Блаженный Пий IX, Папа Римский

Pius Nonus
Мирское имя: Джованни Мария Мастаи-Ферретти
Происхождение: Сенигалья (Италия)
Годы жизни: 13 мая 1792 - 7 февраля 1878
Годы понтификата: 16 июня 1846 - 7 февраля 1878
Отец: Джироламо, граф Мастаи-Ферретти
Мать: Катериан Солацци


Джованни Мария Мастаи-Ферретти изучал философию и богословие в Риме. В 1810 г. во время беспорядков он покинул город. Вернувшись в 1814 г., из уважения к желанию отца он попросился в Благородную Охрану папы, но не был принят из-за проблем со здоровьем: у будущего главы церкви случались эпилептические припадки. Имея склонность к духовным занятиям, Джованни поступил в римскую семинарию и стал священником. Со временем припадки эпилепсии прекратились. В 1819 г. началась его служба в курии. В 1827 г. Лев XII назначил его архиепископом Сполето. Когда в 1831 г. городу угрожали австрийцы, Мастаи-Ферретти убедил солдат вернуться домой, дав денег на обратную дорогу, и уговорил главнокомандующего не преследовать их за дезертирство. В 1832 г. Джованни получил более престижную кафедру в Имоле, а в 1840 г. стал кардиналом. Он был любим людьми за дружелюбие и милосердие, а дружба с некоторыми революционерами создала ему репутацию либерала.
На конклаве, начавшемся после смерти Григория XVI, кардиналы оказались разделены на две фракции: консерваторов, одобрявших абсолютизм, и либералов, выступавших за умеренные реформы в управлении церковью. После двух недель совещаний победу одержал либерал Мастаи-Ферретти. Весть о его избрании была встречена в народе с радостью.
Упрямство Григория XVI и его статс-секретаря Ламбрускини поставило Папское государство на грань краха. Движение "Молодая Италия" требовала больших политических свобод, и Пий IX, вроде бы, поначалу высказывался за реформы. Его первым политическим актом стала амнистия политзаключенным и изгнанникам, объявленная 16 июля 1846 г. Некоторые реакционеры осудили папу за этот шаг, полагая, что политические противники, воспользовавшись освобождением, продолжат революционную деятельность. Невзирая на это, Пий продолжил реформы и 19 апреля 1847 г. объявил о намерении учредить Консультативный совет из мирян, создал Гражданскую гвардию и Совет кабинета министров. Но чем больше уступок делал папа, тем настойчивее были требования новых преобразований. Фактически власть в Риме захватило тайное общество "Чирчоло Романо" под предводительством Чичеруаккьо. Революционеры требовали введения конституционной формы правления, полностью светского правительства и войны с ненавистной Австрией. Бунт 8 февраля 1848 г. вынудил Пия пообещать светское правительство, а 14 февраля была обещана конституция, но войны против Австрии папа как Отец всех католиков допустить не мог. Однако восстания все равно следовали одно за другим. Папа был объявлен предателем, а на премьер-министра Росси было совершено удачное покушение. Пий был вынужден запереться в Квиринале. 24 ноября он бежал в Гаэту, где к нему присоединилось большинство кардиналов. Рим оказался в руках революционеров, 9 февраля 1849 г. провозгласивших республику. Папа обратился за помощью к Франции, Австрии, Испании и Неаполю. Уже 29 июня французская армия генерала Удино захватила мятежный Рим, а 12 апреля 1850 г. Пий вернулся в свои владения. Статс-секретарем был назначен кардинал Антонелли. Последующие годы прошли под знаком непрерывной борьбы с революционерами и королем Сардинии Виктором Эммануилом, стремившимся к объединению Италии. Агенты, действовавшие во многих городах Папского государства, агитировали людей за объединение страны. Тем временем, сардинско-франузская армия нанесла поражение Австрии при Мадженте, и папский престол лишился последнего политического союзника. В 1860 г. Виктор Эммануил потребовал аннексии Умбрии и Марке. После отказа папы эти области были захвачены силой. После двух поражений папской армии при Кастельфидаро и Анконе в сентябре 1860 г. под властью Пия остался лишь Рим и его непосредственные окрестности. Наконец 20 сентября 1870 г. был захвачен и Вечный Город, ставший столицей объединенной Италии. Светская власть папы была ликвидирована. "Закон о гарантиях" от 15 мая 1871 г. обещал ему личную независимость, ежегодное содержание в размере 3 миллионов лир и право экстерриториальности папских дворцов. Этот закон не был признан ни Пием IX, ни его преемниками.
