Валерий Золотухин и Ирина Линдт в Быстром Истоке

         
Из Белокурихи мы с сестрой приехали в Быстрый Исток на такси первого августа 2009 года. С давних времён здесь жили все Черепановы – мои предки по линии мамы, поэтому я глубоко чувствую связующую нить всех поколений, исходящих от моего прапрадеда, Филиппа Черепанова, и люблю это село, как родное, но бываю там редко.

В центре Быстрого Истока построили Православный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Идея строительства церкви в родном селе исходила от артиста-писателя Валерия Золотухина. Он же вложил свои деньги на начало строительства. Успели заложить  фундамент, а потом началась в стране «перестройка», всё рушилось. Деньги начислялись уже не рублями, а миллионами рублей. Цены на всё подскочили. Время «перестройки» затормозило и помешало артисту храм достроить.

Будучи в санатории  «Белокуриха»,  я  видела  объявления, развешанные на заборах и на специально отведённых для этого местах.  Валерий Сергеевич Золотухин обращался ко всем жителям Белокурихи и к курортникам, чтобы они оказали спонсорскую помощь на строительство церкви в Быстром Истоке. Был дан номер счёта, куда можно было высылать деньги.

Время было «перестроечное», безденежное. Не знаю, многие ли откликнулись на его просьбу. Сам же артист ездил по стране со своими концертами, зарабатывал деньги на строительство церкви – это была его давняя мечта. Вот слова из его выступления в одной  телепередаче: «Езжу, езжу  с концертами, заработаю миллион, везу в Быстрый Исток для строительства церкви, а эти деньги уже ничего не стоят – спичечный коробок только можно было на них купить».

– Заканчивали строительство церкви уже всем миром, собирали с миру по копейке. Помогали все, чем могли, –  сказали мне местные жители во время моего приезда в Быстрый Исток в 2005 году. Я читала в Интернете о том, что наш Губернатор, Аман Гумирович Тулеев, выделил пять вагонов угля в помощь. Уголь продали, а деньги пошли на строительство.  Большую лепту в строительство внёс один из друзей Валерия Золотухина, Виталий Дмитриевич Кирьянов. Он организовал селян, среди которых было много мастеровых людей. Это  Николай Кузьмич Клепиков, Яков Степанович Курбатов и его братья, Яков и Алексей, архитектор Пётр Анисифоров. Виталий  Дмитриевич Кирьянов руководил строительством, помогал преодолевать трудности и вдохновлял строителей на трудовые подвиги.

 А второго августа был Ильин день. Протоиерей  Дмитрий Миронов проводил службу в  храме Покрова Пресвятой Богородицы. Вот и получилось то, что в трудное время для страны внёс свою лепту в это возрождение бывший житель села,  актёр Театра на Таганке, Валерий Сергеевич Золотухин.

Мы отстояли службу в Православном храме и  перед святыми образами вознесли свои молитвы к Богу.  Я же ещё осталась после службы для беседы с протоиереем о. Дмитрием. Днём повела нас кузина Екатерина Кашлева по улицам Быстрого Истока, туда, где жили наши дальние родственники, а дома наших предков исчезли давно.
Вечером отправились мы в КДЦ «Маяк». Здесь  отмечали селяне в этот день «Праздник  Хлеба». Редактор газеты «Ударник Труда» – Н. В. Саблина –  пригласила меня по телефону на этот праздник.

В фойе увидели замечательную выставку хлебобулочных изделий. Какой выпечки там только не было! Мастера-хлебопёки меня просто поразили своим умением. Смотрела я на их шедевры, а мысленный взор возвращал меня в далёкое прошлое, во времена моего детства, прошедшего на Алтае. Тогда за хлебом занимали очередь с шести часов и не всегда могли купить булку хлеба. Это было время, когда земли Алтая были ещё целинниками не распаханы и не освоены. Кто-то помнит ещё эти времена? После концерта нарядно одетые девушки, стоявшие у столов,  бесплатно раздавали зрителям выпечку.

 Мы зашли в зрительный зал, нашли свои места в первом ряду. Заметили, что люди, сидевшие в конце ряда, повернули голову в нашу сторону. Оказалось, что там сидел Валерий Золотухин рядом с местным начальством. Я кивнула им головой.
 Валерий Сергеевич приехал на праздник с Ириной Линдт и младшим сыном – Иваном, чтобы в этот день отметить ещё и восьмидесятилетие со дня рождения нашего знаменитого земляка, В. М. Шукшина. Ивана отец привёз в Быстрый Исток впервые, познакомил его с родным селом. – Провёл Ваньку по всем улицам и тропинкам, по которым сам ходил, чтобы он напитался духом земли алтайской, – сказал артист землякам со сцены позднее.

