Живодер

Когда наступил долгожданный май и большая часть снега наконец исчезла, вместе с ней растаяли и остатки желания учиться. 7"Б" класс с радостью ухватился за вполне законную возможность прогулять занятия - поехать на экскурсию. Класс собрался поехать почти единогласно - 26 из 27 человек, один болел. Тема экскурсии не особенно интересовала молодые умы. Сопровождать стаю подростков, помимо классного руководителя Натальи Юрьевны, вызвалась ее подруга Светлана Евгеньевна, по совместительству учитель пения и мама одной из девочек 7"Б".
Так же 7"Б" в поездке сопровождала  экскурсовод  Полина. Это была немолодая дама с тихим убаюкивающим голосом; по возрасту она не уступала подругам-учительницам, но представилась без отчества, подразумевая, что можно к ней так и обращаться. Она сидела рядом с неприглядным и незапоминающимся безымянным водителем автобуса, вещала в микрофон о предстоящей цели поездки и во время длительных пауз пила чай из термоса с цветочками.

Поездка в туристическом автобусе без туалета была долгой. Были остановки для санитарных нужд, во время одной из которых несколько мальчишек успели покурить, зайдя поглубже в лес и пригрозив смертной карой за разглашение этого факта случайно забредшему в кусты ботанику; длительное нудное вещание Полины, под хруст чипсов; локальные места славы и достопримечательности, мимо которых проезжал автобус и которые обязательно нужно было посетить в другой раз. Спустя  полтора часа, после выезда за МКАД, автобус с 7"Б", наконец, добрался до места назначения.

Когда закончились долгие пересчитывания, сборы и переклички отстающих, туристическая группа, наконец, покинула автобус и, под руководством местного гида, отправилась на осмотр архитектурного комплекса музея-усадьбы, являвшейся целью поездки.

Наталье Юрьевне в принципе было трудно кем-то управлять, поскольку она была женщиной тихой и слабой. За ее доброту, а точнее слабость 7"Б" ее любил, но слушался редко, тем более - сейчас, когда весеннее солнце разогрело мозги молодых людей вплотную подступивших или уже вошедших в период полового созревания. От Светланы Евгеньевны так же было мало толку и помощи, поскольку темпераментами ее с классной руководительницей 7"Б" они совпадали. Таким образом, большая часть организационно-управленческих функций легла на плечи экскурсовода Полины.

По приезду функцию Полины взяла на себя местный гид, имя которой не отложилось в памяти даже у взрослых, не то, что у шумных и невнимательных детей. Полина, после передачи полномочий, отошла за автобус и облегченно закурила, глядя на удаляющийся 7"Б" и трех "надзирателей", как называли взрослых в классе. Третьего, местного "надзирателя" - гида постоянно было плохо слышно: она запиналась, дети, точнее подростки, постоянно шумели, терялись и отставали, а учительницы их искали и успокаивали. В итоге взрослые, выбившись из сил, решили, наконец, сделать перерыв.

Было объявлено полчаса свободного времени. Радостные школяры разбежались в разные стороны от измученных женщин, пообещав, что через тридцать минут обязательно вернутся.

Никита Корягин и Лёша Гранев знали друг друга лет с семи, как пошли в школу, может быть даже немножко раньше. Сначала они учились в разных классах - Никита в "Б", Алёша в "В". Но после смены классного руководителя родители Алексея посчитали, что ему стоит перейти в другой класс. Он если и возражал, то никакого вида не подал. Таким образом, Никита и Алексей учились вместе с пятого класса, а поскольку жили рядом, то вместе ходили в школу, друг к другу в гости, гуляли -  в общем дружили.

После объявления свободного времени Никита с Лёшей пошли искать что-нибудь интересное, попутно обсуждая фильмы, игры, сплетни, одноклассников и одноклассниц, интерес к которым все возрастал у двух друзей, да и у всей мужской половины 7"Б". Они шли по тропинке мимо какого-то здания, то ли входящего в архитектурный комплекс усадьбы, то ли построенного в советские времена. Подробности из объяснений экскурсовода ребята  или не услышали,  или не захотели услышать.

За зданием внезапно оказался милый небольшой садик, спрятанный от нелюбопытных глаз. В садике была деревянная летняя беседка и мангал. Мангал, судя по останкам углей, периодически использовался, но имел достаточно свежий облик. Скорее всего, он использовался кем-то из работников музея.

Садик с беседкой удивил ребят, но еще больше их удивил Антон Лозницкий, который что-то в этом садике обнаружил. Антон был тихим серым мальчиком, который часто болел и почти ни с кем не общался. Учился он тоже не особо хорошо, поскольку читал на уроках какую- то мудреную, по мнению одноклассников, фантастику. Отношение к нему у ребят было нейтральное. Ни подружиться, ни затравить его никто из класса не успевал из-за его постоянных отсутствий по болезни. Антон сидел на корточках настолько поглощенный находкой, что не видел ничего вокруг. Он не заметил ребят и вздрогнул, когда те вынырнули из-за угла усадьбы.

