О кино. Дом с лилиями

О кино. «Дом с лилиями».

В начале августа по первому каналу российского телевидения пару недель транслировали новый сериал «Дом с лилиями». Мелодрама с многочисленными героями, красивыми артистами  нынешнего времени: О.Судзиловская, А.Горшкова, симпатичный С.Маховиков, прелестный Д.Матросов.

Да, скажем прямо:  именно красивые, обаятельные актёры, в первую очередь, и привлекали моё зрительское внимание. Как, полагаю, и многих других телезрителей. Ибо…

Ибо в последние годы наши псевдорежиссёры телестудий создали свою какую-то извращённую моду: снимать и навязывать зрителям лицезрение чудовищно-уродливых актёров или актрис, порой ещё и пришпиливая своим телелентам такие же чудовищные названия, типа «Не родись красивой», и тому подобное.

Неужели они думают, что мы смотрим эту ересь? Или бред? Или гибриды того и другого? Наивные телевизионные люди! Неужели они реально полагают, что в силах до такой степени принизить эстетические вкусы народа, исполненного такими талантами (и талантищами!), какие этот народ знал (и самовоспроизводил из себя!) тысячелетиями!

Народу только обидно, что вынуждены почти ежедневно-ежевечерне содрогаться от предлагаемого телеэкранами, плеваться и огорчаться от сумасшедшего падения вкуса тех, кто взял на себя эту «бремя-миссию»  влияния «на массы» и «ведения их за собой» в эстетически- райские кущи!

Я уже нередко (мимоходом) писала об этом, пыталась намекнуть-сподвигнуть телевизионное кино к переменам, а производителей-телевизионщиков - к самоанализу и пересмотру своих концепций уродливого на  экранах.

Кажется, сподвигла. Кажется, кто-то что-то стал осознавать. Возможно, финансы стали играть роль катализатора к позитивным переменам (что ни говори, а красота стоит намного более, чем уродство, даже в кино!), и наступило время, когда телеканалы (телередакции) имеют-таки возможность платить за красивую работу, красивым (духовно) телережиссёрам и красивым (натурально, физически) актёрам.

Слава Богу. Очень рада. Восторжествовал, всё-таки, свет!

А теперь о фильме.  Порадовало то, что интересный сюжет написали женщины-сценаристы (Бойко, Бек).  Это, впрочем, и по самому фильму было заметно: много нюансов чисто женских, в том числе и в характерах героев, и в их поступках, переживаниях, порывах, страстях.  Многое было очень привлекательно, правдоподобно, задевало, заставляло сопереживать.

Правда, чем дальше, тем больше было нагромождено разного-всякого из прошлой советской реальности, что на глазах рушилось и проявлялось в своём подлинном свете. Всё это было похоже на правду, хотя многовато для судеб того полутора десятка людей, коих представляли главные герои фильма.

Но благодарные зрители преодолели и эти нагромождения, раскапывая среди них каждый свою правду-матку, и каждый, видимо, по-своему оставаясь благодарным создателям фильма (режиссёру, фамилии которого не помню… впрочем, вспоминаю, что их было два: Краснопольский и кто-то ещё*; позже подсмотрю в Интернете, допишу здесь), операторам, ну, и так далее.

О себе признАюсь: я почти ничего из отечественных сериалов не смотрю. Почти всё вызывает судороги протеста. Кое из каких смотрела отдельные серии, на большее не хватает ни терпения, ни самоНЕуважения.

Обычно я задаюсь вопросом иного характера: как такое можно снимать? Как такое можно предлагать вниманию миллионов? Поистине, смотря всё это, можно согласиться с мнениями крайнесамоуверенных: дураков-таки на свете большинство. А то и с определением покруче: страна дураков.

Но я, всё же, не столь самокритична, и думаю, что страна в целом здесь ни при чём: дураки у нас засели в телередакциях, причём, консолидированные дураки, все мазанные одним елеем (возможно, нелюбви к России, к русским? Возможно, с полным отсутствием того, что даётся в просветлённых генах, а именно – нормальным эстетическим чувством?

Что поделаешь, когда у одних превалировало красное (имею в виду не двадцатый век, а куда более ранние периоды русского бытия), у иных- то мерилом было чёрное! Иные говаривали и воспевали «красно солнышко», иные-то малевали его чёрным, и веровали, что таково оно и есть взаправду!?)