Однако потеря суверенитета Папского государства была лишь одним из многих испытаний, постигших Пия IX за время его длинного понтификата. Вряд ли была хоть одна страна, где не были ущемлены права Римской церкви. По конкордату 1841 г. с Сардинией была отменена десятина, образование стало полностью светским, церковное имущество конфисковано, ордены распущены, а выступавшие против этого епископы брошены в тюрьму или высланы из страны. Более успешные для церкви конкордаты с Вюртембергом и Баденом были аннулированы. Однако наиболее враждебным к Риму немецким государством оказалась Пруссия. С 1873 г. правительство Бисмарка начало проводить антикатолические мероприятия, объединенные понятием "Культуркампф" ("Борьба за культуру"). В частности, были приняты законы о гражданском браке и об изгнании иезуитов. Особенно больно "Культуркампф" ударил по духовенству бывших польских земель. Даже в традиционно лояльной Святому Престолу Австрии конкордат 1855 г. был встречен общественностью в штыки. В 1870 г. австрийский парламент аннулировал его, оставив в руках церкви лишь ведение собственно духовными вопросами. Также следует отметить активность папской администрации в Америке. В 1852 - 1862 гг. были подписаны конкордаты с Коста-Рикой, Гватемалой, Никарагуа, Сальвадором, Гондурасом, Гаити, Венесуэлой и Эквадором.
Если на политическом фронте Пия IX, в основном, преследовали неудачи, то в делах духовных он был более успешен. Папа боролся против ложного либерализма, который угрожал уничтожить самую сущность веры и религии. В 1864 г. была выпущена известная энциклика "Quanta Cura" и приложенный к ней "Syllabus errorum", в которых осуждались пантеизм, натурализм, рационализм, социализм, коммунизм, масонство и различные виды религиозного либерализма. Пий IX особо почитал Пресвятую Деву Марию. 8 декабря 1854 г. в присутствии двухсот епископов он провозгласил догмат о Непорочном Зачатии. Однако главным деянием Пия в духовной сфере, безусловно, является созыв Первого Ватиканского собора 8 декабря 1869 г. Основной задачей собора было определение доктрины церкви и утверждение двух конституций, "Догматической конституции католической веры" и "Первой догматической конституции Церкви Христа", определявших принцип примата папы и догмат о его непогрешимости. Накануне голосования шестьдесят епископов, несогласных с догматом, покинули Рим. Из-за Франко-Прусской войны собор пришлось прервать, а начавшаяся вскоре революция помешала возобновлению работы. Официально собор был закрыт лишь в 1960 г. во время подготовки ко Второму Ватиканскому собору.

Пий IX активно поддерживал Трезвость.Более того,именно по его инициативе в Литве,которая в то время была в границах Российской Империи, была инициирована новая мощная волна трезвенного движения. Именно Пий IX подарил закарпатскому Обществу Трезвости Крест с католической и православной символикой и заветом,что Крест победил пьянство,Крест победит и дьявола. Таким образом,Пий IX назвал Трезвость и верным способом соединения христианских церквей, и инструментом против антихриста.

Русский Ватикан/Трезвый Петроград как субъект права и орган Трезвого движения является наследником идеологии и Республики Пия IX. 

Пий IX умер 7 февраля 1878 г. Его понтификат был самым длинным в истории.


Рецензии