Проект. Часть 2. Глава 23

Часть 1, Пролог: http://www.proza.ru/2014/12/21/2297
...
Часть 1, Глава 19: http://www.proza.ru/2015/08/12/214


Часть вторая. Искажение

Глава 20: http://www.proza.ru/2015/08/13/118
Глава 21: http://www.proza.ru/2015/08/13/164
Глава 22: http://www.proza.ru/2015/08/15/146


Глава 23.


Однако вместо привычных декораций треклятого бара я неожиданно увидел совсем другую картинку.

Это была небольшая квартира. Небогатое убранство единственной комнаты состояло из книжного шкафа, железной койки-«одиночки», старого, полуразобранного письменного стола у окна и колченогого табурета. В шкафу жили книги — но, потрёпанные и старые, они занимали лишь верхнюю полку, тогда как на остальных царил хаос картонных коробок, рулонов ватмана и разнокалиберных кистей, сваленных в неживописную кучу; здесь же расположилась целая батарея бутылок с растворителем и льняным маслом. В койке старенький пододеяльник, украшенный мелкими подслеповатыми незабудками, стыдливо прятал в своих складках многочисленные прорехи, а по перьевой подушке, казалось, проехал каток. Письменный стол щерился навеки выдвинутыми ящиками (в каждом — россыпи тюбиков с красками); разноцветными пятнами этих же красок был заляпан облезлый фанерный табурет.

Чуть не забыл: под стенкой шкафа прикорнул складной мольберт. Что ж, Дмитрий, подумал я, похоже, твоё живописное холостяцкое логовище Искажённый воссоздал весьма убедительно, — так ведь?

Вопрос в другом: с чего вдруг я сюда попал? И попал ли? Или это ещё одна обратная сторона зеркальной стены?

Дверь вела в узкий, обшарпанный коридорчик, оканчивающийся аппендиксом прихожей. Было у него, правда, и ответвление — ещё один коридорчик-тамбур с двумя белёными дверьми, ведущими, очевидно, в туалет и ванную. Пройдя мимо этих дверей, я попал в крошечную, метров на пять, кухню. Обстановка здесь была ещё более спартанской, чем в комнате. Раковина из «нержавейки», электроплитка с не менее чем сорокалетним стажем работы, облезлый кухонный стол с бесчисленными засечками от ножа и покосившимися дверцами, а напротив — квадратный обеденный стол и два «венских» стула: один засижен до деревянных проплешин, зато второй — нетронут, будто лет пятьдесят простоял в музее соцреализма.

Сняв с плиты старенький белый чайник со свистком и лишив его крышки, я поставил его под кран и повернул отчаянно люфтящую рукоятку с почти отвалившейся синей нашлёпкой. Кран пару раз натужно кашлянул, фыркнул облачком ржавых брызг, и только тогда ледяная струя загрохотала о чайниково дно, дребезжащим эхом отзываясь в раковинных стенах.

Я посмотрел направо: из оконного проёма равнодушно глазел на меня бесполый белёсый полдень. Что-то тут не так, подумал я. Вот зачем я, к примеру, решил вскипятить чайник? И где Димка?

И тут до меня дошло.

Димка поставил чайник на конфорку, накрыл его крышкой и включил электроплитку. А я смотрел на его мир его глазами, пытаясь понять, как (и для чего!) мне удалось попасть не в его иллюзию, а в его голову.

Поздравляю, Арефьев: у тебя нынче раздвоение личности!

Впрочем, сам Димка этого, похоже, не осознавал. Да что там: он обо мне и не думал наверняка! Судя по его действиям, он пока что не понял даже, что находится в иллюзии! А ещё Мастер Иллюзий, тоже мне.

Впрочем, думал я, Валя тоже не сразу догадался. А направленная, лучевая иллюзия — штука точная, концентрированная, и распознать иллюзорность окружающего тебя мира не так-то просто (ты ведь примерно так это объяснял, да, Эбб?). С другой стороны, пришла в голову неожиданная мысль, обычная человеческая жизнь (как и жизнь Духа, по большому счёту), — чем не иллюзия? Ведь мы всегда что-то видим перед собой, какой-то мир, какую-то картинку; но где доказательства, что эта картинка отличается от того, что я вижу теперь? Возможно, ответ на этот вопрос известен Реконструкторам и Созерцателям. Наверное, эти Изначальные Структуры как-то отличаются друг от друга, если речь идёт о мире иллюзорном и мире настоящем. Наверное…

Философскими вопросами задаётесь, Герман Сергеевич, притом не в самое удачное для этого время.

