Так не должны жить дети гл 13

Гл13

Вечером Ириша вышла погулять во двор. Присела на лавочке. Детворы на улице гуляло не очень много. Да это и понятно, многие уехали в пионерские лагеря за город, кто-то уехал к бабушкам и дедушкам, а кто-то ждал отпуска с родителями.
Иришка помнила, что осталось два дня, и она должна ехать в деревню, а у нее еще столько забот.
-Ириш! А у тебя еще есть такие книжки? - подъехал на велосипеде Андрей, – я эти, что купил, прочел брату! Могу еще купить!
-Нет у меня их больше! Да мне за эти книжки чуть не попало. Я могла бы тебе их отдать просто в подарок, но мне денежки нужны, на одно секретное дело! - чуть ли не шепотом отвечала она.
-А ты можешь мне рассказать о своем секретном деле? Может я помогу? - любопытничал Андрей.
Иришка посмотрела на него снизу в верх, как бы оценивая его серьезность. Андрей был старше на шесть лет, и она решила, что он не будет смеяться над ее заботой, в дружбе со Стешей, и рассказала Андрею все, что знала, о ее семье.
-Я уезжаю через два дня, а мне так хочется ей помочь. Плохо, что я не могу пойти к ней домой, если меня там кто-то увидит, и расскажет маме, мне влетит! Она боится, что там собираются пьяные дяди, - объяснялась Ирина.
-А чем ты ей помогаешь?
-Мне хочется ей собрать немного денег, чтоб она могла купить себе, хоть иногда, мороженко или сладкую булочку! У меня от книжек набралось пятьдесят копеек, но хочется еще собрать, как-то!
-Ты же не сможешь ей всегда деньги давать! Надо что-то другое придумать! Может стоит рассказать о ее жизни кому-нибудь из взрослых, и тогда ее маму отправят лечится от алкоголя. Не должны же дети так жить в советское время!
-Конечно, не должны! А кому можно рассказать? Как ты думаешь?
-У меня тетя директор школы, и я завтра к ней поеду! Вот и расскажу! Тем более, что ей в эту осень идти в школу! - уверенно сказал Андрей.
-Это ты хорошо придумал, а то я не знаю, кому рассказать! Может что-то станет лучше. Ну, все-таки, я хочу хоть немного еще дать ей денег! У меня есть план, как их заработать! - с радостью на лице, говорила Иришка.
-Что ты придумала? Давай я помогу тебе?
-Я соберу всю детвору, и спрошу, кто желает выступить на концерте.
-Что за концерт? Где?
-Зрителями будут наши родители, и все соседи. Мы напишем на маленьких листочках пригласительные билетики, и укажем время и место. Для этого я попрошу ключи от сарая у бабы Гани, перед ним мы натянем веревку, и сделаем занавес из чего-нибудь подходящего, – строила планы Иринка, - я умею петь и читать стихи! Может еще кто, что предложит! Ты можешь выступить?
-Я умею играть на балалайке, и могу сыграть русские фольклоры, - похвалился Андрей.
-Тогда, можно частушки спеть! Сейчас пойду собирать ребят. А ты Андрюш, напишешь пригласительные билетики? Раздавать их мы будем вместе.


Нелли согласилась участвовать в концерте, и захотела быть только ведущей. Игорь пообещал прочесть стихи. Сестренки-двойняшки станцуют «Летку –енку» под пластинки, но для этого надо было принести патефон. Все складывалось, как надо. Баба Ганя выдала ключи от своего сарая, ребята нашли в нем две лавочки и табуретки для зрителей. В сундуке старые плюшевые шторы, которые пригодятся для занавеса, как в настоящем театре.
Подготовка к концерту шла полным ходом, Ирина с Нелли обсуждали последовательность выступлений, а так как писать они еще не умели, то решили, что все артисты будут сидеть в сарае в порядке очередности выступлений, и проговаривать Нелли названия своих стихов, музыки и песен, для представления их зрителям.
Основной репертуар был на Иринке, она должна спеть песни, читать стихи. Песен она знала много, да и петь очень любила.


