Медвежья услуга

   МЕДВЕЖЬЯ  УСЛУГА
  Пятачок территории  Риги, на пересечении улицы Ленина и бульвара Падомью, при Совке называли Центром. Фокусом Центра считались часы в виде колоны с циферблатами со всех четырёх сторон. В этом средоточии нашего города продавали и покупали вещи по зашкаливающим ценам,  втюхивали приезжим самодуйские джинсы, играли в карты на деньги и торговали валютой. Неустойчивое население пятачка состояло из трёх категорий обитателей.  Главными были деловые: фарцовщики, валютчики, спекулянты, проститутки и прочие деятели нелегального бизнеса, использующие  лобное место для своей работы. Местная молодёжь, в основном студенты, тусовалась в криминальной среде для ощущения собственной  крутизны или с целью добычи фирменных шмоток. Гости города болтались по улицам в поиске связей, приключений или какого-либо товара. Представители двух первых групп свято верили, что приезжие существуют в Центре лишь для того, чтобы приносить случайные заработки местным. Например, халявную прибыль, десять процентов от сделки, могло принести посредничество между продавцом и клиентом.      

  Мой институтский однокашник Веня Волков представил мистический и манящий Центр для доброй половины соучеников из Политеха. В начале нашей учёбы Венька довольствовался в Центре ролью рядового тусовщика, но после третьего курса он настолько прижился на злачном пятачке, что бросил к чертям собачьим институт и стал там одним из важняков с вполне подходящей кликухой Беня Волк.  Хищник из Политеха специализировался на перепродаже носильных вещей, поставщиками которых являлись его знакомые иностранцы. Дела у Волка шли настолько блестяще, что к двадцати двум годам он успел устроить себе Жигуль третьей модели и заиметь собственную квартиру. При встречах с однокашниками Венька обязательно предлагал прокатиться и приглашал посетить его надомный бутик фирменной одежды.

  Однажды весной случай привёл меня на полосатый переход улицы прямо перед волковским Жигулём. Венька немедленно приткнул машину к тротуару и остановился.
  - Аркашка, здорово! Сто лет тебя не видел! – завизжал бывший однокашник, который недавно заказывал у меня курсовые  работы за наличные. Как живёшь, брат? Диплом пишешь? Садись, покатаю... Кстати сказать, большой завоз барахлишка случился – финны притарабанили. Для друзей у меня лёгкие цены... Может котлы нужны? Японские есть недорого, а если потянешь – швейцарские соорудим...
  - Здоров, Волк! Спасибо, я лучше пройдусь, нужно развеяться – целый день чертил схемы для дипломной работы. У меня свидание с девушкой через час. Я тоже рад тебя видеть, Венька, обязательно позвоню, часы пока не тяну материально, но хороший свитерок нужен... Есть что-нибудь в этом роде?
  - Конечно есть. Заходи и свою девушку приводи... Подожди-ка, я сейчас припаркую тачку, пройдёмся вместе...

  Мы двинули пешком, в сторону Центра. По пути Волк принялся  поучать: - Защитишься и начнёшь пахать за пять рублей в день... Идиотизм! В нашем городе ведь можно бабло из воздуха качать... Давай забьём на кварток, что за полчаса, пока мы дойдём до Центра, я нам на ужин в ресторане дурного бабла нарублю...
Я вяло отбивался: - У каждого человека своё назначение в жизни. Ты – предприниматель, я – ботаник, по судьбе положено... Спорить с тобой на двадцать пять рублей я не стану – большие деньги для меня, но и поверить, что ты бабло прямо из воздуха достаёшь тоже не могу...
Тут азартный Волк завёлся: - Так ты не сомневайся, студент! - и устроил специально для меня показательное выступление.

  В прелюдии его спектакля, на углу Таллинской, у древнего костёла, мы приметили группу каких-то не очень ярких иностранных туристов.
  – Поляки, как раз то, что нам нужно... Эти торгаши обязательно какой-нибудь товар притаранили...
Венька присмотрелся, выбрал в качестве цели самого бойкого мужичка из туристов, подошёл вплотную, пошептался, сгинул на минуту в подворотне...  Потом вернулся с большим, красным пакетом в руках и мы продолжили путь.
  - Сотня женских трусиков, выторговал по два рваных...