А Деметр тем временем оставил чайник в покое и отправился в путь по узким коридорчикам обратно в комнату. О чём думал он, я не знал. В сущности, я мог всего лишь наблюдать за тем, что он делает. Я, правда, подумал было о мыслеречи, но потом решил, что попробую, если он не выйдет из сценария самостоятельно.

Димка пододвинул табурет к шкафу и аккуратно, затаив дыхание, снял с антресолей коробку от плоского монитора. Столь же аккуратно спустившись, придерживая коробку, как драгоценный груз, он поставил её на стол и открыл.

Я невольно «вздрогнул» — что было весьма проблематично сделать, не имея тела; но рефлексы, похоже, никуда не делись.

Из коробки на меня смотрела Она.

У Неё было необычное, какое-то несовременное лицо. Такие лица встречались мне раньше, в прошлом или даже позапрошлом миролюдском веке (куда все мы, конечно, нет-нет, да заглядывали порой). Треугольное, с маленьким подбородком и небольшим ртом, оно плавно расширялось к скулам, и тонкий, с лёгкой горбинкой нос соседствовал с огромными, цвета морской волны глазами и удивлённо взлетающими бровями, а высокий, чистый лоб прятался за пушистой вуалью чёлки. Кожа Её была настолько бледной, что наводила на мысль о том, будто художник вообще не использовал краску, обозначив только тени и блики на белом холсте. Волосы заслуживали отдельного слова: золотистые, они казались чуть подсвеченными невидимым Солнцем, и лёгкая небрежность выбившихся прядок лишь подчёркивала воздушное очарование этой хрупкой молодой женщины. Шею Незнакомки, длинную и тонкую, украшала изящная изумрудная подвеска, где полированный зелёный камень контрастировал со слоновой костью ключиц и белизной плечей, на которые художник набросил лёгкую сиреневую блузку.

На мой скромный, непрофессиональный взгляд Духа, ничего не понимающего в живописи, Она была само Совершенство.

Наверное, Деметр тоже любовался Ей. А может, наоборот, — высматривал недостатки? А может, Она была слишком совершенна, чтобы быть настоящей, реальной, как Шанталь?

— Почему ты так смотришь? — вдруг спросил Димка, и я вспомнил. Как я вообще мог об этом забыть? Тогда, в нашу первую встречу, он рассказывал мне о своём сне, в котором Она разговаривала с ним, а он уничтожал Её, плеснув растворителя на холст, и в ужасе просыпался.

Иллюзия, вероятно, была отсылкой к тому самому сну. Но, зная склонность нашего Искажённого недруга к садистическим фантазиям, можно было предположить, что эту и без того не слишком приятную историю он вполне способен превратить в сущий кошмар, особенно для впечатлительного Деметра, который только выглядит таким невозмутимым и спокойным. Ведь в действительности даже Валя куда устойчивее к иллюзорным фокусам, чем этот парень; во всяком случае, Валин случай свидетельствовал именно об этом. Кроме того…

— Почему ты так смотришь?

В этом было что-то маниакальное: заброшенная квартира, запущенное царство хаоса и одиночества. Портрет завораживающе красивой женщины. И этот парень, стоящий напротив своего творения, вглядывающийся в черты своего Создания… со страхом? С недоверием?

Увы, но я не видел его лица. Более того, я не замечал никаких изменений в самом портрете. В сущности, удивляться здесь было нечему: иллюзия ведь рассчитана на Деметра, не на меня. И там, где я видел только портрет, он видел… нечто большее, быть может?

— Что ты хочешь от меня? Кто ты? Почему я впервые за всю свою жизнь не хочу стирать готовую картину…

Она молчала. Я всматривался в Её лицо, пытаясь разглядеть там то, что виделось ему, но все мои старания пропадали втуне. Хотя в какой-то момент мне показалось, что на Её губах промелькнула вдруг загадочная полуулыбка. Воображение? Или остаточное воздействие иллюзии на меня, как на невольного её участника?

Непросто быть зрителем.

Должно быть, именно об этом думают Младшие Духи, которые порой и думать-то не умеют. Эти незаметные Существа часто живут рядом с людьми, подпитываясь их эмоциями (хотя и не зависят от них). Я никогда раньше не думал о том, каково это — быть не больше, чем наблюдателем, не имея возможности повлиять на происходящее. С другой стороны, Младшие Духи, жившие при людях, могли поделиться с ними своими эмоциями, своей частичкой Радуги, — и в человеке вдруг просыпалось вдохновение, например. Или жажда странствий. Или просто желание поговорить с кем-нибудь.

Чем же я могу поделиться с Димкой, чтобы помочь ему осознать иллюзорность его положения? И могу ли?