- Антоха, что там у тебя?- поинтересовался Никита.

Антон растерянно поднял глаза, он был настолько увлечен находкой, что не сразу смог ответить.

- Тут птичка. Прилипла.

Алеша с Никитой опустили взгляд и увидели плоское блюдо с куском приманки посредине. Приманкой служило не то мясо, не то кусочек рыбы. Рядом с ним распласталась, разбросав перья небольшая птичка. Она была не больше воробья, но рассмотреть ее расцветку не было возможности из-за бурого клея, которым дворник щедро намазал тарелку. Птичка была в неестественной позе, что наводило на мысли, о том как она сначала прилипла какой-то одной конечностью, а потом барахтаясь вся попала в плен бурой массы. Непонятно, на кого была рассчитана данная жестокая ловушка, - на крыс или на птиц, но медленная смерть, которую она предлагала, не могла не вызывать содрогания.

Птичка дрожала и чирикала.

- Надо ее вытащить - сказал Алеша, нарушив повисшую между ребятами напряженную тишину.

У Антона была бутылка с водой, ребята дали птичке попить. Они так и не поняли пила ли она или они просто намочили ей клюв.

Клей крепко держал хрупкое тельце. Мальчишки боялись что-нибудь переломать бедной твари. Не найдя другого выхода, они вытащили ее подсунув под грудку ручку. Птица громко чирикала от испуга или от боли, потому, что большая часть перьев осталась в миске, а может быть, что вероятнее всего и от того и от другого. Сквозь голую половину грудки, ребятам было видно как бьется сердце пташки. Птичка не могла даже самостоятельно прыгать, поскольку лапки постоянно прилипали к чему нибудь, но она несколько раз ощутимо укусила за пальцы Алешу, активнее всего взявшегося за ее спасение.

- Нужно ее как то очистить - подал голос Никита

- Как ты ее отчистишь? - нервно произнес Антон

- Давайте попробуем водой оттереть - сказал Алеша

Но вода собиралась каплями на слипшихся перьях. Попытки трех мальчишек очистить птичку не дали никакого результата. Они сами утомились и еще сильнее измучили комок клея и перьев, ранее являвшийся птичкой. В итоге, спустя некоторое время, она несчастно сидела, нахохлившись на бордюрчике, окруженная тремя перемазанными серым клеем мальчишками.
Как-то постепенно Никита первым охладел к бедной пташке.

- Я где то читал, что нельзя долго птиц в руках держать, у них с перьев стирается жир и они могут из-за этого заболеть, или даже погибнуть, - произнес он бесцветным голосом с постным выражением лица.

- Да какой-тут жир, у нее все в жиже этой.

- Да бросьте вы ее в кусты, или оставьте, она сама как-нибудь очистится.

Алеша и Антон непонимающе переглянулись.

- Как она очистится то? Она даже прыгать сама не может.

"Ребята!" вдруг раздалось со стороны усадьбы.

- Это же Наталья Юрьевна!

- А сколько времени?

Антон посмотрел на электронные часы, подаренные родителями, - свободное время, отпущенное детям взрослыми, как раз заканчивалось, пора было собираться у автобуса.

"Ребята? Вы где? Пора ехать!" снова раздалось со стороны усадьбы но уже ближе.

- Пойдем, сказал Никита.

- А птичка? Как мы ее оставим такую?

- Гранев, Корягин, Лозницкий! Мальчики, вы где? - Не умолкала Наталья Юрьевна.

Мальчики уставились на птичку, а она на них темными бусинками глаз, один из которых правда был немного заляпан клеем.

-Вот вы где, а что вы тут делаете? Курите что ли?

Тут птичка негромко чирикнула. Негромко, но достаточно слышно для того, чтобы классная руководительница обратила на нее внимание.

- Наталья Юрьевна, мы птичку нашли, - неловко оправдываясь сказал Антон, спрятав руки в карманы.

- Ой, что это с ней. Бедная.

Но жалость в глазах стареющей женщины скоро сменилась, точнее, смешалась с брезгливостью и стала тем самым отвратительным чувством, которое невольно испытываешь глядя на попрошаек в переходах метро.

- Да выпустите ее, она отчистится потом сама. Вдруг она больная, а вы ее трогаете.

Никита тут же подхватил:

- Вот и Наталья Юрьевна говорит вам то же, что и я. Отпустите, ничего с ней не будет.

"Наташ! Наташ!" вдруг прервал неловкую сцену голос Светланы Андреевны. Наталья Юрьевна оглянулась и увидела из-за кустов за беседкой крашенные блондинистые завитки подруги.