-Мам! Можно мне сегодня вечером одеть мою любимую матроску? - спросила Ирина, проглатывая свою порцию манной каши на завтрак.
-А что, ты куда-то собралась или вы с Люсей идете в парк?
-Нет, не идем! Мы с ребятами из нашего двора вечером проводим концерт, для наших соседей! - весело ответила она.
-Кто же такое придумал? Никак это твоя затея? - улыбалась мама.
Алевтина знала, что Иришка любила выступать перед гостями, да и перед публикой тоже. Первым ее любимым местом для концертов был трамвай, когда они семьей выезжали в город, в гости или в центральный парк. Иришка пела песни на весь трамвай, а все слушали и улыбались: «Эй, моряк, что же ты наделал? Я теперь, на папу не похож! Мне теперь, морской по нраву дяиль, его сючу любить!!!» - с особым выкриком, напевала последние три слова. Зрители трамвая хлопали, и просили что-нибудь еще исполнить, маленькую артистку.
-Одевай, конечно! Попроси Люсю, пусть заплетет тебе коски, и вплетет синие ленточки! Жаль, что мы с папой сегодня вечером на работе, и не увидим твое выступление!
-Мам! Да я вам, когда к бабушке приедем, обязательно концерт устрою, и спою! - пообещала Ириша.
-Как твои портняжные дела? Получилось у тебя трусы сшить? Хвались!
-Я сшила, а резинку не знаю, как туда протянуть, - подала маме свою работу Ирочка.
-Молодец! Рукодельница! С помощью нитки с иголкой, и скроила сама! Ну надо же! Давай я резинку тебе просуну, и ты увидишь, как это делается с помощью булавочки, - восхвалялась рукоделием Алевтина, - на, мерь!
Иришка натягивала на себя трусики, но прорези для ног оказались ей малы, и она не смогла их надеть.
-Жаль, что маловаты, зато сшила сама! - хвалила Люся.
-Можно я их кому подарю, кому они будут как раз? - обратилась маленькая портниха.
-Ну а куда их еще! Может кому и подойдут, по размеру, - улыбнулась мама, - твоей Таньке они велики!!!
Ирина вышла на улицу, в руках несла лейку, в которую спрятала свое рукоделие. «Как бы мне проскользнуть к Стеше, чтоб никто меня не увидел?!» - думала, и бегом мчалась на другой конец барака. Сердце готово было выпрыгнуть из груди, бежала, оглядываясь по сторонам, наконец дверь. Она без стука потянула ручку на себя, и оказалась внутри.
В полумрачной комнате стоял стол, на котором лежали шкурки от картофеля и лука, и рваные клочки от газеты. В углу лежали два матраса, на полу, без простыней и подушек, рядом валялось ватное красное одеяло, из которого вываливались куски ваты. Ближе к окну стояла детская кроватка, в которой спал ребенок, на голой клеенке, в одной майке. В комнате не очень приятно пахло, спертый запах, чувствовалось, что комнату давно не проветривали. Иринку, от увиденного, охватил ужас. Ноги не могли пошевельнутся, она стояла, как вкопанная. Дверь тихо открылась, и с улицы вошла Стеша.
-Я в магазин бегала, бутылки сдала, целых две, и одну за сараями нашла! Сегодня праздник! Вот купила молоко, хлеб и крупы манной. Буду кашу варить! Мамка с вечера, со своим другом ушла, не знай, когда придет.
-Вот возьми, это я сама пошила, может впору тебе, - протянула трусики Ирина.
-Какие красивые! Горошек! Так прям и сама сшила? Ну, и молодец! У меня такой красоты никогда в жизни не было! Как мне тебя отблагодарить? Я придумала, у меня есть разорванные бусы, помнишь, я тебе про них говорила! Возьми! Мне все равно некогда секреты делать. А ты будешь любоваться под стеклышком! - стоя в новых трусах радостно щебетала Стеша.
-Не надо мне ничего! Спасибо! Ты их на новую леску провздень, и сама носи! А еще! Приходи вечером на концерт! Ребята со двора выступать будут, - открывая дверь, грустно произнесла Ирина.
-А можно? Мне можно? Меня не прогонят? - вдогонку кричала Стеша.


Ирина вышла и медленно пошла по длинному коридору. Впечатления навеяли на девочку такую грусть и жалость к этим детям. Ирина, конечно, сама еще ребенок, но от увиденного, вмиг повзрослела. У нее было сравнение с другой жизнью, с любовью родителей, бабушек, дедушек, тетей, дядей, даже соседской, с их заботой, теплом и лаской.
Она знала, что такое порядок в доме, тепло, уют. Понимала, что красиво и как можно сделать еще красивее. Она твердо была уверена, что в любой ситуации, плохой или хорошей, у нее есть поддержка от близких людей, понимала, что она им нужна, и любима.
«Как же так? Почему Стеша и ее сестренка живут в такой ужасной комнате? Почему, чтоб не умереть им с голоду, она радуется пустой бутылке, из-под спиртного? почему всем взрослым не до них? Ведь баба Ганя просит Боженьку, чтоб все дети жили в мире, и с родителями, и чтоб у них всегда была еда!» - эти вопросы мучили Иринку и не давали покоя.


Рецензии