А он между тем не терял времени зря. Взяв маленькую кисточку, он наносил небольшие, робкие мазки, где-то добавляя света, где-то подчёркивая объём, где-то оттеняя. Он добавлял золота в волосы, моря — в глаза, подрихтовывал чаячьи брови, подравнивал чёрные «стрелки», контрастом выделяя ресницы. Его руки, такие грубые и неуклюжие на вид, творили чудо: на моих глазах Совершенство становилось ещё совершеннее.

И мне казалось (или не казалось), что кончики Её губ приподымались в лёгкой улыбке, и отчего-то мнилось, что он улыбается Ей в ответ.

Он рисовал, а я ждал. Это ведь иллюзия, притом не простая: это иллюзия, наведённая Врагом. А значит, нужно быть готовым к любому повороту событий.

И тут Димка остановился. А я понял: вот оно.

В комнате был кто-то ещё. Или нет, не в комнате — пока что в коридоре. Собственно говоря, едва ли этот самый «кто-то» мог быть кем-то, кроме Искажённого, но я всё-таки надеялся, что за Димкой решит прийти кто-нибудь из бойцов (хотя бы тот же Валя).

Димка развернулся. Он как будто бы оставался спокоен: возможно, думал я, парень начал подозревать об истинной сути этого пространства? Или нет?

— Ника, это ты там? — спросил он. — Выходи, не прячься, я знаю, что это ты. Больше всё равно некому.

«Ника»?! Ах ты Радуга, это он о Кошке! Ни черта он не понял! Он думает, что он у себя в квартире, — ведь в последнее время с ним жила Кошка! Спецназовец-Старший Ник-А! Плохо дело…

— Ника?

Никто не откликнулся.

— Ну что ещё за дела, — недовольно пробурчал Деметр и направился прямиком к двери. Где-то впереди, кажется, и правда мелькнула бежевая фигурка сиамской Кошки в миролюдской зооморфе. Показалось?

Ворча себе под нос нечто неразборчивое, Димка прошёлся по коридору в поисках неведомого «соседа», но, как ни странно, никого не обнаружил.

— Ника! Ну что за глупости? А ещё Спецназ! Ну и ладно, не хочешь показываться, и не надо.

Он развернулся и решительно шагнул к белевшему в тупике коридора проёму двери. А ведь там портрет остался, подумал я. Возможно, «Кошка» была только отвлекающим манёвром. И тогда…

Но я не успел закончить мысль: Димка замер на пороге комнаты и теперь смотрел туда, где неразборчивой тенью в контражуре окна появлялась, выбираясь из портрета, как из погреба, фигурка Той, которую он создал. Напряжённые руки упирались в стол, помогая телу сойти с холста: казалось, Ей приходится прилагать немалые усилия для того, чтобы покинуть опостылевшую белизну своей тряпичной колыбели. Наконец Она присела на край подрамника: теперь в картине оставались лишь голени и ступни, как будто она сидела, опустив ноги в воду. Посидев так недолго, Она вытащила их и спустила на пол, немного нетвёрдо ступая по новому для неё миру.

Димка всё это время стоял неподвижно, сам словно уподобившись скульптуре, не дыша и даже не моргая. Он наверняка с опаской и радостью ждал этого появления на свет, как ждут рождения ребёнка уставшие от треволнений родители, как терпеливый лепидоптерист ждёт бабочку, что вот-вот должна покинуть ненужную более куколку.

А я, забывшись, думал о том, каким могло быть рождение Шанталь. Ведь Валя не художник, а мадемуазель Дессанж была описана на простом тетрадном листке… Сошла ли она с него, подобно Созданию Деметра, или же её появление было не столь эффектным? Надо будет спросить Вальку при случае…

Однако постойте! Какое ещё рождение-появление?! Это же иллюзия! Значит, это не Она, не Создание нашего Димы! Значит, это…

— Наташа?..

Она склонила голову набок. Свет из окна настолько яркий, что я не вижу лица, а Димка не спешит подходить ближе. Может, он всё-таки чувствует подвох? «Наташа», значит. Ну да, конечно. Так, Дима, не торопись. Ты должен понять, что это всего лишь иллюзия. Но чего хочет добиться Искажённый? Вот главный вопрос. Если девушка сошла с холста, значит, это часть сценария. Что за этим скрывается? Может, это и есть Искажённый, — как тогда, у Вали, когда поганец замаскировался под меня? Проклятье, ну почему я не вижу эти клятые Изначальные Структуры?! И Димка, что характерно, тоже, — во всяком случае, не сейчас. Иначе он бы понял, я уверен. Он, конечно, не Сонни и не Рихард, но тоже парень талантливый. Давай, Дима, покажи класс! Разгадай эту загадку!

