сценарий краткосрочной досуговой программы Защитни

               




                «ЗАЩИТНИК  ОТЕЧЕСТВА»
                Краткосрочная досуговая программа


                Составители:
                педагоги-организаторы
                Проворнова Татьяна Валерьевна,
                Смирнова Татьяна Леонидовна,
                Шамаева Мария Олеговна;
                концертмейстер
                Завгороднев Дмитрий Владимирович.

Цель программы:
Способствовать развитию чувства патриотизма у детей.
Задачи программы:
1. Знакомство с историей формирования вооруженных сил нашей страны;
2. Проявление познавательной активности;
3. Проявление физического и творческого потенциала.
Пояснительная записка

     Программа адресована детям начальной школы и направлена на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Проводится в форме конкурсных соревнований между командами. Состоит из шести тематических блоков. В каждый блок входит исторически познавательная часть и конкурсно-игровая, которая включает в себя: спортивные элементы, интеллектуальные и творческие.
В программе используется фото и видео материалы, игровой реквизит, музыкальное сопровождение. Благодаря тому, что программа сопровождается интересной и познавательной информацией, иллюстрациями и музыкальным оформлением, участники команд не только проявляют свои способности, но и узнают много нового, полезного и интересного.
Условия реализации программы:
Место проведения - актовый или спортивный зал.
Время проведения – 60 минут.
Количество участников – 2 команды от 8 до 12 человек и болельщики команд.
Необходимое оборудование:
Экран, видеопроектор, звуковая аппаратура, микрофоны.
Художественное, музыкальное оформление:
Видеоряд: «Российская армия», «Будущий солдат».
Видеозаставка: «Конница», «Лоцманы», «Самолеты», «Викторина для командиров», «Медсёстры», «Шифровка».
Реквизит:
Бумажный скотч;
Напольный флагшток;

1. «Конница»:
Деревянные лошадки 2 штуки;
Напольные фишки 6 штук.

2. «Лоцманы»:
Картонные «лодки» 2 штуки;
Напольные фишки 6 штук.

3. «Самолеты»:
Цветная бумага 10 листов;
Парты 2 штуки.

4. «Викторина для командиров»:
Каска (коробка) 1 штука;
Распечатанные вопросы.

5. «Медсёстры»:
Туалетная бумага 10 рулонов.

6. «Шифровка»:
Конверты 2 штуки;
Распечатанные пословицы;
Поднос.

Костюмы ведущих:
Стилизованные под военную форму плащ-палатки и пилотки.

Список литературы:
•«Как и когда появилась Красная армия» А. Сатурн
•И. Минц, Е. Городецкий «Документы по истории Гражданской войны в СССР.» Политиздат при ЦК ВКП (б).
•Интернет страница «Мы родом ... Летопись: Люди, места, события, свидетельства.».
•Журнал  «Военная Россия - Подводные лодки», издательство: Медиахауз,
год: 2006
•Энциклопедия современной военной авиации / склад. В. П. Морозов, В. А. Обухович, С. И. Сидоренко. - М.; Минск : АСТ; Харвест, 2001..
•«Военная Литература». Мемуары.
•Интернет страница Подвиг фронтовых медсестер в годы Великой Отечественной войны "У каждого из нас была своя война".
•«История шифровального дела в России» Т.Соболева.


Ожидаемые результаты:
•Осмысление детьми ценности патриотического чувства.
•Осознание детьми своих возможностей и способностей в творческой сфере.
•Приобретение детьми практических навыков и умений при выполнении физических и интеллектуальных заданий.
•Повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.


                СЦЕНАРИЙ
                краткосрочной досуговой программы
                «ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА»


Звучит музыка.
Зрители проходят в зал.
Гаснет свет.
Видеоряд «Российская армия»
Набирается свет. Выходят ведущие.

Ведущие
Здравствуйте дорогие друзья.
Приветствуем всех-всех в этом зале!
Мы рады встрече с вами.
И наша встреча посвящена...
Защитникам Отечества! (вместе)

1 ведущая
23 февраля, наша страна праздновала День защитника Отечества. Два десятка лет назад этот праздник носил несколько иное название — День Советской Армии и Военно-морского флота. Тем не менее, смысл и значение праздника остаются прежними и по сей день.

2 ведущая
В многолетней героической истории Советской Армии и Военно-морского флота количество исторических побед и подвигов не знает своего точного числа. В годы Великой Отечественной войны, в жестокой битве с немецким фашизмом, Советская Армия смогла отстоять свободу и независимость нашей Родины.

1 ведущая
И сегодня Российская Армия надежно защищает свою страну от всех врагов, охраняет бесценное достояние мира. День 23 февраля уже давно стал особенным днем для всего российского народа и в этот день в Москве на Красной площади проходит военный парад.