- Тут твои оболтусы опять курили.

Классная руководительница помрачнела. Уходя она обернулась к троице мальчишек:

- Ребята, только не берите ее с собой, она болеет наверно, отпустите в кусты.

- А как же? Тем более если она болеет? Надо же ей помочь, выходить!

- Да как ты ее выходишь?! - вставил свои три копейки Никита.

Наталья Юрьевна проигнорировала вопрос и отправилась с подругой разбираться с курильщиками.

Птичка снова попыталась ускакать, но слипшиеся лапки заставили ее неловко упасть с бордюрчика на брусчатку. Птичка больно ударилась головкой и гневно расчирикалась.

Алеша взял ее в руку.

- Ладно тебе, пойдем

- Да нельзя же ее так оставлять, она же ни есть, ни пить, ни даже прыгать не может. Ее же...Ее же первая же кошка съест или ворона, или ...крыса! Или с голоду помрет!

Антон же вдруг осознал, что помочь они ей ничем не могут. Никак ее не выходишь и не отмоешь. Даже если забрать ее домой, даже если ее почистить она может помереть просто из-за шока или из-за непривычных условий, ведь она все-таки дикая. Единственное, что они могут сделать – прервать ее мучения.

- Ребят, я боюсь ее уже никак не спасешь. Смотрите - половина перьев на тарелке, она еле шевелится и по-прежнему вся в клею. Я боюсь это уже не жилец, гуманнее всего будет ее пришибить, чтобы не мучилась.

Эта фраза тяжело повисла между троицей одноклассников, хотя каждый так или иначе успел подумать о том же самом.

- Нет, жалко ее. Оставьте вы ее тут, ничего с ней не случится, в который раз говорю!

- Да просто ты жопа ленивая, выходить ее слишком много мороки, а пристукнуть, чтоб не мучилась, у тебя кишка тонка!

- Чего?! Мне это раз плюнуть, я могу и человека так же, хлоп и нету, как комара!

Никита надменно посмотрел на Антона, усомнившегося в его грозности и смертоносности, поджал губы и взял лопатку для выгребания золы из мангала. Крепко сжав ее, он замахнулся над измученной птичкой. Он вспоминал как давил гусениц и колорадских жуков, отрывал крылья слепням, кидал лягушек в костер на даче, но это все было другое, не то. Это все было ради развлечения. Тех тварей не было жалко, они вызывали у Никиты отвращение. Он опустил лопатку, она выпала из ослабшей руки. Мальчик покраснел и резко пошел прочь от Алеши и Антона, плохо скрывая злые слезы досады.
- Да пошли вы на хер, гонореи, - пробормотал зло Никита подслушанное у старшеклассников страшное ругательство. Он ушел не оглядываясь, опустив плечи и предательски хлюпая носом.

- Я не смогу - сказал Антон, когда Никита исчез из поля зрения.

Алеша понял, что никто кроме него не сможет. Он поднял лопатку брошенную Никитой. Алексей замахнулся, вдруг птичка снова попыталась упрыгать, завалилась на бок и зачирикала.

- Антон, уйди, пожалуйста. Если ты на меня будешь смотреть, то и я не смогу.

- Ладно.

Алексей остался наедине с измученной тварью. Он пытался думать о сцене в каком-то просмотренном боевике, где раненный в живот солдат просил главного героя добить его; тот стрелял, смахивал скупую слезу и уезжал в закат мстить. Но все доводы и весь настрой ломались, когда он заглядывал птичке в глаза-бусинки. Несмотря на выдранные перья, на клей залепивший клюв, в глазенках читалась неуемная жажда жизни. Может быть Леша сам себя накручивал, но в тот момент он был уверен, что именно это он видел в бусинках над клювом.

- Прости, - прошептал он и сжал лопатку.

Лопатка прозвучала обвиняюще звонко. Птичка больше не шевелилась. Она лежала, неестественно выгнув головку. Глазки ее начали мутнеть. Под ней расплывалось небольшое пятно крови. Пустота в голове Алеши начала заполняться потоком мыслей, слово из бочки вылетела пробка или даже дно целиком. Но бочка эта была явно не с медом. "Ведь можно было ее выходить. Ты смалодушничал, выбрал самый простой вариант", "даже если ее бы ты стал ее выхаживать - не факт, что она выжила бы, лишь дольше промучалась", "я убийца, убил невинное живое существо", "вот бы кто эту ловушку поставил сам в нее попался и сдох в ней, со слипшейся жопой и мудями". Ответственность за совершенное, вместе с тяжкими мыслями, осели на Алеше нелегкой ношей. Он понял, что, скорее всего, будет волочить их на себе если и не всю жизнь, то достаточно долго, чтоб устать от них. Да это все уже тяготило его, хотя еще не прошло и десяти минут с момента казни.

