Могут ли унизить знания?
«Тот, кто совершает дела, не обладая знанием, приносит больше вреда, чем пользы.»
Умар ибн Абдульазиз.
Знания и опыт.
Основные понятия.
Процесс передачи знания и его необходимость.
Ценность знания или можно ли «втюхивать» знания?
Выводы или бисер и свиньи.
Знания и опыт.
«Человек, обладающий настоящим знанием, понимает истину»
«Истинно знающий человек, никогда не пытается оценить знания. Не пытается определить количество знания.»
Индийские мудрости.
Знания - это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знания помогают человеку, семье, обществу, рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.
Научные знания доказательны, воспроизводятся знаковыми средствами языка. Научные знания воспроизводимы (в тестах, экспериментах, исследованиях) в максимальной достоверности.
Энциклопедия практической психологии о знаниях говорит, что чем сильнее они, тем более они становятся оружием, тем более знания становятся опасны. Знания – зафиксированная и проверенная практикой информация, которая может многократно использоваться людьми, для решения тех или иных задач.
Знания отличаются от умений и навыков. Например: я знаю как, но не умею. Недаром, в древней Индии говорили: «Опыт – основа знания и знание безплодно без опыта»
Глубинные знания отражают структуру и природу существующих процессов, протекающих в различных областях, могут использоваться для прогнозирования поведения объектов.
Например, разберём следующую ситуацию. Дети растут в семье, где постоянно говорится о смерти, о том, как всё вокруг плохо, как тосклива опасна и страшна жизнь. Слушая такие выводы из фактов, окружающего мира, дети, имея мало опыта, вступают на путь разрушителей, оставаясь на одном и том же уровне психического развития, так как они боятся приобретать опыт. Им проще общаться на том уровне, с которым они знакомы – на уровне разрушения, они сообщают миру о том, как он плох и главной целью в их подсознании становится цель – убрать плохой мир, так или иначе. Они начинают бороться с плохим миром и либо разрушают всё вокруг (и хорошее тоже, так как не видят его), либо самоуничтожаются. А происходит это в связи с тем, что окружающая информационная среда разрушающе воздействует на них и окружающих их взрослых, формируя пессимистические настроения. Таким образом, зная о воздействии информации на человека, мы можем прогнозировать его развитие. Так же как и развитие его познавательных процессов: восприятие, внимание, воображение, речь, развитие которых так же полностью зависят от тех знаний, которые человек в тот или иной период своей жизни получает извне.
Основные понятия.
Знание, посредством которого меня хотели оскорбить, может, по случайности, пойти мне на пользу. Ч. Лэм
Знание смиряет великого, удивляет обыкновенного и раздувает маленького. Л.Н. Толстой.
Унижение – порождение гордыни, тщеславия и обиды. Всем нам периодически приходится сталкиваться с ситуациями, когда нас пытаются унизить и оскорбить. И тут всё зависит от нас самих, от нашей реакции на происходящее. Причём, наша душевная реакция даже важнее внешней. Если в тот момент, когда нас унизили, наша душа наполнилась злостью и отчаянием — мы проиграли, даже если сумели сохранить на лице маску безразличия. Человека, который в любой ситуации сохраняет внешнее достоинство и внутреннее спокойствие, просто невозможно унизить. Никто нас не в силах унизить, пока мы сами себя не унизим! А унижаем мы себя трусостью, подхалимажем, угодничеством, завистью, ревностью, ненавистью, обидчивостью. Задетое самолюбие заставляет униженного человека всё время доказывать самому себе, что он ничем не хуже остальных. А поэтому он часто делается болезненно хвастливым, и порой прибегает к самой откровенной лжи, лишь бы выставить себя перед окружающими в наиболее выгодном свете. Даже объективная критика в свой адрес воспринимается таким человеком совершенно неадекватно и вызывает бурную негативную реакцию. Когда мы сами постоянно себя за что-то ругаем, когда мы всё время недовольны собой, когда мы заискиваем и раболепствуем перед окружающими, когда из кожи вон лезем, чтобы заслужить чью-то симпатию — этим мы сами себя унижаем и приобретаем привычку унижаться. А потом удивляемся, что не можем правильно и достойно себя вести в острых конфликтных ситуациях. Самоуважение никому не даётся просто так, его надо в себе развить, воспитать. Лучшая защита от унижения — высокая самооценка. А высокая самооценка напрямую связана с самоуважением. Хорошо, если родители с детства научили ребёнка любить и уважать себя. А если не научили? Никогда не поздно переломить себя и научиться самоуважению. Но это будет не просто и не быстро. Главное, работать над собой и, не сворачивая идти в правильном направлении — и тогда первые положительные результаты не заставят себя долго ждать!
Иногда самоунижение является хитрой манипуляцией, с целью вызвать к себе жалость и получить за это какие-то льготы или привилегии. Например, один из членов семьи вполне может разыгрывать из себя слабого и немощного, чтобы свалить с себя на других скучные обязанности по дому.