2ведущая
Во все времена своей истории военная служба была делом чести каждого мужчины, а преданное служение своему Отечеству — высшим смыслом жизни и службы воина.

1 ведущая
Вы будущие мужчины и будущие герои стремитесь вырасти мужественными, сильными и достойными защитниками своего Отечества.

2 ведущая
И сегодня у вас есть возможность продемонстрировать эти качества.

1 ведущая
Ребята, представьте, что вы солдаты. «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», – гласит народная мудрость.

Конкурсы:

1.«Конница»

2 ведущая
Кто знает, как называется род войск в котором для ведения боевых действий  используется верховая лошадь?
 
Дети отвечают.
• На экране появляется соответствующая правильному ответу видеозаставка.
Самые активные приглашаются на площадку, по 5 человек от класса.
На площадке размещается несколько напольных фишек.
Команды получают «Лошадь».
Задание: каждый участник верхом на лошади проходит дистанцию огибая змейкой фишки.
Во время объяснения задания выносится реквизит.

Звучит музыка.
Проводится конкурс.
Дети возвращаются на свои места.
В это время уносится реквизит.
 
1 ведущая
Обладая высокой подвижностью и манёвренностью в сочетании со стремительным и мощным ударом, кавалерия во многих сражениях играла решающую роль.
Но в середине 50-х годов, в связи с развитием средств массового поражения и переходом к полной моторизации армии Кавалерия как род войск прекратила своё существование, и кавалерийские части были расформированы.

2.«Подводные лодки»

2 ведущая
Наверняка многие мальчишки хотели бы служить в военном флоте.
Для этого непростого дела нужны определенные навыки:
Смекалка, закалка… ещё?
Какие военные корабли вам известны? (крейсер Аврора, Варяг, катер).
Дети отвечают.
• На экране появляется соответствующая правильному ответу видеозаставка.
Те дети, которые называют качества, приглашаются на площадку, по 5 человек от класса.

1 ведущая
А кто на корабле или подводной лодке прокладывает путь, избегая подводные препятствия?
Тот, кто ответил – будет «лоцманом».
На площадке размещаются две напольные фишки.
Команды получают «подводные лодки».
Задание: «лоцманам» необходимо перевезти всю команду от одной фишки к другой.
Во время объяснения задания выносится реквизит.

Звучит музыка.
Проводится конкурс.
Дети возвращаются на свои места.
В это время уносится реквизит.
2 ведущая
А в наше время появились крупнейшие военные корабли, которые называются авианосцы.
Называются эти корабли так, потому что основная ударная сила их – авиация.
Современный авианосец имеет на борту несколько десятков самолетов.
Для этого корабль оснащён огромной полетной палубой с которой взлетают и приземляются самолеты.
Также, ангарами для самолетов где происходит техническое обслуживание и заправка.
Стоимость постройки и содержание этих кораблей настолько велика, что в настоящее время только десять стран имеют на вооружении авианосцы, в этом числе и наша страна.

3.«Самолеты»

1 ведущая
Самолеты – это, пожалуй, одно из самых удивительных изобретений человечества за последние годы, даже сама мысль о том, что такая огромная «стальная птица» может подняться на тысячи километров над землей поражает. Ребята, а какая бывает авиация?

Истребительная
Штурмовая
Бомбардировочная
Разведывательная
Специальная
Транспортная

Дети отвечают.
• На экране появляется соответствующая правильному ответу видеозаставка.
Активные дети приглашаются на площадку.
Команды получают бумагу.
Задание: все участники складывают самолетики, после чего устраивается «воздушный бой».

Звучит музыка.
Проводится конкурс.
Дети возвращаются на свои места.

1 ведущая
Первые самолеты в боевых целях начали применяться во времена Первой Мировой войны. До этого самолеты были лишь развлечением для публики. Во времена войны с помощью самолетов узнавалось расположение сил противника. Затем со временем начали устанавливать оружие на самолеты и таким образом их роль при боевых действиях значительно возрастала. Всего одно столетие понадобилось людям для того, чтобы научиться создавать самые совершенные боевые самолеты, они оснащены современным вооружением таким, как пушка, ракеты, бомбы, мины.
На высоте 17,5 км, это 34  Останкинских башни, развивают сверхзвуковую. Могут проводить дозаправку в воздухе, поэтому увеличилась дальность полетов.

4.«Викторина для командиров»

2 ведущая
В бою важны не только технические возможности. Но и ни один бой не был бы выигран, если бы  не было выдающихся полководцев и командиров.

1 ведущая
Ребята, а каких полководцев и командиров вы знаете?
Дети отвечают.
• На экране появляется соответствующая правильному ответу видеозаставка.
И мы приглашаем командиров от классов к нам на викторину.
На площадку выходят командиры команд.

