От Рембрандта до Модильяни

Московское издательство «Айрис-пресс» приготовило ценителям прекрасного великолепный подарок, запустив серию «Галерея великих мастеров». Альбомы новой серии отличает не только высочайшего качества полиграфия. В них содержится краткое жизнеописание художника, историческая характеристика эпохи, в которую он творил. Но самое ценное, что отличает новую художественную серию, это краткий, но весьма ёмкий,  комментарий, сопровождающий представленные в альбоме полотна и рисунки того или иного мастера. Таким образом, читатель получает всеобъемлющую панораму творчества каждого из представленных в серии мастеров.
Уже вышли шесть альбомов серии. Если следовать хронологии, то открывает серию величайший голландский живописец XVII века Рембрандт Ван Рейн, полотна которого украшают самые знаменитые музеи мира. Автор и составитель альбома Мелисса Рикетс прослеживает весь творческий путь живописца, начиная с полотна «Мученичество святого Стефана» и заканчивая последним автопортретом мастера, созданным в 1669 году, незадолго до смерти. Подробно описаны в альбоме герои знаменитых полотен «Урок анатомии доктора Тульпа» и  «Ночной дозор».
Творчество одного из самых ярких представителей импрессионизма Эдгара Дега представлено в альбоме, составленном и прокомментированном Жоанной Торрес Рамос. Как и у других мастеров этого художественного направления, палитра Дега претерпела существенные изменения. Более тёмные тона ранних полотен художника постепенно переходят в пронизанные солнечным светом холсты, написанные чаще пастельными карандашами. Несмотря на невзгоды, которые в последние годы жизни преследовали художника, живопись его оставляет в душе зрителей ощущение радости и света. Творчество Поля Сезанна представляет некий сплав двух художественных направлений – постимпрессионизма и авангардизма, который шёл на смену художественной культуре XIX века, смело, перечеркивая традиции прежних школ и направлений. Жоанне Торрес Рамос, которая является автором и этого альбома, удалось с огромным тактом и глубоким знанием материала рассказать об одном из самых замкнутых художников, который явился предтечей новых революционных направлений в изобразительном искусстве начала ХХ века.
«На первый взгляд может показаться, что вся жизнь Лотрека прошла на людях и потому известна, но это впечатление обманчиво. Глубоко ошибаются те, кто полагает, что достаточно мысленно  представить себе феерическую атмосферу Монмартра того времени, чтобы понять Лотрека, - писал один из знатоков творчества художника писатель-биограф Анри Перрюшо. – Яркий искусственный свет Монмартра чаще всего искажал облик Лотрека. Монмартр для него был не только декорацией, на её фоне он умел увидеть людей в их обнажённой сути. За нарочито беспечным весельем Монмартра  он, лучше, чем кто-либо другой, угадывал горькие слёзы. Он никогда не обманывался». Может быть, поэтому аристократ Тулуз-Лотрек сумел, как никто другой, показать весь блеск и всю нищету парижской богемы и парижского «дна». Автору альбома «Тулуз-Лотрек» Йорди Виге удалось представить творчество этого непревзойденного рисовальщика и самобытного живописца в динамике того бешеного ритма, с которым старушка Европа вкатывалась в новый век, где Лотреку будет отведено особое место создателя совершенно нового вида в изобразительном искусстве – плакатной рекламы. Хотя, на самом деле Анри де Тулуз-Лотрек является одним из самых блистательных живописцев постимпрессионизма.
В жизни Амедео Модильяни трудно отделить реальность от мифологии. Тем сложнее стояла задача перед составителями и комментаторами альбома «Модильяни»  Марией Соль Гарсиа Гальянд. Ей нужно было рассказать о жизненном и творческом пути художника, который за внешней эпатажной бравадой скрывал глубочайшую преданность искусству. «Каждый взмах кисти высасывает из меня кровь» - сознался он однажды. Он ушёл из жизни рано, в 35 лет. Спустя два дня покончила жизнь самоубийством Жанна Эбютерн. Его возлюбленная, его муза, мать так и не рождённого в ней ребёнка Моди. По-французски это дружеское прозвище звучит зловеще  - «проклятый» На ум сразу же приходят «проклятые поэты» - Бодлер, Верлен, Рембо. Но еще и великий Александр Сергеевич с его строкой: «гений и злодейство – две вещи несовместные». Модильяни был гением и его «проклятая» жизнь нисколько это непреложного факта умалить не может.
Имя Густава Климта столь же прочно связано с Веной, как имя Франца Кафки с Прагой. Апогей и агония Австро-Венгерской империи напоминают чем-то величие и крах Древнего Рима. Творчество Климта причудливое сочетание нарождающихся в Европе течений «арт нуво» и «арт деко»  с сохраняющимися элементами академической живописи и импрессионизма. Однако с каждым годом венская школа Климта становится всё более самодостаточной, декоративность его полотен начинает доминировать в его «золотом стиле», который наиболее ярко проявился в «Данае», «Поцелуе», картинах «Надежда II», «Юдифь II», «Смерь и жизнь». Альбом «Климт» Марии Соль Гарсиа Гальянд  - одна из лучших монографий о жизни и творчестве самого оригинального из венских живописцев, которого несправедливо причислили к декадентам. Впрочем, также несправедливо Максим Горький относился к творчеству Врубеля, причисляя его картины и панно к декадентскому искусству. Однако жизнь всё рассудила по-своему.


Рецензии