Классические параллели и современные реалии
Юношеские идеи написать продолжение великих русских романов нашли отражение в произведении А.Кузнецова-Тулянина «Идиот нашего времени». Автору удалось в компактной форме промоделировать характеры и поступки современных героев в условиях нравственного выбора, поставленных для человека ещё Ф.М. Достоевским в 19 веке.
На суд читателю выносится воплощение задачи, обозначенной как осмысление жизненных испытаний, выпавших на долю поколения перелома формаций, посредством повторения героями хорошо знакомых искушений и поступков Раскольникова, Рогожина и Карамазовых. Это будет интересно не только ученым-гуманитариям, но и ощущающему дефицит достойных книг придирчивому читателю.
Какие же достоинства формы и содержания романа приковывают наиболее пристальное внимание?
В первую очередь, ясность и простота изложения, порою до предела эмоциональная, что доходит и до употребления ненормативной лексики, придающей резкую окраску написанному.
Подчинение формы авторскому замыслу выражено в логичности и последовательности описанных событий, расположении в строгом порядке по значимости биографий героев, их знакомых и родственников, сквозящему через весь текст романа мрачному приговору-диагнозу времени и обществу. Главные и второстепенные сюжетные линии складываются из мотивов известных романов Ф.М.Достоевского. Местом «битвы за души людей» служит провинциальный город. Средой – «кухня газетной журналистики». Эволюция главного героя Игоря Сошникова от неминуемой гибели в начале романа до укрепления в вере чинить самосуд нарушающим закон власть предержащим приобретает поистине жертвенный характер. Как результат он становится повинен как минимум в двух смертях. Прямое убийство невиновного водителя, хотя на его месте должен был находиться хозяин-олигарх. Впоследствии выясняется, что убитый - это брат героя. И косвенное – оставление в опасности главной героини Нины Смирновой, обреченной на гибель после их совместного конфликта.
А. Кузнецов-Тулянин не скован в оценках происходящего в России, наглядно убеждает в действенности назревших перемен, бережно выводит глубокие философские максимы: «так что смерть наравне с рождением, словно черная и белая жемчужины, нанизываются на любовь, выводя некую математическую формулу бесконечности»
Выводы автора вполне умещаются в коротких финальных строках: « для души нужно тело, для тела – дом, для дома – страна, для страны солнце… Если что-то нарушить в этой цепочке, душа опустеет, человек одичает и погибнет».
Роман отражает современный смысл общечеловеческих ценностей. Только так можно затронуть в душах людей священные струны цементирующей нравственности, чтобы направить к выбору светлого начала тернистым путем проб и ошибок.
Свидетельство о публикации №215081400362
За нравственность следует бороться.
С Праздником Вас! Будьте счастливы!
Анна Яблонна 14.08.2015 11:28 Заявить о нарушении