2 ведущая
Чтобы выиграть бой нужна не только сила и сноровка, но и умственные способности.
И наши командиры это продемонстрируют.

В это время выносится реквизит.
Вопросы достаются из коробки поочередно.

1.Что общего между деревом и винтовкой? (Ствол)
2. Почему копьё и щит – неразлучные друзья и враги?
(Они всегда вместе. Копьё поражает, щит защищает)
3. Кто сказал: «Тяжело в ученье, легко в бою» (Суворов)
4. Как называют «бойца невидимого фронта?» (Разведчик)
5. Как называют подростка, изучающего морское дело? (Юнга)
6. Морской повар. (Кок)
7. Утренняя команда. (Подъем!)
8. Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды? (Якорь).
Командиры возвращаются на свои места.
В это время уносится реквизит.

2 ведущая
И действительно, как говорил выдающийся полководец -  Александр Васильевич Суворов «Воевать надо не числом, а умением». Можно привести множество примеров выдающихся стратегий боевых действий. Например: вот время Ледового побоища на Чудском озере Александр Невский, зная тактику немецких рыцарей, которая заключалась в том, что ратные шеренги  выстраивались клином, позволяющем стремительно прорвать оборону войск противника, принял гениальное решение. Он выстроил у Чудского озера в начале линию пехоты, а за ней груженые обозы. Таким образом, немецкие рыцари при отступлении пехоты завязли в обозах, а конница Александра Невского с флангов нанесла сокрушительный удар по ратным шеренгам немцев, которые не смогли быстро перестроиться  для ответного удара. И таким образом было выиграно это сражение.

5.«Медсёстры»

1 ведущая
В военном деле за многие годы проявили себя и женщины, в первую очередь это были медсестрички, так ласково медсестер называли раненные бойцы.
• На экране появляется соответствующая правильному ответу видеозаставка.
В следующем нашем конкурсе участвуют девочки, которые правильно ответят на вопросы:

Что используют для перевязки?
На чем можно перенести раненного?
Чем можно обработать рану?
Какой опознавательный знак у медсестры?
Чем измеряют температуру?

На площадку приглашаются мальчик и 5 девочек от каждого класса, девочкам выдается туалетная бумага, одновременно девочки бинтуют мальчику: одна – правую руку, вторая – левую, третья – правую ногу, четвертая – левую, пятая – голову.
Задание: перебинтовать «раненного бойца».
В это время выносится реквизит.

Звучит музыка.
Проводится конкурс.
Дети возвращаются на свои места.
В это время уносится реквизит.

1 ведущая
Из истории мы знаем, что императрица Александра Федоровна, супруга Николая II, и его дочери чтобы помочь раненым во время I Мировой войны получили медицинское образование и помогали раненым в многочисленных лазаретах Царского села, Петербурга и его окрестностях.
Так же мы знаем о подвигах медсестер во время Великой Отечественной войны, которые на своих хрупких плечах выносили раненых прямо из под обстрела. И порой ценою своей жизни спасали воинов.

6.«Шифровка»

2 ведущая
В армии есть специалисты, которые называются шифровальщиками. Что такое шифровка вы конечно знаете.
Дети отвечают.
• На экране появляется соответствующая правильному ответу видеозаставка.
Вам предстоит расшифровать полученное послание.
В это время выносится реквизит.
Командиры получают шифровки и с помощью своих команд расшифровывают послание.

Задание: сложить и прочитать зашифрованные послания.
1 команда – «Кто за Родину горой, тот истинный герой.»
2 команда – «Кто служит Родине верно, тот долг исполняет примерно.»

 Звучит музыка.
Проводится игра.
Дети возвращаются на свои места.
В это время уносится реквизит.

2 ведущая
Наши специалисты-шифровальщики с честью справились с возложенными на них задачами.
Руководители молодой Советской республики понимали, что необходимо создавать свою собственную шифровально-секретную службу.
По отдельному распоряжению Ленина приказам Реввоенсовета от 13 ноября 1918 года было создано “Шифровальное отделение” со штатом в 14 человек. Кстати, именно этот день – 13 ноября с того времени ежегодно отмечается в нашей стране как “День шифровальщика”.

1 ведущая
Сегодня, подводя итоги нашей игры, мы увидели, что подрастают будущие защитники отечества и мы поздравляем вас с праздником. С праздником настоящих мужчин!


Гаснет свет.
Видеоряд «Будущий солдат»
Набирается свет. Выходят ведущие.

Ведущие
Спасибо дорогие друзья за то, что вы к нам пришли.
Еще раз поздравляем всех с праздником.
До новых встреч!

Звучит музыка.
Дети выходят из зала.


Рецензии