  В развитии представления, через несколько сотен шагов, на углу улицы Революции, мой приятель пропал в дверях популярной женской парикмахерской, а затем, через пару минут, с довольной улыбкой на лице,  вынырнул из бабьего царства уже без красного пакета...
- Отдал всё кассирше, не торгуясь, по три рваных... Она постепенно клиенткам сдаст по четыре... Стольника нам на ужин вполне достаточно...

  Несмотря на Венькину расслабуху, в финале пьесы, на углу улицы Кирова, мы, мимоходом, встретили некого Лёшу Пильщика, который срочно нуждался в деловом совете. Предприимчивые люди отошли в сторонку и недолго беседовали.  Когда мы с Волком опять двинулись с места, он раскрыл свою ладонь и показал мне второй стольник: - Высший пилотаж, этот вообще без фарцы пришёл! Учись, студент...
В итоге вечера, мы подобрали девушку на остановке троллейбуса, завалились втроём в один из уютных ресторанчиков Старой Риги, где отлично поужинали и провели время. Веня сумел произвести настолько неизгладимое впечатление на мою подругу, что уже в следующий выходной она потребовала от меня совместного визита в его волчье логово для приобретения летнего барахла.

  После распределения я стал трудиться достаточно далеко от центра города и практически никогда больше не появлялся на знаменитом пятачке. Спустя ещё пару лет я женился, обзавёлся ребёнком и стал руководителем группы на своей работе. Семейная жизнь и профессиональная занятость развернули мои мозги в сторону совершенно противоположных идей, ценностей и интересов.  Я больше не встречал Веню Волкова, мы с ним вообще надолго потерялись. В один из вечеров я, как обычно, возвращался с работы достаточно поздно. На подходе к подъезду, на меня из-за угла, неожиданно выскочила пожилая женщина в слезах.
  - Извините, молодой человек, вы – Аркадий?
  - Да, я – Аркадий, а в чём собственно дело?
  - Я мама вашего друга, Вени Волкова. У сына несчастье – он арестован и находится под следствием. Ему шьют тяжёлую статью. Нам срочно требуется лучший адвокат по криминальному праву Бекерис. Я звонила старику, но он меня даже не выслушал, рявкнул: - Я сейчас крайне перегружен! – и повесил трубку. Веня передал мне ваш адрес и написал, что вы сможете помочь...

  Оценив масштаб бедствия, я не стал разубеждать Венькину мамашу в  ошибочной оценке моей близости к её сыну. Назвала другом, так тому и быть... Случалось ведь иногда вместе тусоваться, проводили рядом время...
  - Чем я могу помочь? Я совсем не знаком с Бекерисом.
  - Вы то не знакомы, а тёща у вас – юрист!
  - Она – юридический консультант на заводе, не имеет никакого отношения к криминальному праву...
  - А вдруг...
  - Давайте, поднимемся в квартиру – я позвоню тёще.

  Оказалось, Семён Абрамович преподавал матери моей жены Римское право в университете. Он не смог отказать бывшей ученице и взялся вести дело Вениамина Волкова. В день суда я отпросился с работы, чтобы присутствовать на заседании. Дело не стоило выеденного яйца. Как выяснилось, заматеревший Волк организовал подпольное производство дефицитных товаров из утильсырья, которое,  вполне официально, приобретал в специальном магазине отходов предприятий. Спрашивается, за что тут привлекать к суду? Таким дельцам, как Веня, следовало бы, скорее наоборот, давать контролируемую свободу и позволить бороться с недостатком потребительских товаров. Предприимчивые люди, все разом, смогли бы даже в те времена постепенно разрулить экономические проблемы страны. Я как-то держал в своих руках складной зонт, собранный руками нуждающихся во внеурочном заработке студентов, из деталей, сварганенных по чертежам Веньки, штампованных на оборудовании, добытом на свалке металлолома и размещённом в неиспользованном раннее складском помещении – галантерейный продукт фирмы «Волк и К.» ни чем не уступал своим китайским собратьям, а стоил, при этом, в три раза меньше...    