Коль уж взялись в нашей стране скрестить розу алую с жабой чёрною (как намекал на то ещё сто лет назад  лучший поэт России!**), так куда от того денешься? Вот они, консолидированные скрещённые, и порют нам не понять что: дурь, дурь, и дурь. Из года в год, из телепрограммы в телепрограмму…

Я, всё-таки, как могу, борюсь с ними. И, кажется, не напрасно: смотрю, в последнее время в отдельных телепрограммах появились новые телеведущие, со славянскими лицами. Господи, как уже удивительно это! Но приятно: лица, в основном, молодые, небесталанные, и программы ведут отлично. Дай-то, Бог, чтоб и далее было б так же. Талантливые, держитесь! Не давайте себя в обиду!

Так вот, поскольку я не смотрю телесериалы, то многие из блеснувших в данном фильме актёров были для меня лицами новыми, потому особенно интересными. Не скрою, особенно приглянулась мне игра актёра в роли Родиона.  Думается, напрасно в начале, в титрах, авторы кино не воспроизвели его фото наряду с другими, - уж очень талантливо играл актёр, да и красив божески! Я не премену*** здесь поздравить его с успехом, высказать своё восхищение.

Какие же молодцы постановщики, предложив ему такую роль! Д.Матросов просто расцветал в ней! Как блистали его глаза! А глаза-то каковы! Дай Бог Вам, большой артист, новых творческих успехов, хороших ролей, здоровьица для их исполнения. Лично я говорю Вам «браво!»

Очень сложной была роль у главной героини. Играть одновременно и сильную женщину, и кисейную барышню, – очень трудно, наверное. А роль ей досталась именно и умной, и сверхчувствительной женщины, склонной доверяться в равной мере и уму, и чувствам… Трудноватый характер выписан дамами-сценаристами, но, кажется, А.Горшкова всё же выдержала накал своей непростой роли.

В общем-то, в фильме «на краю напряжения» многие и другие герои: Сергей, Катюша, Кира, Герман, и даже жених-афганец…  Накал страстей испытывал всех героев.

Словом, рада, что стали появляться всё же отдельные фильмы с сюжетами оригинальными, а не повторяющими друг друга, в которых  все стреляют во всех, или душат-режут один другого, как капусту, или все серии лежат в одной кровати, в одной и той же спальне, с одним и тем же унылым партнёром (партнёршей), с одними и теми же пустыми диалогами…

Несколько слов о молодой актрисе, играющей Катерину (фамилию тоже подсмотрю в Интернете****).

Ей досталась такая глупая роль, что все серии мы ей, конечно, сочувствовали.  Но я хочу сказать об ином (воспользуюсь случаем для своих замечаний, не имеющих отношения к этому фильму, но касающихся вопроса эстетики на телеэкране, отдельного нюанса этого тонкого дела).

Мне понравился голос этой актрисы, который, впрочем, не мог открыться во всём блеске именно в этой роли. Такой интересный, своеобразный, редкостный.  С таким голосом, думается, актриса вполне может где-то подрабатывать дубляжом ролей, комментированием в отдельных телепередачах.

Тут я перейду к вещам, возможно, чисто штучным, субъективным. Так, к примеру, из моей житейской практики я точно знаю, что есть голоса, которые необыкновенно умиляют меня (в разговорном жанре, отнюдь не сольно- музыкальных), а есть – которые неимоверно раздражают, и не дают возможности смотреть отдельные художественные фильмы, или интересные искусствоведческие, исторические фильмы.

Не боясь никого обидеть, только во имя правды, скажу: в течение многих лет я не могла и не могу смотреть фильмы, спектакли с участием Юлии Борисовой. Её все годы так превозносили, она сыграла столько главных ролей, а я не могу: меня раздражает  тембр её голоса. Причём, какие-то самые первые её роли не задевали, а позднее – что-то стало резко дегармонизировать моё восприятие её голоса.

ПризнАюсь, однажды мне пришлось даже уйти  с премьерного спектакля (не для широкого зрителя) в театре Вахтангова, где Ю.Борисова играла главную роль в спектакле «Деловая женщина».  Примерно 20 марта 1974 года (может, 73-го?), по контрамарке, вручённой мне знакомыми студентами щукинского училища, я смотрела эту премьеру, в которой, помню, играли Шалевич, Марианна Вертинская. В зале сидел приглашённый Товстоногов, главный режиссёр питерского БДТ, невероятно популярный и разрекламированный в те годы.

