Огненный крест 19. Король Владислав и королева Анн

19. Некоторые подробности из жизни Лоренцо. Король Владислав и королева Анна.


       Дорога на Краков проходила через Кульмию: они заночевали в корчме, в которой были около месяца назад.
       Корчма «У Лысого Аиста» несколько изменилась, вернее, на ней появилась большая вывеска с изображением лысого аиста, легенда о котором, была уже более столетия на слуху у жителей Нессау и пригорода. Я упоминал, что строение походило на небольшой замок, что, в общем-то соответствовало действительности. В этом родовом гнезде, жил один из князей племени ливов – Живит. Было это давно, более полутора века назад. Противостояния ливов, латгалов, земгалов и прусов немецким крестоносцам, перерастали из стычек в целые сражения, с переменным успехом. Однажды отряд рыцарей-меченосцев, пограбив вволю округу, остановился у князя на постой. Ночью Живит, закрыв все двери и подперев ворота бревнами, поджег замок. Стены были толстыми, а у окон князь поставил крепких соплеменников. Тех рыцарей и воинов кто выпрыгивал наружу, добивали дубины и мечи ливов и латгалов. Когда замок пылал, на крыше башни заметили гнездо аиста с птенцом. Птица металась, пытаясь спасти своего малыша. Аист – птица вещая, его почитали многие народы, и он приносит счастье, поэтому несколько молодцов взобрались на башню и спасли малыша, а потом, устроив гнездо в другом месте, приманили в него и самого аиста. Была одна особенность: на птенце подгорели шерстка на голове. Прошло время. Князь погиб в одном из боев с меченосцами, не оставив наследника. Почти сожженный замок, долго пустовал, а затем, появился человек из земли прусов. Обходительный, он нашел язык с местным населением и они помогли ему восстановить левую часть строения. В ней и был открыт постоялый двор с корчмой. В один прекрасный день прилетел аист и свил гнездо на той самой башне. У него была одна особенность: голова была без перьев – словно их кто-то обжег. Те, кто помнили аиста птенцом, решили, что вернулся выросший малыш – вернулся на старое место. Были несоответствия: с момента тех трагических дней прошло около тридцати лет. Аисты столько не живут, но он – магическая птица плодородия, а пути Господни, как говорится, неисповедимы. С тех пор постоялый двор получил название: «У Лысого Аиста» и стал родовым занятием шести поколений того пруса, который прибыл много лет назад.
       Эту быль рассказал двум, остановившимся на ночлег, путникам, Ральф – хозяин постоялого двора. Им было о чем говорить между собой, но история мест по которым путешествуешь, всегда любопытна, и друзья охотно выслушали быль-легенду.
     – И так! Я к вашим услугам, друг мой, но абсолютно не знаю какого свойства может вам понадобится помощь? – поинтересовался Януш, сделав глоток пива из небольшого кубка.
     – История моя длинная, и мне придется коротко вам ее поведать, что бы, ваша милость, действительно решили, сможете оказать мне помощь или нет.
     – Я весь внимание! – кивнул собеседник и услышал рассказ, который мог бы послужить сюжетом для увлекательного романа Бертрана де Борна.
       Мы знаем почти все из истории жизни Лоренцо: сына королевы Неаполитанской – Иоанны. Кто его отец, ни он ни мы точно не знаем. Есть предположения, есть определенные наметки, но это пока и все. И если нам все же отпущено догадываться, кто это, то Лоренцо не имел об этом понятия.
       Плавно льется рассказ, раскрывая тайны, которые Лоренцо решил ему доверить. 
       Особенно Януша обрадовало известие о том, что у него есть любимая девушка. Невольное чувство ревности к новому другу, возникшее при расставании с Зелоной, мгновенно улетучилось. Его, едва ощущаемую смену настроения, заметил неаполитанец.
     – Ваша милость, был чем-то озабочен? – поинтересовался он, слегка улыбнувшись.
     – Нет-нет! – Януш покраснел и это не скрылось от его спутника. – Просто рассказ столь трогателен!.. Рад, что у монсеньора все разрешилось с Зейдой.
     – Да, нет! Не все! – вздохнул новый друг.
       Мы оставили его в тот момент, когда он с друзьями через переходы подземного города загадочного народа во главе касты «Посвященных», попал в полуразрушенный Храм богини Ники некогда возведенного в древнем городе Никоний, у гирла Днестра.
     – Зейда ждала меня и верила, что я появлюсь, и когда это случилось – нашей радости не было конца. Но положение было сложное! Никому не расскажешь, что под землей живет еще один народ, о котором остались лишь легенды! Защититься, не привлекая людей, было тоже невозможно. Я с Зейдой готовы были отплыть в Геную – там у меня друзья, как сказал падре Гуго, но Богдан воспротивился. Ему не хотелось нас отпускать, а нам не хотелось оставлять Монкастро. Это моя вторая родина, а первую я и не помню.
       Лоренцо говорил в пол голоса, изредка потягивая пиво из кубка. Вид у него был озабоченный и это понятно: многое из воспоминаний затрагивало сердечные чувства.
