Отчий дом

Отчий дом…. Когда-то я представляла его таким – чтобы в нём жили вначале бабушка с дедушкой, потом их дети, внуки, правнуки и так далее.
Но у нас всё было не так.
Мой отец – военный, и его часто по службе направляли в разные города, страны, и мы с ним кочевали….  Квартиры у нас были всегда служебные, с казённой номерной мебелью, и с удобствами в общем коридоре. Мы привыкли к такой жизни, и вдруг отец заканчивает  свою армейскую службу, и нам выделяют двухкомнатную квартиру со всеми удобствами. Это такое счастье, хотя она была маловата для четверых – моих родителей и нас с братом. Но нас это не огорчало!

Мы стали обживать свою новую и теперь уже постоянную квартиру. Одна комната стала спальной родителям и общим залом, а в другой – мы с братом разместились. Я к тому времени училась на первом курсе института, а брат  - в девятом классе. Наши кровати перегораживал большой платяной шкаф. Вот так мы и жили, как говорится – в тесноте, да не в обиде. Нам было тепло, уютно и комфортно.
Наша квартира была в пятиэтажном кирпичном доме, в нём  четыре подъезда. Это очень симпатичный дом с двориком, который постоянно занимал первые места среди домов нашего района. Старшей по дому была одна замечательная женщина, Любима Ивановна. На самом деле её имя Людмила, но, за доброту и активность, её все любили, поэтому так и звали. Двор был ухоженный – цветы на клумбах, деревья, детская площадка, которая обновлялась самими жителями каждый год – красили качели, скамейки.
Как-то устроили субботник по высадке деревьев. Мы с отцом выбрали среди саженцев две берёзки и посадили их в глубине дворика. Под окнами мы разместили цветы и небольшие кустарники.
А какие прекрасные люди жили в нашем доме! Таких жителей я больше нигде не встречала – все они были дружные, заботливые, а если кто-то болел, то непременно его опекали и помогали, чем могли.
Жаль, мне мало пришлось пожить в этом доме. После окончания института, я уехала по направлению в Сибирь. Мне захотелось романтики и самостоятельности. Вскоре я вышла  замуж, родились дети, так и  осталась там жить навсегда.

Шли годы. Мой брат тоже женился, и на его свадьбе гулял почти весь наш дом. На второй день свадьба вообще переместилась в дворик, принесли столы, и «свадьба наша пела и плясала» на свежем воздухе. Было очень весело, соседи выходили со своими баянами, гитарами, оказалось так много у нас талантливых людей!

После свадьбы, брат уехал жить к жене, там и родился сынок. Мои родители были рады внуку – ведь он  будет им отрадой в старости!
У брата было больное сердце с рождения, и вот, когда сыну исполнилось семь лет, его не стало…. Жена брата решила поехать на заработки в Москву, оставив сына на бабушку с дедушкой. Вначале она часто писала, но вскоре переписка прекратилась. «Наверное, вышла замуж, и сын ей не нужен там, в Москве» - так размышляли мои родители.
Больше мы её никогда не видели. Мои родители стали для внука отцом и матерью. Время шло, внук рос, окончил школу, и его призвали в армию.
Оказался он в «горячей точке», в Чечне. Родители ежедневно поверяли почтовый ящик, ждали писем от внука, но они приходили очень редко.
Пролетели полтора года. Вдруг звонок, это был внук.
 – Здравствуйте, мои дорогие! Дед, прости, что не писал! Я был в плену вместе с другими солдатами, но сейчас нас освободили. Я нахожусь в госпитале, и мне разрешили долечиться у себя на родине. Но у меня нет документов, только справка. Если сможешь, приезжай, забери меня, я не смогу один добраться, совсем нет сил. Пожалуйста, деда, не оставляй меня!

У моего отца побелело лицо, задрожали руки, и он еле вымолвил в трубку.
 – Диктуй адрес. Я приеду.

Отец занял денег у соседей, ведь предстояла дальняя дорога, и выехал к внуку. Приехал и, оказалось, что не всю правду ему рассказал внук, который находился в тот момент под арестом для выяснения всех обстоятельств его плена. Отец, как бывший военный, знал, что это не произойдёт быстро, а ведь он уже находился там больше недели.
И тогда отец решает выкрасть внука, потому что тот слабел с каждым днём, у него была тяжёлая контузия головы после плена, и он часто терял сознание. Ждать дальше было нельзя, надо спасать внука, лечить его у хороших врачей! Отец многих подкупил, чтобы вытащить внука.
И вот они едут в поезде. Отец еле уговорил кассира на вокзале, чтобы купить билет внуку по справке, а не по паспорту. Отец с внуком боялись милиции на каждой остановке, а вдруг их поймают и вернут назад.
Наконец, они приехали, но отцу пришлось какое-то время прятать внука, ведь он считался в бегах. Лечил его на дому, а сам ходил по всяким инстанциям, хлопоча о его документах и убеждая всяких начальников, что внук не дезертир, ему надо лечиться, он всем показывал единственную справку о контузии. Отец писал даже и в Москву, просил помощи разобраться в деле арестованного внука.
Усилия отца не пропали даром. Пришли документы внука и выписка из решения Правительства  об его амнистии.
Внук вылечился, хотя получил инвалидность на всю жизнь.
Жизнь налаживалась. Спустя какое-то время, он женился, уехал к жене на квартиру.
Вот так появились у моих родителей и правнуки. Но здоровье подводило их всё чаще и чаще. В один из дней не стало мамы.
После похорон, я предложила отцу переехать к себе, чтобы там ухаживать за ним, он становился совсем беспомощным.
Мы продали его квартиру. Сердце щемило – нет больше, отчего дома.… Отец плакал. Пошли по соседям прощаться. Простились и с нашими берёзками…
Простились с могилкой мамы, но я ей пообещала, что буду приезжать хотя бы раз в три года, проведывать её и наш дом…

Отец прожил у меня пять лет, и в девяносто лет его не стало.
Но я приезжаю в свой родной город, бываю на могилке у мамы, сажу там цветочки, посижу, поплачу, поговорю и уезжаю.
Обязательно заезжаю в свой отчий дом. С волнением подхожу к нему, рассматриваю его, он меняется, деревья подросли, а берёзки наши стали настоящими красавицами! Также красивые цветы под окнами растут, скамеечки разноцветные.
Смотрю в своё окошко – нет там маминых глаз…. На кухне шторки не наши, всё чужое…. За столиком играют мужчины в шахматы, но я никого уже не узнаю, другие люди. Жители многие уехали, умерли, и знакомых почти нет. Но те, кто еще меня знает и помнит – подходят, обнимают, как родную, приглашают на чай, и слёзы блестят на наших глазах…

Мой милый и родной мой Отчий дом, пожалуйста, живи! Я буду приезжать к тебе, пока у меня будут силы и здоровье позволит… Долгой тебе жизни, мой Отчий дом!..


Рецензии
Первая часть рассказа очень ёмкая, трогательная,прошибающая до слёз. А вот концовку не следовало бы дублировать стихами. Брать или стихи,или заканчивать прозой. Тогда бы рассказ зазвучал более ярко. С уважением Г. Леликов. Голосую и жду в гости.

Геннадий Леликов   15.09.2016 12:28     Заявить о нарушении
+ мой голос.

Галина Чиореску   20.09.2016 17:58   Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв.

Галина Червова   28.12.2016 08:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.