в следующем веке? Этого никто не знает. В мечтах же нет проку. Они тихо сходят в могилу разочарований.
- Ах, мне всегда казалось, что под звездным небом я вечен и непреходящ - счастливая беспечная букашка... А тут вдруг страх...зачем же смерть разорвала все надежды?! что это за странная преграда посереди жизни?!
Улыбнуться навстречу смерти?
Непревзойденно странный поворот судьбы...
Из жизни нельзя уйти недовольным...жизнь угодила всем...сетовать нельзя...я есть не просто пакт мироздания, я есть гвоздь мироздания ...мною держится бытие...
Мухло торжественен...он есть вопиющая торжественность.
Когда смотришь в зеленые или всякие другие глаза, не видишь ничего.
Когда смотришь в мир, разбегаются эти самые глаза...тверди, твари, стихии...вселенский стон существования...стонет и человек...человек звучит как натянутая струна познания, он рассказывает миру свои впечатления бытия...
- Случилась печаль - и, кажется, весь мир застрял в невылазной чувственности и застыл в ожидании...бег бытия должен продолжиться - а печаль, остановившая все движения миров, станет робким предостережением нелепой громоздкости бытия, недочувствованием жалкого человека... человек недочувствовался до всех таинств и яви мироздания - чем-то удивленного, восхищнного, озадаченного, его останавливает невыразимое сострадание к мировым баталиям:ему кажется, что все могло бы происходить иначе, если бы вдруг обнаружилась его СОБСТВЕННАЯ ВОЛЯ ВЕРШИТЬ ПОРЯДОК МИРОВЫХ СУЩЕСТВОВАНИЙ...вот я взмахну рукой! вот я зальюсь веселым воспоминанием! вот капнет из глаз моих благодатная слеза!
Но у этого безымянного мечтателя нет воли изменить собственную судьбу. Мечта - это великая скорбь, это великий плач:человек расстается с самим собой...кажется, это выше его сил, но есть он - случай мечты... жестокую прозу существования окунуть в дымку мечты - или не таков должен быть идеал?
Но я не мечтатель. У меня нет времени мечтать. Пока отправишь все свои потребности, привычки и безобразия...
- Как же вы можете рассуждать о том, чего не знаете и к чему не стремитесь? !
- Если бы мне был известен сей предмет, я и рассуждать бы не стал.
К пользе - так и воспользовался бы, а без надобности - забыл, в памяти много знаний и идей схоронено - потому что не нужны...я всегда нелепости жизни вспоминаю...к чему бы это неразбериха и абсурд человеческого бытия? Не может природа содержать нелепого человека как образец разума! Уж эта насмешка невыносимая!
- Так человечество вроде буйствует...расцвет цивилизации...
- И печаль, и мечта, и страдание быть должны, чтобы отскребать грязною человека...он по уши в собственном дерьме - в эгоизме...
- А я вот и не понимаю, что могут страдание, печаль, мечта! Как поднять в выси духовности похотливого человека?
Ну, страдание - человеку тяжко, невыносимо больно...разве боль что-нибудь рождает? Шкет быть, протест, недовольство, возмущение...но гневом ли возвысится человек? И что же значит духовное возвышение человека? Человек станет иначе понимать и чувствовать мир? В процессе мыслящего существования человек воздействует на самого себя, в результате этих воздействий изменяется человек...но будет ли он совершенным? И через радость, и через страдание есть путь - никто не знает, что есть путь и куда он ведет...
Ну, печаль - отчего же уныние? Разве без радостей жизнь не имеет
смысла? Печаль благодатна - на ней может что-то взрасти...но посажено ли в эту почву семя? И наслаждения есть, и страдания есть...а печаль - это мера сравнения...
Ну, мечта - есть ли в ней нужда какая? Но разве по нужде какой происходит мир и всякие события и явления в нем?! Мечта как сироту призрела судьбу, стремясь пристроить ее в гармонии существовании. Мечта сторонится глубин мысли, она скользит по поверхности впечатлении. Мечта никогда не удовлетворит ваших потребностей и желаний, она - цветок разочарований...
В ответ человек улыбнулся. Ему кажутся наивны ваши рассуждения. Ни одно слово и словосочетание, ни одно рассуждение невозможно проверить на истинность. Слову несвойственна истинность. Слово действительно. Истина есть впечатление согласия мыслящего человека с самим собой. Без этого согласия человек не примет на веру ни одно слово другого человека. А потому всякое убеждение вынужденно:оно достигнуто воздействием на человека слова и впечатления...это триумф насилия... Улыбка, жест, взгляд, слово - все кажется вызовом, на все хочется возразить, а возражения оказываются словом, взглядом, жестом, улыбкой...возражать, стало быть, бессмысленно, ни один спор невозможно завершить, аргументы неисчислимы, человек просто их всех не знает, да и жить одним спором невозможно, нужно время и на другие жизненные отправления ...ты идешь жить...