Только в одном случае самоунижение может быть достойно похвалы — когда человек сознательно отказывается от жизненных благ, чтобы победить собственную гордыню и тщеславие. Но таких примеров мы знаем немного…
В большинстве случаев сознательное самоунижение — это признание собственной слабости и ничтожности, это боязнь ответственности и желание обезопасить себя от малейших жизненных проблем. Если человек готов унижаться только ради того, чтобы не покидать привычную зону комфорта, его можно только пожалеть. Какими бы «уважительными» причинами не было вызвано самоунижение, оно всегда остаётся самоунижением и непременно увеличивает внутренний раскол в человеке, отражаясь на его самооценке самым плачевным образом.
Исследования доказали, что мозг активнее реагирует на воображаемую ситуацию унижения, чем на сюжет с любым другим настроением. Из всех исследуемых эмоций, именно оно требует наибольшей затраты личностных ресурсов.
Ричард Юхт отметил: «Если ты не унизил себя сам, ничто не в силах тебя унизить» Вообще это мнение встречается во многих направлениях психологии.
Гордыня – ложное чувство собственного превосходства над другими, надменность, высокомерие, кичливость, противопоставляется смирению, кротости и таит в себе элементы лжи, несправедливого отношения к себе и окружающим, пристрастия. Гордыня не должна иметь места в нравственности человека, ибо её воззрения противоречат Творцу, создавшему всех людей равными по возможностям.
Гордыня и тщеславие медленно, но неумолимо приводят личность к нравственной и душевной деградации. Стремясь удовлетворить ненасытное тщеславие, мы сами не замечаем, как теряем свои лучшие человеческие качества — доброту, сострадательность, лояльность, оптимизм, доброжелательность. Мы становимся мелочно обидчивыми, злорадными, мстительными, хвастливыми, завистливыми и готовыми на всё, лишь бы хоть на мгновение почувствовать себя лучше других.
Тщеславие – Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля определяет тщеславие, как свойство человека, выражающееся в жадном поиске мирской славы, стремлении к почёту, похвалам, в потребности признания окружающими его мнимых достоинств, и склонности делать добрые дела ради похвалы.
Бертран Рассел. «Философский словарь разума, материи, морали»:
Тщеславие, когда оно чрезмерно, в своих интересах лишает человека удовольствия от всякой деятельности.
Таким образом, тщеславие неизбежно приводит к безразличию и скуке. Его источником часто является неуверенность в себе, а средством избавления от него — рост самоуважения. Однако этого последнего можно достичь лишь путем успешной деятельности, вдохновленной объективными интересами.
Обида – реакция на обманутые ожидания. А на каком основании человек ожидает чего то от другого? Только в том случае если он знает другого лучше, чем себя. В психологии бытует убеждение ещё и о том, что склонен обижаться именно тот человек, который чувствует себя виноватым на подсознательном уровне.
Гордыня – эхо былого унижения. И наоборот – унижение – отзвук гордыни. Человек, лишённый гордыни всегда возвышен. Такого человека унизить не возможно.
Добро и зло - за определение добра и зла, я, как и Берестенко возьму следующие понятия: «Добро – то, что увеличивает жизнеспособность общества. Зло – то, что уменьшает жизнеспособность общества».
Воспитание – создание среды в которой ребёнок способен развиваться. Какова среда — таково воспитание.
Информация – первоначально - сведения, передаваемые людьми, устным, письменным или другим способом
Эготизм (Эгоизм)– гипертрофия эго, когда мои границы на замке и полностью раствориться, окунуться в происходящее с головой я не могу. Хрестоматийный пример человека, охваченного эготизмом, - чеховский человек в футляре, человек, застёгнутый на все пуговицы в психологическом смысле.
Процесс передачи знания и его необходимость
Лошадь можно подвести к водопою, но заставить её пить – нельзя. Народная мудрость.
Тот, кто мало знает, малому может и учить. Коменский. Я.
Не бойся незнания, бойся ложного знания, от него всё зло мира. Л.Н.Толстой.
Чтобы чему то научиться, ты должен осознавать отсутствие знания у себя внутри. Это требует послушания, а не эго. Индийская мудрость.
Исследования многих психологов, да и просто наблюдения, говорят о том, что:
Принять знания может лишь тот, кто хочет его получить.
Знания, передаваемые из любого источника, будут освоены и присвоены только в том случае, если человек считает, что знает меньше, чем может знать (отсутствие гордыни). То есть человек должен понимать, что здесь, в данном источнике знания, присутствует, что-то новое для него. В противном случае, всю информацию он отсеет, как безполезную.
Человек должен понимать, что способен научиться даже у животного, и, что дети приходят в нашу жизнь, чтобы чему-то нас научить.
Знания создают основу: опыта, морали, нравственности, тогда, как их отсутствие порождает следование толпе, конформизм, тиражирование общепринятого.