  Вернёмся, однако, к нашей истории. В первый день суда обвинитель, коротко обрисовав суть дела, долго распинался о пагубном влиянии тунеядцев на развитие социалистического государства. В качестве свидетелей выступили заведующий магазина отходов и трое студентов, которые умоляли не закрывать подпольный цех Волкова, так как в противном случае им придётся бросить учёбу. Выступление защиты поразило меня своей краткостью – старый адвокат сказал всего несколько общих фраз, суть которых заключалась в следующем: первая судимость, наличие разрешения жилищной конторы на помещение, легальное добывание исходного сырья для производства, документы по регистрации артели застряли на рассмотрении у городских властей, бизнес Волкова - существенная материальная поддержка для студентов... Обвинитель, в заключительной речи, попросил суд о максимальном наказании для подсудимого. Объявление приговора перенесли на следующий день.

  Я вернулся домой в совершенно подавленном настроении, совсем не подозревая, что главные сюрпризы ждут меня впереди. Около девяти вечера, без телефонного звонка, в мою квартиру ворвалась разъярённая волчара – мамаша Волка. Минут за пять скандальная мадам, прямо с порога, успела вылить в мою сторону целый ушат помоев и проклятий:
  - Медвежья услуга!!! Аферисты! Подвели Веника под монастырь... Получит десятку... Пропал мой сыночек... Ваш грех, Аркадий... Старик – полный идиот, кучу денег взял, а толку никакого... На суде сказал всего десять предложений... Лучше бы вообще промолчал... Вы с ним заодно... Это сговор... Верните деньги, я буду подавать на пересмотр дела... Зачем вы вообще взялись нам помогать? Обманули... Теперь Венику сидеть... Всё из-за вас, злыдни... Будьте вы прокляты!

  За стенкой проснулась и горько плакала моя годовалая дочурка,  рядом с ней затаилась насмерть перепуганная, моя любимая жена... Я сначала подумал:  - Действительно, зачем я, кретин, взялся им помогать?  А потом решил, что следует показать волчице мужской характер – грязно выругался матом и, в буквальном смысле, вытолкал скандалистку за дверь.

  Следующим вечером в мой дом, непрошенным гостем, завалился  целый и невредимый Веня Волков, собственной персоной. Его отпустили из предварительного заключения: по статье могла и десятка выскочить, но наш  пострел отделался двумя годами условного заключения. Волк принёс торт и две бутылки шампанского. В отличие от мамаши, приятель рассыпался сплошными благодарностями и комплиментами:
- Аркаша – ты настоящий друг! Спасибо огромное! Я твой вечный должник! Больше того, я - твой раб... Извини мою старую дурынду – у неё все  мозги давно высохли... Твой адвокат – гений, но зачем ему распинаться, как Плевако, если он с судьёй Симсом до войны в гимназии, на одной парте сидел... Ср...ть я хотел на их приговор... Валить отсюда надо, братуха... Не будет здесь нормальной жизни...

  Умница Волк, оказывается, давно врубился в игру судейских бывалых зубров: два латыша и еврей сначала крепко запугивали жертву для затравки, а затем пилили адвокатский гонорар на три доли и писали приговор для блезира...            

  Мы больше никогда не общались с Волком. Общие знакомые мне рассказали, что Веня женился на дочери полковника КГБ, с помощью которого молодожёны свалили на постоянное жительство в Австралию. В новой стране Беня Волк стал владельцем компании по производству косметических товаров и парфюмерии.

    Арк Лапшин, Нью-Йорк, Август, 2015.
 
      








      

 
          
    
   


Рецензии
Интересный рассказ, жизненный.
Много встречал в практике таких "Веников".
По одну и другую сторону.

Реймен   01.07.2019 11:38     Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.