Новые рассказы про Вовку. Загадочная этимология

   Лантратова Елена Александровна
моб.тел. +380991873162
e-mail: donmine@rambler.ru


Новые рассказы про Вовку.
               
                Загадочная этимология.
На большой перемене Вовка стоял у окна, грыз большое красное яблоко и ждал своего друга Лёшу. Две старшеклассницы стояли рядом и вели беседу:
- Ты, знаешь, Таня, - сказала одна из старшеклассниц другой.- Этимология – это оказывается целая наука.
- Да, Вера, и очень интересная,- поддакнула Таня.
-  И очевидно серьёзная,- продолжила Вера.
Но прозвенел звонок, и старшеклассницы убежали на урок. Вовка тоже направился в класс, так больше ничего и, не узнав, о загадочной этимологии.
«Что такое э-ти-мо-ло-гия?» - думал Вовка. Эта этимология захватила все его мысли. Он даже не слышал, что говорила Вера Ивановна.
- Вова,- громко сказала Вера Ивановна.- Где, ты, летаешь? Вернись в класс и слушай. Вовка очнулся и посмотрел на учительницу.
- О чем я только, что говорила? – спросила его Вера Ивановна.
Вовка понурил голову. Он не слушал, и сказать ему было нечего.
- Садись, - снисходительно сказала Вера Ивановна,- и внимательно слушай. Это очень важная тема.
Вовка пытался слушать изо всех сил, но мысль о загадочной этимологии занозой сидела в его голове. Он еле дождался конца урока.
После уроков Вовка на всех парах мчался домой. Ему очень не терпелось узнать у мамы, что такое эта загадочная этимология. Он влетел в квартиру и с порога заорал:
- Ма-а! Ты дома! Что такое э-ти-мо-ло-гия?
Перепуганная мама выбежала из комнаты и спросила:
- Что случилось?
- Что такое этимология?- выпалил Вовка.
- Этимология,- облегченно вздохнула мама, но потом настороженно спросила.- А тебе зачем?
- Хочу знать, - твёрдо сказал Вовка.
- Этимология – один из самых интересных разделов науки о языке,- начала свой рассказ мама.- С греческого этимология переводится как наука об истинном значении слова.
- Это как? – озадачился Вовка.
-  Понимаешь,- сказала мама.- Мы так привыкли к словам. Читаем, пишем, разговариваем, поём, но мы не задумываемся о том, как появилось то или иное слово. Откуда оно пришло, какова его история и происхождения.
- Вот это да-а! – удивился Вовка.- Оказывается и у слов есть история.
- Конечно,- заулыбалась мама. – Вот, например, твои любимые блины. Ты любишь их и со сметаной, и с вареньем, и с различными начинками.
- Да, блины я очень люблю,- обрадовался Вовка.- Это очень вкусное слово.
- А вот истории этого слова ты не знаешь,- продолжила мама.
- Нет, не знаю, – признался Вовка.
- А сейчас ты удивишься,- заулыбалась мама.- Оказывается слова блин и мельница – это слова родственники.
- Как мы! - весело воскликнул Вовка.
- Почти, - рассмеялась мама.- Оба эти слова происходят от древнего слова млинъ.
- А, что это за странное слово? – удивился Вовка.- Я такого слова не слышал.
- Это слово,- стала объяснять мама,- означает жернов, нечто круглое. Поэтому блин сначала и не был блином, а в старину был млином. Это потом буква «м» пропала, а появилась буква «б».
- Да, действительно интересная эта наука э-ти-мо-ло-гия, - сказал Вовка.
Потом почесал затылок, призадумался и спросил:
- И у каждого, каждого, каждого… слова есть своя история?
- Да,- ответила мама.
- Но как можно всё это запомнить?- удивился Вовка и развел руками.
- Для этого есть толковые, энциклопедические, специальные этимологические словари и другие умные книги,- стала объяснять мама.- Всё, конечно, запомнить не возможно, но когда речь человека богата, каждое слово употреблено и к месту, и по времени, то с таким человеком приятно разговаривать.
- А как же узнать в каком месте, и в какое время говорить то или это слово?- ещё больше озадачился Вовка.
Мама улыбнулась и сказала:
- Вот для этого и нужно знать значение слова, и что оно обозначает. Ещё развивать свою речь, а для этого нужно много читать.
Вовка сидел в своей комнате и думал о том, что ему рассказала мама. Потом он принёс огромный толковый словарь и стал листать:
- Портфель,- прочел Вовка,- это слово образовалось от двух французских слов: порте - носить и фель - лист.
Вовка задумался: «Получается, что портфель назвали так потому, что в нём раньше носили листы бумаги. А теперь школьники носят тетради, книжки, дневники».
- И вообще, в него можно положить всё, что угодно,- обрадованно сказал Вовка.
Он так увлёкся чтением толкового словаря, что не пошёл гулять с мальчишками во двор, и даже не заметил когда пришёл папа.
- Чем, ты, занимаешься? – поинтересовался папа, заглянув в комнату сына.
- Изучаю науку э-ти-мо-ло-гию,- гордо сказал Вовка.
Папа очень удивился и спросил:
- И что ты узнал об этой науке?
- У каждого слова, папа, есть своё значение, своя история. Я даже не думал, что это так интересно и увлекательно.
Папа улыбнулся и произнес:
- Всему название дано - и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно, а безымянных нет…
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно!
Вовка посмотрел на папу и весело засмеялся:
- Вот я и купаюсь в этом море слов.
Папа рассмеялся в ответ и, шутя, сказал:
- Только смотри, не утони.
- Я постараюсь выплыть,- серьезно сказал Вовка и погрузился в загадочную э-ти-мо-ло-гию.


Рецензии