Знания отвергаются в том случае, если разум ещё слаб для их восприятия. Когда прежние шаблоны, стереотипы, системы, мышления вытесняют новую информацию, которая отличается от усвоенных знаний. Во избежания этой проблемы Лекторы, Учителя, Наставники, предлагают «забыть всё, чему учились до сих пор».
Процесс передачи знания только естественный. То есть получение информации через любой центр восприятия, это лишь получение информации. Усвоение информации происходит с учётом понимания человека, с учётом различения им добра и зла. Таким образом, если человек различает эти процессы, как и другие, он накладывает новую, полученную информацию на различение добра и зла, что возможно только с наличием опыта. Если ребёнок получает информацию, он верит ей, безусловно, если человек, который её преподнес, делал ему только добро. Если же «хороший» в понимании ребёнка человек сообщает ребёнку сомнительную информацию, тогда ребёнок накладывает её на свой опыт. Это возлагает особенную ответственность на тех людей, которые воспитывают ребёнка в раннем возрасте. От их слов, решений, от того, какую воспитательную среду они создадут, зависит то, как ребёнок впоследствии будет воспринимать полученную информацию. Какие знания в итоге, ребёнок приобретёт.
Можно ли человеку «втюхивать» свои собственные знания, думаю нет. Знания, это всё таки информация, помноженная на опыт, а как бы то ни было передать возможно, только саму информацию. Потом уже идёт длительный процесс превращения её в знание. То есть человек получил информацию, дальше, она должна пройти «верификацию» в соответствии с возможностями этого человека, со способностью его к различению добра и зла и как следствия правды и лжи. Зачастую, эта верификация проходит через опыт. А опыт начинает накапливаться с зачатия. Таким образом воспитание играет одну из самых важных ролей в формировании знания, наряду со способностью к различению.
Ценность знания или можно ли «втюхивать» знания?
Человек безсмертен, благодаря познанию. Гегель.
Знание нужно, чтобы действие стало сокровищем. Шихаб - ад- дин.
Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.
Традиционно, знания определяются, как важнейший компонент мировоззрения. Знание выступает, как поиск смысла внешней реальности, позволяют усматривать сущее, определять смысл, оказывают влияние на мораль общества.
Знание – важнейший вид ресурсов. То обстоятельство, что знание стало главным ресурсом общества, превратило индустриальное общество - в информационное. Например, рассмотрим, как работает знание, с позиции поговорки «Благими намерениями выстлана дорога в ад».
Поясним, что имеется в виду под каждым словом в фразе, с нашей точки зрения. Благие, благо, то, что приводит к добру, то есть к увеличению жизнеспособности общества. Намерения, то чего хотелось бы достичь, слегка просвечивающее на фоне цели, к которой двигаешься, Таким образом «благие намерения» - хочу сделать как лучше. Дорога в ад, здесь имеется в виду не мостовая к сковородке, а осуждение во всех смыслах. Самый тяжёлый ад при жизни у «благонамеренных» без наличия знаний – осуждение толпы. Итак перейдём откуда возникает ад у тех, кто намеревается творить благо. Всё очень просто – от отсутствия знания как такового.
Выводы или бисер и свиньи
Нужны ли человеку знания в современном обществе? Если нет, то может ли человек жить среди людей? Имеет ли право называться челом века?
Способен ли человек взять на себя ответственность за что либо, при отсутствии знания об ответственности?
На эти вопросы каждый сам себе обязан ответить!
Если же такой мощнейший ресурс, как знания, человек отвергает, то, действительно, стоит оставить его в покое, по крайней мере, до тех пор, пока он не начал творить очевидное зло «по незнанию».
И ещё. Наверное, не стоит бросать бисер перед свиньями. Хотя ни бисер, ни свиньи от этого не пострадают. Но очень тяжело собирать бисер там, где живут свиньи. Так же очень тяжело вернуть спокойствие и желание этим бисером, потом вышивать.
Если чётко, ясно, безповоротно: «я отказываюсь получать информацию, ведь с ней придётся жить, она превратится в знания, мне придётся отвечать за то, что имею» - возникают сомнения, а стоит ли применять знания там, где человек выбирает невежество по собственному желанию?
Вывод, следующий за этим: только сам человек решает, унизят его знания, или помогут. Как воспринимать знания – как способ самоунижения, или как жизненно важный ресурс.
Библиографический список:
Энциклопедический словарь. – издательство Москва.
Энциклопедия практической психологии.
Психологос -энциклопедипрактической психологии
Толковый словарь Даля. — 1863—1866
«Путь к Другому или о близости» статья http://www.b17.ru/article/34627/
Сведения об авторе: Петрова Екатерина Петровна, Психолог, МБОУ «СОШ №42»,г. Чебоксары, petrova.ep@inbox.ru, тел. 8-987-126-9778.
Свидетельство о публикации №215081500600