А мне было – малоинтересно, а сипящий голос Борисовой просто выводил из себя. В антракте, перекусив в буфете параллельно с  питерским гостем, я ушла со спектакля. (Не помню, позже сего случая или до него, в кинотеатре «Россия» я просмотрела премьеру кинофильма по той же пьесе, под названием «Старые стены», с  Л.Гурченко в главной роли, который мне довольно-таки понравился).

Так вот, я всё о том же: о тембрах наших голосов и их восприятии. Знаю, что недавно отмечали юбилей Ю.Борисовой. Ей пели столько дифирамбов, она всю свою сценическую жизнь много работала, её манеры и весь вид говорят о том, что это очень, видимо, хороший человек, у неё много друзей, а вот мой слуховой аппарат воспринимать её как искреннего человека (в её ролях) не хотел, или не умел. 

Замечу больше: я не могу смотреть прекрасные, содержательные передачи на телеканале «Культура», например, если их озвучивают Ю.Рутенберг или общелюбимец Р.Виктюк. Ну, не могу! Не с их интонационным «рылом» лезть в это дело!

Я понимаю: у них десятки знакомых на телеканалах, кто-то предлагает подработать. Или они сами выпрашивают эти подработки – для самоутверждения иль славы, но они – не способны к сему, очень тонкому  искусству закадрового комментария. Чего туда лезть? Зачем их допускать в эти области тем, кто утверждает подобные программы? Не понимаю!

Тем более, что есть такие комментаторы, ведущие, которые подобные программы, наоборот, поднимают на необыкновенную высоту. Поражаешься их интонационному искусству, восхищаешься их голосовым тембром.

ТщательнЕе бы надо, тщательнЕе, коллеги, в подборе искусных мастеров культуры!

Хотя нам, телезрителям, есть в чём быть благодарными именно этому телеканалу («Культура»): иногда его программы просто восхищают! Недавно завершился краткий цикл передач о космонавтах, с участием самих космонавтов,  – достоин повтора! Надеюсь, что с осени возобновится лекционный цикл «Академия». Что по-прежнему будет много прекрасной симфонической музыки, зато поменьше дурацких театральных спектаклей (ни о чём), в дурацких постановках, смотреть которые – лишь напрасно терять время.

И ничего тут не поделаешь: с телеэкрана из спектаклей смотрится только классика, или ну очень уж оригинальные, недлинные постановки, которых почти нет в нашей театральной реальности!

В отношении тембров: увы, иногда не смотрю большие постановки Н.Михалкова, по той же причине. Например, по какому-то из каналов начали транслировать какой-то его исторический фильм (из последних постановок), думаю: - А я как-то просмотрела это кино, вот ныне и погляжу. – Куда там: Никита Сергеевич почему-то решил сам его закадрово комментировать. И это несколько серий! Я не выдержала и двух минут.

…Знаю: в Москве очень немного хороших специалистов по лечению заболеваний голосовых связок. Кто страдает этим (профессионально) –  клиенты такого врача (фониатра). После лечения обычно «дефекты» дикции, орфоэпии, акустической фонетики периодически дают о себе знать: сегодня голос звучит лучше, завтра хуже. Ну, наверно же нужно учитывать это в своей работе артистам-профессионалам, и не совать своё «я» всегда, везде, заполняя все пространства, когда уже чуткие уши ваших зрителей-слушателей просто не в силах выдерживать, извините, чьей-то фикции вместо дикции…

Повторюсь: я не хочу никого обидеть. Пытаюсь быть объективной и просто обозначаю такую проблемку в искусстве, на которую надо обращать внимание, производя тонкую продукцию театра, кино, телевидения. На сим завершаю.

Спасибо за кино.В частности, с лилиями.
___________________________
Примечания автора:

*В.Краснопольский, В.Усков

**Сергей Есенин

***Подобного слова не встретила в орфографическом словаре, но ведь выражение это есть! Разговорное, видимо?

****Валентина Лукащук

15.08.2015.
В.Лефтерова


Рецензии