 Праздник начался с приветствий, поздравляли, награждали хлеборобов и хлебопёков, а также животноводов  Быстроистокского района. Собравшихся в зале людей приветствовали местные самодеятельные артисты.  Талантливая молодёжь  не перевелась в Быстром Истоке! Очень тепло, «хлебом и солью», встретили селяне своего знаменитого земляка, народного артиста РФ Валерия Сергеевича Золотухина. Свои караваи с солью получили Ирина Линдт и  сын  Иван. По просьбе отца для него выпекли каравай, пока шёл концерт, так как мальчика  привели в зал позднее.

    Вторая часть праздника была посвящена юбилею Василия Шукшина. Здесь роль ведущего взял на себя Валерий Золотухин. Рассказывая о Шукшине, он поведал нам, землякам-зрителям, что встреч, как таковых у него с Шукшиным не было, хотя и гримировались они в одной гримёрной комнате, но в разное время, ещё и из-за занятости на съёмках в фильмах. Так и не встретились они ни разу. Признался, что «…робел перед Шукшиным. Да кто ж в то время мог подумать, что вокруг имени Шукшина будет такое».

     С другой стороны, Валерий Сергеевич  рассказал откровенно и правдиво о себе, о своей работе в театрах  в Москве и на Алтае, об актрисе Ирине Линдт. Он  не пытался что-либо приукрасить. Рассказывая о сыновьях,  очень сожалел о том, что совместная жизнь с первой женой не удалась. С благодарностью вспоминал Леонида Филатова, который заменил отца его первому сыну и воспитал  хорошим человеком. К удивлению зрителей сообщил о том, что и сам Валерий  по-хорошему относился ко второму  сыну, Сергею,  которого он воспитывал со второй женой, Тамарой.
И слова его, думаю, были адресованы мне, так как артист знал, что я буду писать о нём.
Валерий Сергеевич  сказал: «Я воспитывал Сергея  с самого рождения. Как своего сына воспитывал, так как Лёня Филатов воспитывал моего сына, Дениса». – Как своего сына, – подчеркнул артист значимость сказанного. Женщина, сидевшая позади нас, сказала тихо своей соседке: «Это выходит, что второй сын не от него  был у Тамары?». – Ты же слышала, что он сказал. Выходит, что не его был сын, – ответила ей другая зрительница.

Сейчас просматриваю в Интернете видео с участием Валерия Сергеевича. В одном из них он рассказал корреспонденту о том, что расставшись с первой женой по её желанию, он сразу же привёз домой Тамару. В то время она жила ещё с мужем и была беременная на седьмом месяце. А сама Тамара сказала в интервью другого видео о том, что она оставила со своим вторым мужем малолетнюю дочь и ушла к Золотухину, так как давно была с ним знакома. Это был её третий официальный брак. Наверное, Валерий Сергеевич чувствовал, что Сергей был не его сын, раз Тамара была в таком положении. Я читала в Интернете статью о случайной связи с Золотухиным в одной из творческих поездках, которую она сама написала. Там она сетовала на беспутную жизнь артистов.

 Многое писали после кончины известного артиста. Вот и сын Валерия, священнослужитель Денис Золотухин, говорил корреспонденту о том, что его мама (первая жена Валерия  – артистка Нина Шацкая) открыла ему семейную тайну.  В то время Валерий Сергеевич уже сильно болел, и  Денис  не успел рассказать  о ней ему, может быть, не хотел расстраивать. По внешности видно, что Денис не похож ни на кого из Золотухиных. Вот и всплывает в памяти слова из еврейского анекдота:  «…Сынок, только мама знает, кто отец ребёнка».
 
Думаю хорошо то, что Золотухин связал свою судьбу с артисткой Ириной Линдт, которая родила сына Ивана. Артист был счастлив этим. Но сколько же они из-за своей любви натерпелись от людей!!! В одном из последних интервью, я слышала, как  Валерий Сергеевич рассказал корреспонденту о том, что в то время он получал в день три мешка писем от разных людей с ругательствами и оскорблениями в их адрес.

Он сказал о том, что читал эти письма. В некоторых конвертах лежали использованные презервативы, грязными словами ругали Ирину. Она на 33 года младше Золотухина, но и отец Ирины был моложе его на девять лет. Думали, что он виноват в том, что Сергей – сын Тамары повесился. А музыканты группы «Мести» из Иваново и Ленинграда даже предлагали «… поставить Золотухина на ножи». «Хотя уже до моей связи с Ириной Линдт у Сергея были две попытки покончить жизнь самоубийством», – заметил Валерий.

