Матушка рассказ Галина Слинько

- Мама! Я приехал! С добрым утром тебя!
- Сынок!, что ж ты не сообщил?
- Зачем? Все замечательно! Принимай подарки. Все это тебе передала матушка Севастиана. Булочки, пироги, конфеты, кассету и иконы. Просила приехать, хочет с тобою познакомиться.
- Дай Бог ей здоровья. За что мне такая милость?
- Вот поедешь и спросишь, за что? Мама, знаешь, она очень добрая и молодая!.
- А мне говорили, что она женщина в возрасте.
- Не знаю, что тебе там наговорили,  но я бы дал ей лет тридцать пять, не больше.
Лишь через месяц я собралась в поездку. Все что-то мешало.
 Ждем такси, оно явно опаздывает, до отправления поезда остается 15 минут. Вышли к асфальту, служба такси сообщает, что такси выехало. Смиряюсь с тем, что не судьба выехать, сдам билет. Тут из-за поворота выруливает очень медленно старый  «Фольксваген». За рулем старичок со слуховым аппаратом за ушами. «Да, я тут перепутал улицу»,- спокойно сообщает он. Связь с ним односторонняя. Сам говорит, сам себя слушает, сам шутит.
«Успеем!» - весело смеется таксист. Я оторопело смотрю на него. Вижу, как хохочет провожающий меня сын, говоря при этом: «О, какое необыкновенное начало путешествия. Мама, я светло тебе завидую». Я тоже смеюсь, что поделаешь, (издержки пассажирских перевозок).
  И правда, успели. Поезд отправляется. Запрыгиваю в первый проходящий вагон. Проводник не скрывает восхищения, глядя на мою прыть.
«Крылья помогли?», - подхватывая меня под руку,  шутит он.
 «Сам Господь!»- отвечаю я.
Время в дороге пролетело незаметно. Подъезжаем.
 Караганда. Город - легенда. Степной богатырь. Угольный гигант. Бывший Карлаг-город, о котором я так мало знаю. Вот и небольшой храм Преподобного Севастиана - старца из далекой Оптины. Старца, который еще при жизни врачевал людей, в том числе и онкобольных. Росточком был мал, но сила духа была огромная. Выжить в Карлаге во времена гонений и репрессий без веры в помощь Божию было практически невозможно. Именно такой истинной верой обладал старец Севастиан. Вот уже почти полвека после его смерти едут к нему за помощью люди со всей земли. Поклониться его Святым мощам, попросить в молитвах об исцелении.
Необыкновенное тепло окутывает меня с первого шага, сделанного к вратам храма. Ощущение такое, как будто множество мягких, теплых, очень ласковых рук потянулись ко мне. В храме идет вечерняя служба. Неотрывно слежу за всеми таинствами. Пение хора довольно своеобразное, вроде все те же песнопения, что и во всех храмах поют, но как ненавязчиво, спокойно, в унисон служению священников. Комок подступает к горлу.
   Храм старенький, но какая-то особенная благодать чувствуется во всем. Уйти, даже мыслей таких не возникло. Закончилась служба. Вечер. Надо разыскать матушку Севастиану, на мой вопрос: «Где её можно найти?» женщина в часовенке проводит круг рукой по воздуху, отвечает уверенно: «А, где-то здесь!» - «Спасибо, я поняла». Обе смеемся. Выхожу на улицу. Ко мне быстрым шагом подходит монашенка. Кланяюсь ей в пояс.
 Приятным, несколько настойчивым голосом она мне говорит: «Поедете со мною, сейчас подойдет машина. Стойте здесь» - и так же быстро уходит куда-то.
-Хорошо, - отвечаю я. Ещё две девочки лет по 16-17 подошли, стали рядом со мною.
 -  А мы с вами едем.
- Куда едем, позвольте спросить?
- Сейчас матушка  всё скажет.
- Девочки, это и есть матушка Севастиана?
 -Да, это она.
Вспоминаю слова сына о возрасте. Явно полюбилась ему эта немолодая женщина, ровесница его восьмидесятилетней бабушки.   Хотя его бабушка в быстроте движений явно проигрывает. Таким было  моё знакомство  с матушкой Севастианой. Пока ждём машину,  мое воображение рисует портрет матушки.