Пока я бесился, Деметр собрался с духом и шагнул к своему Созданию.

— Наташа, ты… Как же тебе объяснить? Жаль, что я не успел толком расспросить Вальку обо всём этом…

Она молчала, и это молчание действовало угнетающе, — по-крайней мере, на меня.

— Я — Дима. Я тебя создал, — наконец сказал Деметр. — Ты — Наташа. Запомни. Хорошо?

Он протянул ей руку — распахнутой ладонью вверх.

— Хорошо?

И тогда вдруг её рука — тонкая, длиннопалая — осторожно коснулась кончиков его пальцев.

— Хорошо.

Её голос был негромкий, нежный, с мягкими, певучими интонациями. Зазвучавший в ту секунду, он был настолько притягательным, что я растерялся. Где проходит грань между исполнением самой заветной мечты и самым изощрённым кошмаром? Если это — Искажённый, чего он хочет? Почему не действует? Что хочет он сделать с бедным художником, сумевшим вдохнуть жизнь в самое прекрасное своё творение?

— Деметр, отойди в сторонку.

Голос раздавался откуда-то сзади. Димка резко развернулся: на пороге стояла Кошка. Та самая Ника, Спецназовец-Старший. В лапах она держала две вскрытые бутылки с растворителем.

— Что ты делаешь? — спросил Димка.
— Ты в иллюзии, парень. А эта, сзади — никакое не Создание, а Искажённый, если помнишь такого. Не веришь — могу продемонстрировать, только отойди, а то тебя забрызгает, — ответила Кошка, подбрасывая бутылку правой лапкой.
— Нет.

Я ошалел. Нет, всё ясно, ситуация та ещё, но…

Но Димка не колебался. Он встал спиной к Наташе, заслонив её от Кошки, и раскинул руки в стороны.

— Я тебе не позволю. Я тебе не верю. Даже если это и правда иллюзия, Наташа не может быть Искажённым. Я её создал, она — моё Создание. Я не позволю тебе распоряжаться здесь.

Кошка тяжело вздохнула:

— Вот идиот. Не, ну а чего я, спрашивается, хотела? Парень, очнись! У тебя за спиной Враг! Ты защищаешь не свою Наташу, а Врага, понимаешь ты это, или нет?

Он не ответил. Он так и стоял, раскинув руки. Если, подумал я, эта Наташа действительно Искажённый, то он уже победил. Димка ни за что не поверит Кошке. А значит, Искажённый может или убить его на этом же месте, ударить в спину, или подождать, пока Димка разберётся с Кошкой.

Вопрос, однако, в другом. А именно: откуда здесь Кошка? Она смогла выйти в иллюзию? Каким образом? Или же она — часть иллюзии? Может быть, это она — Искажённый? Но кто тогда Наташа? Тоже Искажённый? Тьфу-ты, извращенец несчастный! Убил бы гада, если бы мог. Но ты не можешь этого сделать, Герман Сергеич, а потому думай. Думай: это всё, на что ты сейчас способен. Возможно, всё это и есть сценарий. Якобы противостояние, которое Искажённый разыгрывает сам с собой. И с Димкой, разумеется. Он хочет посеять в нём сомнение, хочет запутать его, — ведь именно это даст Неназываемому необходимое время. Так что, в принципе, не важно, какую роль он играет в этой «постановке»: пока что у него неплохо получается…

— Ладно, мне это надоело, — фыркнула Кошка. — Не хочешь отходить в сторонку — не надо. От бутылочки растворителя ещё никто не умирал, Деметр, так что если тебя забрызгает — на меня не вали, сам будешь виноват.

Итак, сейчас. Искажённый ставит акцептора перед трудным выбором. Ника или Наташа? Кому он поверит? Непохоже, чтобы он делал ставку на Кошку, но кто знает, что у этого парня в голове?! Кроме ненароком угодившего туда меня, конечно.

А может, я его просто переоцениваю?

— В общем, я тебя предупредила, — говорит Кошка и, замахнувшись, бросает бутылку в сторону Димки и спрятавшейся за ним Натальи.

Мысленно готовый ко всему, я заворожённо гляжу на летящую бутылку, как вдруг происходит что-то непонятное: свет меркнет, и на мгновение я оказываюсь в полной темноте. Однако буквально две секунды спустя я понимаю, что картинка перед моими (моими?) глазами сменилась.





Это уже не Димкина квартира. Нет больше никакой Кошки или псевдокошки, нет новорождённого Создания или псевдосоздания, нет даже бутылки с растворителем, летящей мне в лицо.

