Запомнить на всю жизнь гл 10

Гл10
Иришка прибежала к бараку. Глаза ее радостно сияли, она напевала песенку про кота: «Жил да был черный кот за углом…..». Из подъезда появилась Нелли, в прозрачном лиловом платье, с пышной юбкой и большим бантом сзади.
-Нелличка! Какой у тебя восхитительный наряд! Ты как золушка на балу! - восторгалась Иринка
-Это моя бабушка сегодня приехала из Москвы, и привезла мне подарки! Это платье, оно капроновое, ни у кого такого нет, и у тебя точно нет! Лучше чем твоя матроска! Игорь опять меня будет любить .а тебя разлюбит. Вот! А если не разлюбит, бабушка меня заберет с собой в Москву,  там все женихи будут у моих ног, и я выберу себе летчика.
Нелли прокружилась, хвалясь платьем и пропела: «Летчик высоко летает, много денег получает, мама, за летчика пойду!».
-Еще мне бабушка привезла кукурузные хрустящие палочки и апельсины. Я Игоря угощу - вот! - показала язык Нелли.
На крыльцо вышел Иринин папа.
-Ирина! Дочерь! Зайди домой, - сказал он спокойно.
Она по глазам отца поняла, что что-то произошло, и послушно пошла за ним.
-Ирин! Смотри мне прямо в глаза, и отвечай на вопрос, только не скрывай и не пытайся меня обмануть. Знай, и запомни на всю свою жизнь - врать это плохо и нельзя! Я всегда все прочту по твоим глазам!
Иринка уставилась в глаза отцу, и смотрела так на него, что эти слова и взгляд его запомнила навсегда, на всю жизнь.
-Ты видела у бабы Гани пятьдесят копеек на диване? – тихо спросил он.
Да, пап, я их взяла! Они лежали рядом с журналом, и ей были не нужны!
-А ты разве спросила ее об этом?
-Нет! Не спросила, я думала, что нужные деньги лежат в кошельке, а раз валяются, значит ненужные!
-Ты поступила очень плохо! Без спроса в гостях ничего нельзя трогать, а уж тем более брать! Деньги не бывают ненужные, это не бумажки! Конфетку со стола нельзя взять без спроса, ты меня поняла?
-Угу! - опустив голову на грудь, пробормотала она.
-Я расскажу тебе случай из своей жизни. Когда мне было столько, сколько сейчас тебе, шла война с немцами. Нашими соседями по квартире была семья с ребенком, так вот, муж соседки ушел на фронт, .а женщины все работали на заводе. «Все для фронта - все для победы». Малышу тогда было, где-то полгодика. Меня оставляли нянькой с этим ребенком. Моя мама, твоя бабушка Лида, тоже работала шоферкой на грузовике, при заводе. Продуктов в магазине не было, выдавали карточки на хлеб. Съел свою порцию, купить негде, хотелось всегда кушать. Я с этим малышом оставался, и кормил его из бутылочки молоком, и мне однажды тоже так кушать захотелось, открыл я ящик у них в столе, и обнаружил там два сухаря в холщовом мешочке, размочил их кипятком, и съел. Признаться боялся, сказал, что ребенка кормил, а он не мог еще хлеб кушать.
После этого меня ремнем мама так отлупила, чтоб не врал, и без спроса у людей ничего не брал – так век буду помнить! Вот так, дочерь моя! Что прикажешь с тобой делать?
-Пап! Мне тебя очень жалко! Ты ведь сам ребенком еще был! Как же можно за хлеб ремнем бить? Ты кушать хотел! - бросилась на шею, со слезами на глазах, к отцу Иринка.
--Война была. За колосок пшеницы, украденной с поля, могли расстрелять. Хлеба вдоволь не было. Кусочку радость такая была, что если б тебе, наверное, сейчас трубочку вафельную с кремом купили, ты б не так счастлива была.
-Странно. Сейчас нет войны, а есть дети, которые кусочку хлеба, и сегодня, очень рады, - прошептала сквозь слезы Иришка.
-Ну, давай выкладывай пятьдесят копеек, и пойдем к бабе Гане, просить прощенья!
Люся и Алевтина сидели на диване молча, внимательно слушая диалог отца с дочерью, как будто вспомнили свои эпизоды военного детства.
-Папочка! А у меня нет уже этой денежки! Я сходила в магазин, и купила сладостей, потом раздала их девочкам. Я потратила на еду, - глядя в глаза оправдывалась она.
-На еду, значит! Ну ладно хоть не на открытки артистов! Очень плохо, что без спроса деньги взяла! - возмутилась Алевтина.
У Иринки была целая коробка с фотографиями актеров, которые еще собирала сама Алевтина. Она рассказывала своей дочери, как меняла домашнее соленое сало у своих подружек на эти открытки. В этой большой коллекции были фото Любови Орловой, Валентины Серовой, Макаровой, Бондарчука, Натальи Кустинской, Маргариты Володиной, и других уже известных современных актеров кино.
Алевтина достала из кошелька пятьдесят копеек и протянула им: «Идите объясняйтесь, и проси прощенья у бабы Гани. Деньги, запомни, надо только зарабатывать честным трудом, а брать чужие нельзя!
-Простите меня, пожалуйста! Я никогда не буду брать ничего без спроса, а деньги буду зарабатывать своим трудом! - обещала громко Ирина, как будто читала свое любимое стихотворение: «Горит на солнышке флажок, как будто я огонь зажег!».


Рецензии