 Своим землякам Валерий Сергеевич рассказал о том, что рождение сына Ивана изменило его в лучшую сторону. – Ванька родился, и я бросил пить. С тех пор… вот ни грамму…. Вот вам – истинный крест…, – перекрестился артист. Но земляки-то помнят времена «весёлой» его жизни, о чём и вспоминают с юмором. Как-то, будучи уже известным артистом,  он ехал в родную деревню – в Быстрый Исток,  а это – районный центр на Алтае. В Бийске должны были встречать его люди из райкома на машине.  Но к приходу поезда она не подъехала. Валера зашёл в ресторан, который находился  в здании вокзала, чтобы покушать.

 – О-о-о! Земляк! – неслись радостные возгласы со всех сторон. – Иди к нам! – К нам иди! – приглашали посетители Валерия Золотухина. Когда прибыла машина из Быстрого Истока к вокзалу, он был в очень весёлом настроении, в приличной степени опьянения.
А в Быстром Истоке его ждали  земляки. Пионеры выстроились по обеим сторонам дороги с букетами цветов. Встречали не только местное начальство, но и жители села. Машина уже подъезжала к толпе ожидавших людей, и шофёр притормозил. Все увидели,  как  Валера махал рукой, высовывая голову в окно. Пионеры начали обступать авто.

Вдруг голова артиста быстро исчезла, чья-то рука затянула её обратно. Шофёр нажал на газ. Все были в недоумении.  Ответ был прост – нельзя было артиста показывать людям в таком состоянии. Встреча с земляками в ресторане подкосила его. Эту весёлую историю рассказала мне моя одноклассница Валя Орлова, которая тоже стояла в толпе людей, ожидавших  артиста-земляка.
 
А в Ильин день Валерий Золотухин стоял  на сцене и откровенно рассказывал о разных курьёзах, которые происходили в его жизни из-за  пристрастия к спиртному.  А я подумала, что это всё – его шуточки, придуманные им байки. Ведь невозможно так вести себя нормальному человеку.

Добрые слова прозвучали в адрес семьи Виталия Кирьянова, в доме которого он отдыхал душой, когда из Москвы приезжал в Быстрый Исток. По-доброму, завидовал своему другу и тому, что тот живёт с семьёй в родном селе, и всё складывается у него хорошо. Говорил, что, может быть, было бы лучше, если бы и сам он остался жить в Быстром Истоке.

– Вот и Ваньке нравится деревенская жизнь, он впервые увидел кур во дворе, с удовольствием кормит их, – говорил артист. Земляки выразили единодушное мнение. – «Артистом лучше!» – кричали все в зрительном зале. Он поделился впечатлениями об участии в предвыборной кампании. Встречался с избирателями в Перми, ездил по области с концертами, выступал перед изберателями. Когда он победил и был избран 2 декабря 2007 года депутатом Государственной думы РФ V созыва по списку партии «Справедливая Россия», то до вступления в должность 14 декабря ему пришлось отдать свой мандат Константину Бесчетному, потому что так решили руководители партии «Справедливая Россия».

Валерий вспомнил на сцене о том, как вместе с земляками строил Православный храм в Быстром  Истоке и о том, как вместе преодолевали все трудности, возникшие в годы строительства. Ведь это были те годы, когда начали перестраивать всю страну.  Совсем неожиданно прозвучала его просьба, обращённая к землякам, собравшимся в КДЦ  «Маяк». Он опустился на колени и сказал: «Дорогие мои земляки, за всё простите меня!  Простите за все мои грехи вольные и невольные! Когда я умру, похороните  в Быстром Истоке, прямо во дворе церкви. Такое моё желание. Больше я нигде не хочу лежать».

Я подумала, что он пошутил. Ведь только что он с Ириной Линдт отплясывал на сцене задорный танец. Хотя и слышно было сквозь музыку его слова, которые он прошептал  ей: «Сейчас я упаду, силы  мои  уже кончаются…». – Я тебе упаду…! Не упадёшь. Я держу тебя крепко, – шептала в ответ Ирина Линдт, и они лихо закончили свой танец.

 Потом артист выходил на сцену уже с гитарой и прекрасно пел песни. Земляки посмотрели отрывки из фильмов с его участием в главной роли. Особенным украшением праздника было выступление Ирины Линдт. Она играла на гитаре, восхитительно пела романсы. А когда Ирина и Валерий лихо отплясывали уже другой танец, то не удержался на месте и их сын, Иван. Он тоже пустился в пляс.

 – Первый раз пляшет Ванька на сцене,  в Быстром Истоке,  –   сказал отец пятилетнего мальчика. Я смотрела на эту семью и подумала о том, что Валерий Золотухин и Ирина Линд являются прекрасным творческим союзом двух талантливых людей, дополняющих друг друга. Вероятно, сын тоже пойдёт по их стопам и станет артистом.