Мечта же греется во лбу бездельников - она потому и хилая...человечество еще не знает великой мечты:на поиск мечты всегда спешат самые бестолковые умы...гений презирает мечту, обывателю лень заниматься всякими там умственными упражнениями...
РОДИТЕ ВЕЛИКУЮ И НЕЗАБВЕННУЮ МЕЧТУ - И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, быть может, ПОКЛОНИТСЯ ВАМ В НОГИ...
С меня хватит!
Богатырским, кажется, шагом вламываюсь я в пространство, вышибаю запертую дверь в конуру цивилизации...запор - еще одно химерное изобретение цивилизации!
Мухло заламывают руки, чтоб поставить на колени. Но он смеется - и потому, может быть, стоит непоколебимо...
- Костьми лягу! - грозится невероятно пышная Мумиедия. - Но не позволю обижать страдальца!
- Да, у вас, матушка, и костей, чай, нет. Не прощупываются.
- А на чем же все ши пуды держатся?!
А на этом вот невзрачном человечке держится совесть человечества.
ОН НЕЗАПЯТНАН!
- Желаю поглазеть на него! - кричу я.
- Так разве он чудовище?! - ворчит Мумиедия.
- Еще одно чудо вещее! - говорит, показывая на меня, служивый - из тех, которым приказано гнуть человека к покорности;он морщится, будто у него под носом выгребная яма.
- Отпустите совесть, поганцы! - начал вопить я.
Типы бросили Мухло на пол и кинулись ко мне. Но почувствовал я в себе силу богатырскую - и начал шпану служивую спотыкатъ лоб о лоб... и побежала рать поганая...
И засмеялся я...
- Впал в безумие, - говорила какая-то старушка.
- Безумие - это состояние разума. Это не болезнь. Это катастрофа, - уверенно возражал кто-то, должно быть, высокообразованный.
Я открываю глаза. Я лежу на каком-то возвышении. Вокруг меня толпятся люди.
Я прозреваю.
Стало быть, Мухло и его супротивнички мне мерещились. А люди вот какие! Я взглянул на людей. Удивительно знакомые лица.
Кажется, Мухло лежал рядом. В гробу. В тех самых белых тапочках.Классическая обувь на параде покойников.
- Со мной нельзя расстаться, - хихикал Мухло.
Я согласно кивнул ему головой.
- Со мной все соглашаются.Это феноменальное явление. Должно быть, видят во мне пророка. А я глуп неимоверно. Талант...
В цивилизации человек не умирает естественной смертью, его убивают. Естественная смерть исчезла.
Жду, когда судьба улыбнется...ох, как надоело мне тут! Тут нет людей! Типы все какие-то...я от них улизнуть куда-нибудь хочу - а они меня преследуют;и на кладбище один не останешься...схоронили бы где-нибудь в космосе!
- Кладбище эстетично! Без кладбищ Земля потеряла бы вид обжитого места. На кладбище всплакнут, жалость прокричат, недоумение...
- Кладбище ошарашивает человека! - не соглашался Мухло. - Думаешь, почему человек вопиет у могилы? И ему хочется в потусторонность... надоедает здесь:слишком много быта, нечем голову занять; географические открытия завершились, а интеллектуальные еще не начинались...
- По-моему, грядет какая-то новая эпоха - с понятием определиться не могу, но вот чувствую...до сих пор человек был просто материалом исторических безобразий, но станет человек выше империй и народов... у толпы нет головы, а голова мыслит, созидает, голова может стать сверхестественной - и родится бог...
Мы знаем человека, который верит в бога, но мы не знаем человека, который родит бога...бога не может родить утроба...бога рождает голова - голова рождает новый неизвестным мир...
Духовность неизвестна человеку.
Религия и церковь есть богохульство, есть препятствие богу, они держат человека в предрассудках, в невежестве...невежественная голова не может созидать...человеку нужна свободно мыслящая голова... В каком-то неизвестном мученическом восторге я вскидываю руки к небу - как будто хочу подняться и уйти. Но руки мне не повинуются.
- Гегемония... - щебечит Мухло.
Он вздымает руки и поднимается - необыкновенно высокий, кажется, упирается головой в высь, в звездные дали, громадный...
- Ты лежи! Здесь спокойнее...не тревожат...
А я еще нужен другим...
МУХЛО СМЕЯЛСЯ.
... 1996 год.


Рецензии