Теперь я обнаруживаю себя в просторном коридоре, наводящим на воспоминания о штаб-квартире ФСБ на Лубянке: большие окна, высоченные потолки, массивные деревянные двери, ведущие в неведомые кабинеты. У окон стоят обитые бежевой кожей банкетки, рядом — кадки с декоративными растениями. На полу — линолеум и ковровая дорожка. В окнах нет ничего, кроме белёсого дня, такого же, как у Димки. Наверное, в иллюзиях всегда так, думаю я.

Однако кто я на этот раз?

В том, что меня вновь к кому-то «подселили», сомнений нет: мой «носитель» решительно шагает по коридору в сторону очередной двери, на которой висит табличка с надписью «Дирекция». Интересно, а кто у нас директор? И в чьей я голове? И что стало с Димкой и остальными? Почему я выпал на самом интересном месте, в конце концов?! И почему не в бар, а снова в кого-то? Так, кто там у нас остался-то?..

Тем временем мой «носитель» подошёл к двери и, не утруждая себя стуком, потянул её на себя.

Дверь распахнулась.

— Значит, ты всё-таки вернулся? — спросил человек, сидящий на возвышении, смутно напоминающем…

Да будь я проклят!

Пространство Первого — вот на что был похож этот кабинет. Но вместо белизны Потустороннего пространства стены, пол и потолок сплошь покрыты тускло бликующим полированным металлом. А человек на «троне» — никакой не человек, конечно. Я узнал бы эту физиономию когда и где угодно, пусть он и стал ещё безобразнее, чем был до Падения.

— Значит, тебе всё-таки удалось сделать это, Рихард? — спросил Нирунгин Падший, Предатель.
— Да, Мастер, — ответил Рихард Збровски, новоявленный Реконструктор.
— Ты уверен? А что, если тебе это снится?

Выглядел Падший и правда своеобразно. Белёсая морщинистая кожа, кое-где покрытая пигментными пятнами. Слепые, затянутые кожистыми бельмами глаза. Атрофированные ушные раковины, вместо носа — две овальные щели. Остатки выцветших волос на голом черепе. И к чему такой маскарад, Двести Двадцать Второй? Будучи Духом, пусть даже Падшим, ты мог выглядеть как угодно. Впечатление на служащих тебе людей хотел произвести своей псевдовампирьей мордой? Дешёвый трюк. Хотя с людьми, наверное, работает. «Мастер» он тут, понимаешь ли…

Так-так, Кастальский, остановись. Не забывай: ты в иллюзии. Точнее, Рихард в иллюзии, а ты — в Рихарде. И Нирунгин — никто иной, как Искажённый, кто же ещё. Помнится, оригинал Дик разобрал на Изначальные Структуры; неужели повоевать под конец захотелось? А как же экономия энергии? Да и купится ли Рихард на эту дешёвку, учитывая тот факт, что он-то как раз видит Мир таким, какой он есть, а значит, способен отличить вымышленное от настоящего? Ты же об этом знал, Дзиттарен? Знал. Ты же выудил всю информацию из памяти Реконструктора. Тогда в чём тут подвох?

— Я не уверен, Мастер. Я знаю.
— Неужели? — Нирунгин рассмеялся. — Ладно, пусть так. И что же ты намерен делать теперь? Уничтожить меня?
— Я намерен разрушить твою иллюзию, Дзиттарен.

Искажённый смолчал. Потом разочарованно хмыкнул:

— Что, уже? Жалко. Я-то надеялся поморочить тебя хоть немножко.
— Напрасно. Ты ведь знаешь, я вижу Изначальные Структуры. Я очень хорошо помню, как выглядел Нирунгин на уровне Изначальных Структур, и слишком хорошо вижу разницу между ним и тобой. Возможно, я бы не сразу разгадал иллюзию, будь её автором Дух, потому что иллюзия на Изначальном уровне не сильно отличается от так называемой «реальности». Но ты давно уже не Дух, и выглядишь иначе. Да, кстати, Герман Сергеевич, я бы попросил вас выйти из моей головы.

Ась?

— Хочешь сказать, ты меня чувствуешь? — спросил я осторожно.
— Я вас вижу, — ответил Рихард. — Я ведь не глазами смотрю. Мне нетрудно переключиться на любой объект в зоне досягаемости, вне зависимости от того, в каком состоянии или форме он находится.
— Круто, — только и смог выдавить я.
— Выйти просто — как с Той Стороны на Эту. Окажетесь здесь, в моей иллюзии, — вы ведь видите то же, что и я.

