Сборник Рецензент 013

Джон Маверик.
             "Пчёлка".


Ох, не люблю я эту философию экзистенциальную, принципиальную неопределенность моральной позиции, стирание граней…Ничто, чистая отрицательность, ниспровержение всего устойчивого, субъективистская, нигилистическая интерпретация человеческого существования!
   Еще меньше мне это нравится, когда сделано – талантливо! А у вас, Джон, и впрямь талантливо, и мне это досадно. И грамотно. И сюжет построен филигранно, по нарастающей быстро развивается всё, и очень логично развивается, и язык такой четкий, понятный, и интрига есть, и смысл, и чрезмерного философствования не найдешь, чтоб разозлило и раздражило. И каждому очевидно, что ружью на стене придется выстрелить вне всяких уже шуток. И чувство обреченности и бессмысленности такое яркое. А уж человечек, на которого обрушится через мгновение дамоклов меч, так симпатичен; маленькое чудо, всеми без исключения должно бы быть почитаемо и любимо как будто…
   Чистый «ужастик», и без хеппи-энда.
   Да еще против сказки ополчились. Сказка Вам виновата…
   Ну, и причем тут сказка, когда всему виной наше мышление стандартизированное?­ Как часто мы берем на себя труд мыслить не типовыми образами? Смуглый человек в европейском городе – подозрителен; рядом с маленькой девочкой – непременно педофил; если в очках человек – ботаник, интеллигент беспомощный, в реальной жизни не ориентирующийся, если полицейский, то коррумпирован, если врач, то непременно недоучка, или уж убийца в белом халате…
   Наказание должно быть неотвратимо, и не только в сказке. Если человек виновен, то должно быть неотвратимо. Сказка – ложь, но в ней намек. Только ведь никто не говорит, что руководствоваться нужно законами сказки, когда речь идет о реальном наказании. Руководствоваться следует Уголовным кодексом! Даже если беспомощна полиция, заменять собой закон – безнравственно.
   Ваши «хорошие» рабочие парни остались вне этого понимания, они упивались собственной безнаказанностью и этой самой своей «возвышенной» злобой. Ваш главный герой, в принципе «неплохой» человек, впрочем, тоже (мне трудно представить себе интеллигентного человека, доброго, любящего маму и музыку, который выбирает смерть ни в чём неповинного ребенка, лишь бы не свою). Они не выросли из детства? Не ходили в школу, не взрослели, сталкиваясь с реалиями жизни? Что за игра в Бэтмена, в Супермена? Это примитивное мышление «братков», инфантов недоделанных, не терплю его. Наивная и светлая вера в собственную непогрешимость. Она порождает экзистенциальную ситуацию, из которой нет выхода. Герои – заложники собственной глупости. Не по законам сказки они живут…по законам американского кино, а это вовсе не одно и то же.
   Знаете, написано хорошо, талантливо написано. Никуда от этого не денешься; не станешь же отрицать очевидное. Возможно даже, что рассказ отразил жизнь в ее самой неприятной ипостаси. И литература должна, обязана быть правдивой; и если так случается иногда, то должно быть описано кем-то.
   А мне вот сказки как раз не хватило, её доброты, её милости. Которых, в сущности, и в жизни хватает. Несмотря на экзистенциальные сюжеты, которыми она пестрит. Только доброты и милости в рассказе не оказалось. Одни отрицания. Потому мне – все же не нравится. Тем более, что зло – не наказано. Более того, оно победило. Ваша работа – это антисказка. Подмена понятий, подмена смысла. Словом, настоящее американское кино…


Рецензии