...Маленькая женщина в чёрном одеянии,
В башмачках - волашечках на босых ногах,
Взгляд живой, врачующий, очень проницательный,
Видит мысли, душу каждого из нас.
Матушка тем временем благословляет пожилую супружескую чету, слышу разговор двух женщин, стоящих невдалеке от меня: «Вот всю жизнь прожили здесь, поехали в Германию, тяжело. Приехали к матушке за советом».
 А пара, поклонившись матушке, приняв от неё подарки, очень медленным шагом пошла к воротам, ведущим со двора на улицу. Подойдя к калитке, женщина как-то совсем уж безнадежно положила  голову на плечо мужа. А матушка вдруг таким ободряющим голосом говорит им: «Ну что вы, смелее идите! Скоро обратно вернетесь!».
Надо было видеть, какая невысказанная радость была в глазах этих не молодых людей!. Матушка тем временем обращается к нам: «Всё едем!  Девочки, укладывайте сумки. А вы не трогайте, тяжёлые»,- это обращение ко мне.
- Осторожней! Беритесь вдвоём.
- А что в сумках?  - спрашиваю я.
- Святая вода. Едем в онкологическую больницу, будем окормлять больных.
Мои мысли: «Что ж, хорошо. Надо - так поедем. Восемь часов вечера. Кого окормлять? Онкобольных? Кто придёт?.. Поздно! Вообще всё поздно».
Это люди, потерявшие радость жизни, Божью любовь. Обиды, презрение, глубокая печаль, тайная ненависть пожирают их души. Они потеряли смысл жизни, постоянно возвращаются к прошлому, ищут виновных, замыкаются в себе.
Слишком категорично? Наверное. Просто все это мне знакомо не понаслышке. Да, мы все обязаны поддерживать друг друга, помогая в горе. Но многие  просто не желают просыпаться ото сна.
Сегодня сам Господь даёт мне возможность быть участником того, как эта хрупкая женщина - матушка Севастиана будет пытаться разбудить людей, которые живут ещё, лишь благодаря сильнейшим лекарствам. Конечная цель любых лекарств - встряхнуть спящий, «плывущий по течению» организм либо-отравить его окончательно.
Двенадцать лет я  со своими детьми «воевала» за жизнь своего мужа, который болел тяжелой формой лимфолейкоза. Опыт этих мук мне хорошо известен. Отчаяние движет ими. Сколько сил надо иметь, чтобы жить с онкобольными людьми! Кому горше на этом свете в таких ситуациях? И кто большее несёт наказание, одному Богу ведомо. А надо так мало: с любовью проститься с прошлым и наполнить жизнь свою любовью, радостью, через Божью Веру Святую. Оказывается - это так трудно бывает сделать. Для некоторых людей даже и невозможно. Быстро темнеет, вот и подъехали к больнице. Зал потихоньку стал наполняться больными. «Батюшка Михаил сообщил, что задерживается на полчаса», - наклонившись ко мне,  проговорила матушка. Я киваю в ответ.
- Что  будете делать, матушка?.
 Она положила мне руку на плечо. Встала, выпрямилась. В зале полная тишина. Откуда-то из глубины своей ангельской души вынула она бодрый, молодой, уверенный голос.  Свою проповедь матушка начала с книги притчей:
«…Наказания Господни не отвергайте и не тяготитесь ими; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну.
Вашими болезнями Господь воспитывает вас для Царствия Божьего.
Бог реагирует на недостатки каждого из нас, потому что относится к каждому как отец к сыну, не равнодушно, а с великой любовью. Всё, что приходится терпеть в жизни, приводит нас к опытности, благоразумию и даже к мудрости. А это значительнее, чем злато и серебро.
 Премудрость, приобретенная в терпении, награждает своего обладателя миром души. Как только вы выйдете из этой тупиковой ситуации - страха, паники, депрессии и беспомощности - и позволите Божьей любви снова вернуться в вашу жизнь, болезнь отступит и может и вовсе исчезнуть. Примеров тому есть немало».