А ведь мог бы и сам допетрить, Кастальский, о способе выхода…

Я глубоко вдохнул, как перед прыжком в воду, потом закрыл глаза… и вынырнул. Стоящий в сторонке Рихард едва заметно улыбнулся и помахал мне рукой:

— Добро пожаловать в нереальный мир, Герман Сергеевич. Скоро мы отсюда выйдем: в эти минуты Сонни разрушает иллюзию извне. Мне такое, увы, не по силам.
— А Димка?
— Да, точно! — спохватился Збровски. — Чуть не забыл. Сейчас к нему и отправимся. Надо парня вытаскивать, он последний остался. Не считая вас, конечно, — прибавил он чуть поспешно.

Искажённый похлопал в ладоши:

— Недурно, совсем недурно! А знаешь, Гермес, я, пожалуй, беру назад свои слова насчёт студентов. Они у тебя толковые. А уж этот чернявый — вообще чудовище какое-то. Нет, я, конечно, понимаю, парень Полуспектрал, все дела… Но рассеять мою иллюзию с этакой непринуждённой лёгкостью! Даже обидно как-то. Пожалуй, ребята, этот паренёк стоит всех вас, вместе взятых, включая Первого. Но если вы думаете, что победа у вас в кармане, вы жестоко заблуждаетесь. Фактически, вы уже проиграли. Да, к Ангелу и Смерти добавился тот парень со своим Созданием, но они, поверьте, погоды не делают. А Исток — он вот он, совсем рядом.
— Да-да, конечно, — невозмутимый Рихард, похоже, не придал словам Искажённого ровным счётом никакого значения. — Понимаете, Герман Сергеевич, какая штука с этим Падшим: он может существовать только в пределах собственных иллюзий. Духа по имени Дзиттарен давно не существует. Есть Искажённый — или Неназываемый, не важно. А Дзиттарен — не просто бывший Дух, наводящий иллюзию, он сам — иллюзия, все вместе и каждая по-отдельности. Сам создаёт, сам играет в ней роль (или несколько), всё сам — но только на иллюзорной «сцене». Воевать с ним нам не придётся. Воюем мы с Искажённым.

Я посмотрел на Дзиттарена. На секунду мне стало даже жаль этого бестолкового неудачника.

Однако на жалость не оставалось времени: иллюзия рушилась у нас на глазах. Предметы и обстановка, и даже сам Дзиттарен теряли резкость, словно плохая фотография. Мирок сбоил, мирок рябил; ещё немного, и всё будет кончено.

— Давайте, Герман Сергеевич, идёмте к Диме. Плотность луча иллюзии упала до минимума, так что мы можем без проблем перейти в соседний сегмент, — Рихард шагнул к полупрозрачной двери, за которой виднелся мутно-серый тамбур Димкиного коридорчика с белым пятном дверного проёма вдали.

Я в последний раз посмотрел на Дзиттарена: он улыбнулся, не сказав ни слова. В тот же миг Рихард открыл дверь, и декорации вновь сменились.





— Как ты ухитрился так быстро всё понять?

Реконструктор коротко рассмеялся:

— Не так быстро, как кажется. Я успел побывать даже в своих наркотических кошмарах. Но меня вытащил Валя. Они вместе с Сонни выбрались первыми и решили вытащить остальных. Впрочем, со мной и правда было полегче. Понимаете, Изначальные Структуры сами мне о многом напомнили. А потом появился Валя и окончательно развеял все мои сомнения относительно этого места. А теперь смотрите. Видите — Кошка?
— И что?
— А то, что никакая это не Кошка. Да и откуда ей здесь взяться? Спецназовец-Старший Ник-А приняла участие в битве с Искажённым ещё во время нашей тренировки. Зачем бы ей сидеть в Димкиной квартире?
— А… Тогда получается, Наталья…
— Верно. Она — настоящее Создание нашего Димы, — кивнул Рихард. Великая Радуга! Как же я хотел это услышать…
— Но как он смог завершить её, находясь в иллюзии?
— Для Созданий нет никакой разницы, в каком Мире или метамире находится Создатель. Их узы слишком прочны. Именно поэтому иллюзии на Созданий, в сущности, не действуют, точнее, не могут сдержать их, особенно если Создатель призывает Создание к себе, — закончил Рихард, входя в комнату, где бутылка с растворителем летела прямиком в широкую спину нашего Деметра, закрывшего Наташу своим телом.

Подойдя к летящей бутылке, Рихард спокойно взял её в руки и, проведя пальцами по горлышку, намертво запаял стекло.

