Театральный сезон Глава 16

  "Сегодня  закрытие сезона" - эхом повторяются слова режиссёра в голове Лиды. Идёт тяжёлая последняя сцена спектакля, когда изгоняют из села Жана Петреченко, оскорбившего Настасью словами "немецкая подстилка".
  В самом начале истории она спасает от изнасилования девочку, предложив себя озверевшему немцу.
 Монолог главной героини вызывает эмоциональное напряжение не только у зрителей в зале, но у артистов на сцене.
 Весь состав спектакля участвует в этом апофеозе.
Лида сжалась в комочек. Оля прильнула рядом. Дети, угнанные в Германию вернулись. Тоня не вернулась в спектакль, будто осталась в изгнании. Надежда Петровна обращается к мужчинам:

- Когда вы землю нашу врагу отдавали, когда вы драпали от немецких танков и пехоты, разве сказала хоть одна русская женщина слово упрёка солдату? Когда вас пленных, рваных, чуть не голых через деревню гнали, нашли ли вы хоть у одной женщины недоброе или насмешливое слово? Нет! Мы вам хлеб выносили, молоко выносили.

  Лида с Олей вздохнули. Так начинался спектакль "Бабье царство".  Немцы штыками кололи женщин, прикладами били, а они хлеб протягивали пленным русским мужьям своим.

- Вы нас немцам в добычу оставили, а мы место ваше берегли, детей ваших берегли. Себя для вас берегли до последней человечьей возможности. Что нам на долю выпало, то и во сне не приснится. Но на войне один раз убивают, а нас каждый день убивали. И никто нам не судья!

  "Как хорошо говорит"- думает Лида. Мама вчера пришла с работы в слезах.
- У меня недостача в буфете - сказала она дочке - кто-то украл, а мне отвечать. Товарищеский суд был. Постановили с моей зарплаты вычитать каждый месяц.

  Лида редко видела мамины слёзы. Она войну пережила, а плакала из-за недостачи в буфете.
 
 "Какая такая недостача и откуда она взялась?"- думала девочка, обнимая маму.
 "Я пойду в мамину столовую. Я скажу всем, что мама не виновата. Она никогда не брала ничего чужого. Она всех ребятишек в бараке кормит. То супа нальёт, то пирожками угостит. Как они могут судить её?"

- Ты гнида куриная, Жан Петреченко!
  Лида вздрогнула от крика актрисы.
- Ты не одной Настасье, ты всем нашим женщинам в душу нагадил - читает свой монолог председательница и замолчала.
  Лида знает, что держать паузу очень сложно. В это время слышно. как бьются сердца в полном зале.

- Да будет неповадно на горькой земле нашей какой ни на есть малостью женщину попрекнуть - прокричала актриса Талалаева всему миру.

  "Вот, - мысленно тоже закричала Лида - неповадно будет заведующей столовой попрекать мою маму своей недостачей. Вот бы кинуть им много-много денег, чтобы больше никогда недостачи не было в мамином буфете."

  Аплодисменты и выкрики "браво" Лида восприняла на свой счёт. Дочь заступилась за мать. Разве этот поступок не достоин аплодисментов?

  Лида смотрит на Олю. Оля, конечно, тоже хочет защитить свою маму. Она думает о том, чтобы построить маме огромный дом с большими комнатами. Не должна она жить в углу за печкой чужого дома.

 "Стану актрисой и будут мне цветы дарить, а я буду приносить их маме"- думает Оля.

  После этого спектакля дружба их станет крепче, уважение к мамам сильнее, любовь к родной стране возвышеннее.

  Девочки не знали ещё, что скоро Оли не станет. Она умрёт, не успев осуществить свои мечты о театральной карьере и о большом доме. Тоня закончит в педагогическом училище дошкольное отделение, рано выйдет замуж, отбив жениха у Лиды, и уедет жить в Казахстан.

  А Лида напишет эту повесть о театральном сезоне их детства.



         Конец

 


Рецензии