Дальше она рассказывает о Животворящем Кресте Господнем. Больные слушали с  большим вниманием. А я  продолжаю мысленно рисовать портрет матушки   
... Утешать умеет, кое-что предскажет,
    Что хотелось знать вам именно сейчас,
    Чтоб могли помыслить, есть немножко времени
     Попросить прощения, выплакать печаль.
   А Господь услышит, помилует, исправит,
    Матушкиной молитвой на добро наставит
    Наши очерствевшие души и сердца.
Себя отдала ты служению Богу,
Отбросив, как сор, суету,               
Чтобы жить для людей,
К Свету Божьему звать,
Даря всем  любовь, доброту.
   Бог послал нам матушку эту в утешение,
   Проповедь расскажет и стихи прочтет.
Девочки тем временем раздают крестики, а тем, у кого их нет, молитвословы. Матушка начинает читать стихи. Не перестаю восхищаться ею. Так вдохновенно может читать стихи только очень одаренный человек.
…Бывает в жизни больно, одиноко,
 Когда теряем, свет мы впереди.
 Прошу! Иисус, не уходи далеко,
 Ты для меня, что сердца стук в груди,
Ты - Жизнь, я жить одним Тобой желаю,
Всем сердцем я хочу тебя любить!
Служить Тебе до смерти обещаю
…И  посреди неверья верной быть.
Голос Христа  нас к спасенью зовет,
Мир и надежду сердцам подает.
Не отвергай этот голос любви,
Временный житель греховной земли,
 Он у тебя ничего не берет,
 Вместо погибели  радость дает.
     Еле сдерживаю слезы. Милая матушка действительно научилась любить людей и умело направляет на путь спасения тех, кто просит её помощи. Пусть Господь даёт тебе силы стоять на столь нелёгком посту.
  Тем временем подъехал  отец Михаил (задержали на телевидении, он ведёт там православный канал). С большим интересом смотрю, как он устанавливает на длинном столе четыре, красивейшего яркого письма иконы: Спасителя, Божьей матери, Святой Ветхозаветной Троицы, Пантелеимона – Целителя. Зажигает свечи и начинает читать молитвы об исцелении болящих. Очень сильные молитвы. В какие-то моменты у меня невольно закрываются глаза, я проваливаюсь в минутный сон. Затем он мажет всех присутствующих миром.
 Больные, несмотря на поздний час, не хотят уходить, просят поговорить с ними. Отец Михаил объясняет необходимость молитв и хождений в церковь, рассказывает о помощи Божией тому, кто с чистым сердцем взывает к Богу.
  Все это время меня не оставляло ощущение, что он как бы провидец.
 Стоит в моей голове возникнуть какому бы то ни было вопросу, он тут же выбирал момент и отвечал точно на мною поставленный вопрос.
   Каких необыкновенных людей посылает мне Господь для знакомства и познания чего-то доселе мне неведомого! Слава Тебе! Во веки веков! Служба закончена.
Больные как будто немножко смущены. Лица многих  наполнены каким - то другим светом. Светом надежды на помощь Божью. Веры в то, что дома их любят и ждут. Надо только совсем немножко потрудиться. Поверить в то, что всегда есть тот, кто любит нас больше всего, верит в нас и не хочет видеть нас унывающими и больными. Что болезнь он посылает лишь для того, чтобы вспомнили о нем. Покаялись в своих грехах. Попросили прощения. Чтобы снова почувствовали радость и любовь Божью. А Господь вновь и вновь опять совершит чудо Воскресения к новой жизни. Только теперь уже вместе с ним,   Творцом неба и земли.
  Прав был Ф.М. Достоевский, говоря,  что все самые серьезные проблемы у современного человека происходят от того, что он утратил чувство осмысленного сотрудничества с Богом в Его  намерении относительно человечества.
    Как темна южная ночь. Возвращаемся в храм.
День замечательный!. Вечер необыкновенный!
Уже половина двенадцатого ночи. Я подхожу к матушке, благодарю за поездку и признаюсь в том, что не поверила, что в столь поздний час кто-то придет на проповедь и на службу и что Святую воду, в таком количестве, больные разберут.