— А почему для нас вся эта картинка выглядит статичной? Из-за того, что это чужая иллюзия?
— Совершенно верно. А теперь, Герман Сергеевич, похлопайте Кошку по плечу, пожалуйста.

Я послушно хлопнул лже-Спецназовца по плечу, попутно выдернув из лапки вторую бутылку. Кошка непонимающе воззрилась на меня, потом на Рихарда, потом витиевато выругалась и пропала.

— Отлично. Дима! Очнись! — прикрикнул Рихард.

Мастер Иллюзий вздрогнул. Продолжая загораживать Наташу собой, он развернулся к нам и прищурился:

— Дик? Герман Сергеевич? А вы что здесь делаете?
— Разрушаем иллюзию, Дима, — ответил Рихард. — Можешь не бояться за своё Создание: Искажённого здесь нет, и ей больше ничего не угрожает. Ну что? Покажешь её мне? Это Герман Сергеевич застал сакральный момент творения, а я-то ничего не видел.

Какое-то время он смотрел на нас недоверчиво, но затем, похоже, поверил — и только тогда отошёл в сторону, продолжая поддерживать девушку за запястья. Она выглянула из-за его плеча и теперь внимательно рассматривала нас с Рихардом.

— Не бойся, Наташа, это свои, — хрипло проговорил Создатель. — Этот вот, в очках — Рихард. А это — Герман Сергеевич Кастальский, наш командир. Ты его не бойся, он только на вид страшноват, но на деле очень добрый, э-э… Дух.

Наталья тихонько засмеялась, — а я понял, что в этот момент даже у бесстрастного Реконструктора перехватило дыхание.

— Очень приятно, я — Наташа. Меня так назвал Дима — мой Создатель.

И всё-таки она была… сказочная. Не могу подобрать другого слова.

Дик слегка поклонился девушке, потом посмотрел в окно и сказал:

— Что ж, эта иллюзия тоже начинает разрушаться. Когда Сонни закончит, мы окажемся прямо перед Истоком. Или вы хотели заглянуть в свою иллюзию, Герман Сергеевич?

И как догадался только.

— Хотел, хотел… Так что, Дик, оставляю ребят на тебя, — я одобрительно похлопал парня по плечу. — Ты молодец, отлично поработал. Вы все там молодцы, и Валька, и Сонни, не говоря уже о наших девушках. Так им и передай. А я… я скоро буду. Мне просто нужно ещё раз вернуться в Тадж-бек.
— Понимаю. Так или иначе, теперь вы сможете легко выйти оттуда, ведь благодаря Сонни иллюзия ослабла. В любом случае не задерживайтесь. Я думаю, нам очень понадобится ваша сила и ваши навыки Воина. В конце концов, вы же наш Командующий.
— А то как же! Ладно, пойду, — я помахал рукой Димке и Наталье. — Наташа, приятно было познакомиться. Дима, ты уж её береги, хорошо? И себя тоже береги. А я пойду, поговорю там… с товарищами. Скажите Гэб, пусть продержится ещё немножко. Я скоро буду. Точнее, мы скоро будем.
— А что, вы там не один? — удивлённо спросил Дима, но я не ответил. Я уже выходил через занюханный коридорчик и входную дверь в другие, ставшие уже совсем привычными декорации…





— Вернулся?

Здесь всё было по-прежнему. Пустыми гильзами о пол в ушах звенела тишина только что отгремевшего сражения. Майор Коростелёв сидел на полу, устало облокотясь о стену, а прямо передо мной, в пропитанной кровью белой рубашонке, прошитой пулями в трёх местах, с запекшейся кровью на животе и коленках, на свёрнутом в рулон ковре сидел мальчишка-Искажённый.

