Абсурдизм и сатира Всеволода Иванова
Всеволод Вячеславович Иванов - писатель огромного таланта, склонный к смене авторской манеры повествования, неутомимый экспериментатор, ныне литератор почти забытый.
Да и если среднестатистический читатель легкомысленно откроет эту его книгу, то тут же наткнется на необычный авторский метафористический стиль, многословие, трудноуловимый сюжет, то сразу закроет, тяжело вздохнув, эти страницы, и водрузит книгу на полку (это в лучшем случае).
Дело в том, что Иванов требует пристального чтения! Он любит терпеливого читателя, способного могучим воображением представить всю подноготную запутанного действа, и обычно, те, кто, как в море, погружаются в его творчество, бывают щедро вознаграждены.
Иванов - писатель многослойный. Первый слой - это советский, это романы "Бронепоезд", "Пархоменко", цикл партизанских рассказов. Это внешний слой, необходимый советский лоск.
Второй - это философская и фантастическая литература. Иванов писал "таинственные" и фантастические рассказы, авантюрные повести ( превосходные "Сизиф", и "Агасфер", умнейшая "Медная лампа", парадоксальные "Похождения портного Фокина", авантюрный роман "Сокровища А.Македонского").
Третий слой - философско-абсурдистские вещи модернистского плана (почти запрещенные, замалчиваемые годами романы "У" и "Кремль"). Именно этого, последнего Иванова читать особенно трудно.
"У" - философский сатирический роман, с элементами абсурдизма и сюрреализма. Писатель затрагивает важную проблему перековки, переделки человека, позже волновавшую и Юрия Олешу ("Зависть", "Строгий юноша") и Михаила Булгакова ("Мастер и Маргарита", "Собачье сердце") и Леонида Леонова ("Пирамида").
Некий Леон Черпанов, приезжает в Москву якобы для вербовки рабочих на заводы Урала, причем он берет с собой и пролетариев, и бывших "господ". Он пытается понять, можно ли сформировать нового человека? Этим же вопросом озадачен доктор Андрейшин, сторонник "перековки" всех людей, мечтатель и фантазер, Он мечтает создать организации"Институт любви", "День любви к отцам". Иванов сатирически показывает скороспелых перерожденцев.
Роман "У" был высоко оценен "серапионами", его сравнивали с произведениями Петрония и Честертона, но книга так и не увидела свет...
Роман "Возвращение Будды" имеет более четко сконструированный и достаточно острый сюжет, но читается все же нелегко. Профессор Сафонов, специалист по буддизму встречается с неким авантюристом. Тот выдает себя то за перевоплотившегося Будду, то за гыгена, основателя буддийского монастыря в Монголии. Часть повести - это поездка по Советской России. Медную статую Будды везут куда-то в монастырь, с неизвестной целью. По дороге с героями происходят различные приключения...
"Чудесные похождения портного Фокина" чем-то мне напомнили произведения Ильи Эренбурга ("Хулио Хуренито", "Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца"), Алексея Толстого ("Похождения Невзорова"), а также Ильфа и Петрова.
Перед нами авантюрный роман, в котором много места занимают сатира, фантастика и реализм. Особенно сатирически показана буржуазная Польша, нацистская Германия и гнезда белоэмигрантов в Париже.
Заново открывая для себя Всеволода Вяч. Иванова - обогащаешься внутренне, прикасаешься к литературным сокровищам ХХ века.
Август 2015
Свидетельство о публикации №215081401163
Извините за вопль.
Вы молодец, жму руку!!!
Илья Розенфельд 14.08.2015 16:50 Заявить о нарушении
Что касается молодых. Да, читают крайне мало и знают очень мало. Но... все же читают... И когда видишь в транспорте у кого-то открытый томик Куприна или Каверина (видел своими глазами), то это радует! Спасибо Вам за отзыв и за любовь к замечательному Вс.Вяч. Иванову!)
Александр Гребёнкин 15.08.2015 06:26 Заявить о нарушении