Антон вырвал Алексея из мутного потока самобичевания. Он ждал его у угла соседнего здания. Глядя на одноклассника, Антон все и так понял и решил ничего не спрашивать, лишь неловко похлопал его по плечу. Ребята направились к автобусной стоянке, где их уже дожидался класс.

- А Никитоса ты не видел?

- Нет, наверно в автобусе уже.

- Хотелось бы, чтоб он там был. Не хочу тут задерживаться, надеюсь, не надо будет его искать.

Никита был уже в автобусе. Он надулся и сидел глядя в окно. Когда Антон с Алешей вошли в автобус под кудахтанья классного руководителя, ее подружки и экскурсовода, он сделал вид, что не заметил ребят. Однако когда Алеша вместо того, чтобы сесть с ним сел с Антоном, тот оглянулся на него, выпучив глаза то ли от обиды, то ли от удивления.

В следующий раз он оглянулся, чтоб прошипеть Алеше сквозь зубы: "Живодер!"

Весь оставшийся путь он занимался тем, что рассказывал желающим и нежелающим слушать о том, как Алеша раздавил птичку, о том, как она мучилась и о том, что нужно было ее просто отпустить, а не "выдавливать кишки лопатой и ломать крылья и лапки, прыгая по ним".

Постепенно вокруг Антона и Алексея образовалось поле отчуждения из шепотков за спиной и бросаемых украдкой взглядов. Никто из одноклассников, как это иногда бывает, не хотел услышать другой вариант рассказываемой истории. Только когда автобус подъехал к школе, и 7"Б" начал выходить, заводилы класса, которых за курение ловила Наталья Юрьевна, проходя мимо, отвесили Леше пару подзатыльников, не забыв бросить обидное "живодер". Наталья Юрьевна с Полиной, большей частью конечно Полина, не дали начаться драке. Светлана Андреевна в это время обсуждала приключившуюся историю со своей дочкой - пухлой и некрасивой.

-А что вы птичку убили, что ли? - недоумевая спросила классный руководитель.

Не услышав ответа и глядя на угрюмых ребят, она не стала выдавливать из них подробности. Было ли молчание достаточным ответом нельзя сказать точно. Но, что то в ней переменилось по отношению к ним, - прощалась она с ними холодно как и ее подруга, когда автобус привез 7"Б" к школе у которой их и забирал. Только Полина не то была в целом рада, что весь цирк закончился и поэтому тепло прощалась со всеми, не то решила поддержать Алексея и сердечно улыбнулась на прощание.

Алеша угрюмо и одиноко шел домой. Обычно он ходил с Никитой. Больше этого, наверно, не случится. Никита теперь общался со стаей задир и заводил класса, с парнями, которых сам раньше называл тупорылыми и безмозглыми. Он даже пошел с ними за школу, где они курили и гоготали, вместе со старшеклассниками. Может быть он даже сам решил закурить и сейчас, с непривычки, кашлял. Да и черт с ним, не друг он оказался, а тряпка, предатель.

Вдруг его окликнул и догнал Антон. Поравнявшись с Лешей он сказал:

- Лех, ты все правильно сделал. Пошли они все в жопу. Не было другого выхода

- Умом я понимаю это, а сердцем до сих пор не могу принять. Она ни в чем не виновата была, это дворник-гонорей виноват. Спасибо, что наперекор всему этому стаду со мной общаешься. Никита козел оказался.

- Я, в конце концов, там был и все видел, мне слезы глаза не заливали, я все достоверно помню. И, кстати, мне старший брат говорил, что нет такого слова - гонорей, есть только гонорея, - это неприятная болезнь, но не ругательство. Так что опростоволосится Никитос перед новыми друзьями как пить дать.

Вдруг раздался взрыв гогота из-за угла школы, Алексей с Антоном как раз проходили мимо и увидели как в краснющего Никиту, с бычком в руке, тыкают пальцем старшеклассники и заводилы из 7"Б", держась за животы.

-Ой, умора, гонорей, ну ты и скажешь!

Никита еще не плкал, но был близок к тому. Антон издевательски помахал ему рукой.

- Пока, Гонорей!

Если он что- то и ответил, то это потонуло в новом взрыве гогота.

Антон с Алексеем шли домой дольше обычного, во - первых - им было не по пути, а во-вторых - у них нашлось удивительно много общих тем. Фраза "давай дружить" не прозвучала, но оба ее услышали. Сложно дать какую-то оценку такому обмену, но смерть птички дала рождение долгой и крепкой дружбе, защищавшей от обидной клички "живодер", которую Алеша слышал за спиной до 11 класса, но не такой обидной, как "Гонорей", которую слышал в свой адрес Никита, главный по травле бывшего друга.


Рецензии