— Первый, а ты почему до сих пор здесь? Я думал, ты ушёл отсюда, как только иллюзия ослабла.
— Да, — майор кивнул. — В некотором смысле так оно и есть. В некотором смысле меня здесь и не было никогда… Ты-то зачем вернулся? Ты же мог выйти из иллюзии и возглавить свою команду в битве за Исток, как мы и планировали.
— Не знаю, Первый. Я… Я подумал, что… Ребята, они ведь решили проблемы своих иллюзий. А я — нет. Знаешь, тот сон… был моим личным адом. Представь себе: я входил сюда, в этот бар… Ты вроде бы входил следом, хотя я всегда видел тебя, то есть Коростелёва, как-то нерезко, размыто как-то… Потом вся эта история с Амином и… этим мальчиком. Потом женский крик, приказ, расстрел. А потом… потом я шёл к той самой двери — но оказывалось, что за ней тот же самый бар. И снова эти двое были живы, и снова ты вталкивал меня в комнату, отстреливаясь от охраны в коридоре, и снова крик, и снова приказ, автоматная очередь. Но та же самая дверь, возле которой они упали, вновь вела в бар. Всё повторялось, возвращалось в исходную точку, как будто я бродил по замкнутому кругу. Я тогда не думал, почему так происходит. Точнее, я винил себя в смерти мальчишки и считал эти сны своего рода наказанием за моё преступление. За эту казнь. Но это был сон. Разве можно что-либо изменить во сне? Разве можно во сне исправить ошибки прошлого?
— Очень надеюсь, что это риторические вопросы, — проворчал Коростелёв. — Ну и? Ты хочешь исправить своё прошлое здесь? В иллюзии? Ты понимаешь, насколько глупо это звучит? Эй, как там тебя, отродье, — обратился он к Искажённому. — Скажи этому идеалисту несчастному, что иллюзия — это не терапевтический гипноз для осознания и принятия своих ошибок. Эй? Ты там жив вообще?

Ответа не последовало.

— Наш непобедимый мститель как-то странно ведёт себя в последнее время, — сказал майор. — Ты, часом, не знаешь, в чём проблема?

Я пожал плечами:

— Всё почти закончилось, Первый. Наверное, он тоже думает о своих ошибках…

В моих словах почти не было иронии. Почти. Честно. Но, наверное, что-то пошло не так, — а может, именно так, как должно было. Может быть, именно этого Искажённый не смог вынести.

Он издал звук, напоминавший глухое рычание, — а я вдруг понял, что Падшего Духа по имени Дзиттарен и правда уже давно нет в любом из Миров.

Мой собеседник, мой мучитель, незадачливый мститель, — всё это был он, Неназываемый. Впрочем, теперь в нём не осталось ничего, кроме черноты, из которой он состоял. Ничего, кроме Ненависти.

Покрываясь тут и там чудовищными чёрными бубонами пустотного вещества, мальчик стремительно терял человеческий облик, превращаясь в безликое Существо из моего Межмирного кошмара. Он тяжело дышал, он молчал, — но это молчание было пострашнее любых угроз.

Вскоре Искажённый возвышался надо мной, казалось, напрочь забыв о майоре (чему я, откровенно говоря, был даже рад).

Остальное произошло слишком быстро.

Я не успел среагировать: Искажённый схватил меня за шею и с лёгкостью швырнул о стену, да так, что я вывалился в коридор через образовавшуюся дыру. Разрушив стену, он выбрался за мной. Он явно хотел убить меня, причём, похоже, не один раз. Да, это была иллюзия — но за пеленой ослепляющей боли мне казалось, что в моём теле не осталось ни единой целой кости.

Искажённый склонился надо мной, — а я пытался удержать в слабнущем сознании мысль о том, что его питают негативные эмоции, и он, похоже, нуждается в этой подпитке.

Цепкие липкие пальцы сжали мою шею. Безликая морда маячила в каких-то сантиметрах от моего лица.

— Верни… Верни мне… его…

Пройдёт немало лет, но я ещё не раз вспомню этот страшный голос. Голос, не похожий ни на что. Голос с изнанки Пустоты.

— Верни мне его…
— Кого… кого тебе вернуть, чучело ты несчастное?

Он заревел и, приподняв меня в воздух, что есть силы ударил затылком о пол. Ни один человек не пережил бы такого удара, ни в миролюдской реальности, ни в иллюзии — но по какой-то причине я всё ещё был жив, хотя и чувствовал, что мне осталось недолго. Нужно было уходить к Истоку, — или умирать и проходить всё это заново.

Он слишком долго изображал победителя, слишком долго скрывал свою настоящую сущность. Но теперь его план рушился, и ему больше не нужно было сдерживаться. Он кричал, он ревел, да так, что остатки иллюзорного дворца ходили ходуном:

— ВЕРНИ… МНЕ… МОЙ… МИР… ВЕРНИ МНЕ МОЙ МИР, ВЕРНИ МНЕ МОЙ МИР, ВЕРНИМНЕМОЙМИРВЕРНИМНЕМОЙМИРВЕРНИ…

Ну всё, подумал я. Теперь можно и умирать.

Звуки стихли, а свет померк, но я уже видел там, в беззвёздной дали нашего приёмного Мира — где-то у его кромки, у самого горизонта, под бесконечным радужным полотном Истока, — едва заметные фигурки немногочисленных участников этой Войны…

И огромную, в сотни раз выше, чёрную фигуру Неназываемого.



Часть 2, глава 24 - http://www.proza.ru/2015/08/18/195


Рецензии