В конце встречи со своими земляками Валерий Сергеевич сказал: «Этим летом мы с Ириной проехали  с концертами по всем, даже дальним, сёлам. Не знаю, сколько я ещё буду так скакать по Алтаю. Вот уже один из моих друзей ушёл в Мир иной. Я – когда, не знаю. Колокол, известивший сегодня жителей Быстрого Истока о начале службы в храме, был отлит на деньги, собранные семьёй Ирины Линдт и заработанные самой Ириной, в благодарность за сына Ивана.

Своего сына, Ваньку, я дарю Вам, дорогие мои земляки! Он – ваш, мой сын. Помните это! На колоколе, который возвышается над Православным храмом в Быстром Истоке,  вылиты слова Ирины Линдт –  НЕ ЗАБУДЬ, ЧТО Я ЕСТЬ У ТЕБЯ! Бьёт колокол, и всякий раз эти слова разносятся по всей округе.  Не забывайте меня и Вы, дорогие мои земляки! Ваш клоун – Валерий Золотухин».

 Низким поклоном, под бурные аплодисменты зрителей, которые встали и  громко хлопали в ладоши, закончил Валерий Сергеевич своё выступление. А потом он общался с земляками. Я же выбрала момент и попросила протоиерея отца Дмитрия подняться со мной на сцену для того, чтобы сфотографироваться с Валерием Сергеевичем Золотухиным  на память об этой встрече.

Потом мы беседовали с земляком о наших общих родственниках. Двоюродная сестра Валерия, Галина,  была замужем за маминым братом,  Владимиром  Черепановым, сыном Черепанова Иуды Ивановича, первого председателя колхоза в Быстром Истоке. Я хотела узнать у Валерия Сергеевича адрес проживания  его двоюродной сестры или её двух сыновей, Сергея и Константина, чтобы выслать им мной написанную книгу «Корни», так как они являются потомками Филиппа Черепанова, нашего прапрадеда.

Испокон веков человек передавал о своём роде информацию своим потомкам, так как очень важно знать свои родовые корни. Мы родились, значит, род продолжается, и ветви родового дерева ещё не высохли, пока есть листва на ветвях. Не знал Валерий Сергеевич, кто из его кузин был замужем за Владимиром Иудовичем Черепановым. Это и понятно. Время было давнее, а родственников в Быстром Истоке у него было много, всех не запомнишь. - Может быть, это Галька - дочь Вассы, сестры мамы, - гадал Валерий, перечисляя всех родственниц. - Может быть, и она. Я же не знаю.

Долго не стала ему надоедать. На сцене мы простились с Валерием Сергеевичем. Уходя, я ещё раз обещала ему, что напишу о нём хорошо. Улыбнулся земляк. О чём он думал, провожая меня долгим взглядом  до выхода из зрительного зала,  я не знаю.
Интересно то, что через какое-то время его племянник, сын Галины, Константин Владимирович Черепанов сам нашёл меня в Одноклассниках и сообщил свой адрес. Я ему выслала уже новую книгу «Быстрый Исток – родина наших предков». Он нашёл в ней рассказы о своей родовой ветви от прапрадеда Филиппа Черепанова - кержака старовера бежавшего от церковных и царских преследований с Новгородщины на Алтай.

На другой день мы с сестрой вернулись из Быстрого Истока в Белокуриху. В санатории «Алтайский Замок» отдыхали ещё несколько дней. Прогуливаясь по улицам, где за последние годы настроили много разных санаториев, я поведала ей историю из воспоминаний мамы о Белокурихе 1933 года. В юности она здесь начинала свою трудовую деятельность. Работала в санатории, а по вечерам училась на курсах медицинских сестёр. После окончания, врач взяла её работать к себе в кабинет.
В то время в селе был только один санаторий. Мама рассказывала о том, что леса на сопках, окружавших небольшое село, в то время не было. Молодёжь и работники санатория сами высаживали рядами саженцы деревьев. Сейчас склоны покрыты густыми посадками. Любуются курортники красотами современного курортного городка, ничего не зная, о об истории появлении хвойных деревьев на горных массивах?

Фото автора. Валерий Золотухин и Ирина Линдт в Быстром Истоке.


Рецензии
Уважаемая Алефтина!
Спасибо, что напомнили о земляке Валерии Сергеевиче Золотухине.
Я из тех мест и пишу об Алтае.
Вышла моя книга "Прошлое великого времени". Много рассказывали очевидцы, что он помогал и театру Барнаульскому. На его смерть у меня написан некролог.
Знаю и курорт "Белокуринский".
С уважением и благодарностью.

Нина Гоцаценко   30.03.2017 11:24     Заявить о нарушении
30 марта - день памяти Валерия Золотухина. Памяти его я загрузила этот рассказ. Спасибо за отзыв и визит.

Алифтина Павловна Попова   30.03.2017 12:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.