Классические параллели и современные реалии

(Рецензия на роман Александра Кузнецова-Тулянина «Идиот нашего времени»)

Юношеские идеи написать продолжение великих русских романов нашли отражение в произведении А.Кузнецова-Тулянина «Идиот нашего времени». Автору удалось в компактной форме промоделировать характеры и поступки современных героев в условиях нравственного выбора, поставленных для человека ещё Ф.М. Достоевским  в 19 веке.

На суд читателю выносится воплощение задачи, обозначенной как осмысление жизненных испытаний, выпавших  на долю  поколения перелома формаций,  посредством повторения героями хорошо знакомых  искушений и поступков Раскольникова, Рогожина и Карамазовых. Это  будет интересно не только ученым-гуманитариям, но и ощущающему дефицит достойных книг придирчивому читателю.

Какие же достоинства формы и содержания романа приковывают наиболее пристальное внимание?

В первую очередь, ясность и простота изложения, порою до предела эмоциональная, что доходит и до употребления ненормативной лексики, придающей резкую окраску написанному.

Подчинение формы авторскому замыслу выражено в логичности и последовательности описанных событий, расположении в строгом порядке по значимости биографий героев, их знакомых и родственников, сквозящему через весь текст романа мрачному приговору-диагнозу времени и обществу. Главные и второстепенные сюжетные линии складываются из мотивов известных романов Ф.М.Достоевского. Местом «битвы за души людей» служит провинциальный город. Средой – «кухня газетной журналистики». Эволюция главного героя Игоря Сошникова от неминуемой гибели в начале романа до укрепления в вере чинить самосуд нарушающим закон власть предержащим приобретает поистине жертвенный характер. Как результат он становится повинен как минимум в двух смертях. Прямое убийство невиновного водителя, хотя на его месте должен был находиться хозяин-олигарх. Впоследствии выясняется, что убитый - это  брат героя. И косвенное – оставление  в опасности  главной героини Нины Смирновой, обреченной на гибель после их совместного конфликта.


А. Кузнецов-Тулянин не скован в оценках происходящего в России, наглядно убеждает в действенности назревших перемен, бережно выводит глубокие философские максимы: «так что смерть наравне с рождением, словно черная и белая жемчужины, нанизываются на любовь, выводя некую математическую формулу бесконечности»

 Выводы автора вполне умещаются в коротких финальных строках: « для души нужно тело, для тела – дом, для дома – страна, для страны солнце…  Если что-то нарушить в этой цепочке, душа опустеет, человек одичает и погибнет».

Роман отражает современный смысл общечеловеческих ценностей. Только так можно затронуть в душах людей священные струны цементирующей нравственности, чтобы направить к выбору светлого начала тернистым путем проб и ошибок.   



 


Рецензии
Спасибо, Николай. Хорошо, что у нас есть современный Достоевский.
За нравственность следует бороться.
С Праздником Вас! Будьте счастливы!

Анна Яблонна   14.08.2015 11:28     Заявить о нарушении