  Матушка устало улыбается: «Больной хватается за соломинку, Церковь Христова протягивает ему крепкую руку. Веру теряем. Любовь уходит. Начинаются проблемы. Все взаимосвязано».
Идем на всенощную. А после матушкиного благословения - трапеза прямо под звездным карагандинским небом. Людей тьма, но все довольны и счастливы еще одним хорошо прожитым днем.
...Пирогами вкусными всех она накормит,
  Тихо приголубит, мир в сердце пошлет
Сидя рядом с матушкой, спрашиваю:  - Матушка, я вижу здесь казахов, они  что, тоже христиане?
- Все мы дети Божьи, если бы не казахи, то в те страшные тридцатые годы ещё больше душ погибло бы в этих холодных степях. Казахи помогали и поддерживали ссыльных, как могли. Хоть и сами бедствовали. Батюшка Севастиан - вечная ему память! - любил и принимал всех.
  Люди отвечают ему добротой, памятью и по сей день. Храм, созданный им, принимает всех, с верой и любовью к нему приходящих.
Матушка поднимается, и все присутствующие встают из-за столов. Благодарим Господа! Все паломники дружно удаляются на короткий отдых. Скоро рассвет.          
 Утренняя служба. Сегодня  я  уезжаю домой.
После утренней службы матушка пригласила меня к завтраку, посадила рядом с собой.  Для меня большая честь такое внимание со стороны матушки. Её названая дочь  Людмила спрашивает у меня:
- Галина, вы ничего не рассказали нам о своём храме. Некоторые прихожане приезжают, чтобы посетовать на батюшек в своих приходах. А как у вас обстоят дела?
- Что вам рассказать?  Храм у нас величественный, благодаря умению хозяйственно руководить и хорошему вкусу нашего настоятеля, всё убранство выглядит просто великолепно. Архиепископ Чимкентский и Акмолинский Елевферий называет наш храм не иначе как собором, сама не раз слышала.
  Батюшка у нас молодой, строгий. В вашем храме после службы чувствуешь себя успокоенно, умиротворенно, уходить из храма неохота, время останавливается как будто, совсем его не ощущаешь.
               А наш батюшка, бывает, порой так всыплет всем после службы. При этом любит повторять, что горькое лекарство лучше сладкого. Иногда идёшь домой с таким тяжёлым чувством, будто именно ты виноват во всех грехах мира. Порою складывается впечатление, что исцеление одного недуга достигается за счёт насаждения другого, какой-то душевной пришибленности.
Странно, сама не желая того, получается,  и я тоже пожаловалась.
Слушая мой рассказ, матушка молча гладила рукой горбушку хлеба, отложив его в сторонку, она со вздохом  ответила: «Главное, чтобы мир между вами, прихожанами, в храме был. А батюшка за себя сам ответ понесёт».
Затем матушка Севастиана благословила меня в дорогу огромным душистым хлебным караваем,  повелела везти его в дом свой.
   И непременно отведать его с самыми близкими людьми. Ещё пожелала мне лёгкого пути. Поблагодарив матушку за гостеприимство,  мы расстались.
- Проводите, пожалуйста, меня до остановки, - прошу я Людмилу.
Не успели мы выйти за ворота, подкатило такси с очередной партией паломников.
Ох! Матушка! Все по слову твоему – легко!...
Непередаваемый покой, теплота наполняют моё сердце и по сей день, когда я вспоминаю поездку в Карагандинский монастырь и время, проведённое с необыкновенной женщиной - матушкой Севастианой. Правду сказал мне сын, отправляя в  дальнюю поездку: «Мама ты побываешь в гармоничном оазисе мира, любви и понимания».
Такое восприятие действительно пришло ко мне в этом благодатном месте, Карагандинском Михайловском монастыре во имя преподобного Севастиана
- старца из Оптиной пустыни, основателя и служителя до самой своей кончины в 1963 году.
 Пусть Господь хранит Вас, дорогая матушка, и всех,  кто верой и правдой служит Господу и людям в вашем Святом храме,  на долгие - долгие годы.








       


Рецензии