     – События последующих нескольких дней, показали, что нужно было принимать срочное решение. Через два дня после случившегося, с башни в ров упал Герек. Упал столь непонятным образом, что мы были обескуражены. Он просто разбежался и прыгнул в ров – это видела охрана башни. Герек был еще жив, когда я спустился к нему. Он трясся от страха и пытался что-то сказать. Моего друга не так просто испугать, но в тот момент Герек был в ужасном состоянии. Я разобрал лишь слова: «чудовище» и «шип». Когда глаза его закрылись и прервалось дыхание, со стороны Камр аль-кум подул сильный ветер. Внимательно осмотрев его, Богдан обнаружил небольшой шип воткнутый в шею недалеко от вены: он был отравлен каким-то ядом. Тем временем, тучи песка накрыли город, и видимость упала. У меня появилось нехорошее предчувствие и мы с учителем побежали в башню к Зейде. Появились вовремя: она руками и ногами отбивалась от двуногого «крокодила» – рядом стоял рогатый воин. Он выстрелил из трубки шипом мне в шею. Царапина неглубокая, но у меня закружилась голова и я чуть не упал. Выхватив меч, Богдан оказался возле кровати и отшвырнул «крокодила». Все еще испытывая головокружение, я набросился на рогатого воина. Видимо, они ожидали что я упаду, и моя реакция была неожиданностью. Невосприимчивость к ядам мне привита падре Гуго с детства. В следующую секунду «крокодил», прошипев что-то похожее на: «Тенон придет за ней! Забудь о сокровищах!», – исчез! В тот же момент пропал и тот, с рогами на голове. Мы бросились к Зейде. Она была напугана, но держалась неплохо. Осмотрев внимательно стены башни, мы не обнаружить ничего такого, что могло бы указывать на скрытый ход. Попытались получить более подробную информацию от Зейды, но она могла лишь рассказать, что это жрец Нила и его подручный воин, которых девушка уже видела в плену. Все остальное произошло для нее неожиданно. Те двое вышли из стены… – договорить ему не дал вошедший посетитель.
       Он появился внезапно – это был невзрачный человечек. Усевшись в углу, посетитель заказал кувшин пива.
     – Кажется, старый знакомый! – кивнул Лоренцо в сторону прибывшего.
     – Монсеньор запомнил его? – полюбопытствовал Януш, узнав Шимона, веселившего месяц назад своих товарищей небылицей про Кикимору и Вельнаса.
     – В ту грозу этот субъект всю ночь портил воздух – я чуть не задохнулся! – пожал плечами Лоренцо, не придав его появлению особого значения.
     – Думаю, мы не раз еще встретим его… но что дальше, мой друг? Как вы решили вопрос?
     – Никак! – обескуражено отреагировал Лоренцо. – Зейда, кроме того, что они появились из стены башни, ничего нового добавить не смогла. На следующий день исчез Мит. Падре Гуго отослал его к генуэзскому купцу, точнее агенту дома «Франческо и сыновья», Бертуччио Казолини, и тот прибыл через короткое время, но друга я больше не видел. – Не прекращая рассказ, Лоренцо глазами указал на Шимона: лицо того было бесстрастно, но повернувшись в пол оборота к друзьям, он явно старался уловить содержание беседы.
     – Да пусть себе… – пожал плечами Януш. – Все равно ничего не поймет. Он за мной следит.
     – Может избавимся? – предложил Лоренцо.
     – Может быть, но поближе к Кракову, когда узнаем, что он выведывает. Меду! – завершил Януш уже громко немного неровным голосом.
       Ральф мгновенно исполнил желание баронов. Два, украшенных орнаментом виноградной лозы, оловянных кувшина, оказались перед сеньорами.
     – Хмельной мед? – полюбопытствовал Лоренцо немного заплетавшимся языком и отпил глоток.
     – На живых травах настоян! – похвалился тот. 
       Друзья, сделав вид, что немного навеселе, продолжили беседу.
       Лоренцо доверился Янушу, что было не в его правилах, но тут, пожалуй, сыграла окончательную роль в налаживании между ними столь дружественных отношений, Зелона. Девушка, сама того не ведая, своей непосредственной искренностью и чистотой, убрала ту небольшую преграду, которая еще оставалась между двумя рыцарями. – Трудно представить, что у такого ангела может быть бесчестный кавалер, да и манеры Владетеля Лощины благородны – это сразу бросается в глаза! – сделал вывод Лоренцо вначале их путешествия. – Достойный рыцарь! Уважает противника и ценит честь и доблесть человека, кем бы он не был! – Подумал почти в то же время Януш, отметив, что такой друг – редкое явление в нынешнем мире.
       Эти мысли сблизили в известной степени двух бывших соперников, а некоторые подробности из жизни Лоренцо и краткий рассказ истории рода Владетелей Лощины из Вержбны, превратили их отношения в дружеские.
     – Нужно ли говорить, что я перевел Зейду в другую башню на второй этаж, в которой, на первом – была караулка, а на третьем располагался учитель Богдан, – продолжил Лоренцо. – Я не спускал с нее глаз, а когда уходил на поиски Мита, оставлял дополнительно у порога шесть охранников. При ней постоянно дежурили две няньки. Я же, устроился в башне, в которой случилось нападение на Зейду. Мита нашел на четвертый день возле огромного каменного шара. Узнал лишь по одежде. Лица не было, от плоти почти ничего не осталось. Возникло два вопроса: кто мог такое сделать? И каким образом он попал один в Камр аль-кум? Сам он не отважился бы отправиться в гиблое место. Не совсем отдавая отчет своим действиям, я стал ощупывать шар в поисках невидимого рычага, которым воевода Константин открыл проход. Зачем это понадобилось?.. Не знаю… наверное хотелось отомстить за Герека, Мита и любимую Зейду. Все происходило словно во сне: я нажал какую-то выпуклость и сфера открылась. С двумя воинами мы быстро пробрались к сокровищнице «Посвященных». Оставив сопровождение у входа, вошел внутрь. К, изумительной работы, золотым изделиям я был равнодушен, мне нужна была пропитанная смолами сумка с драгоценными камнями. Удивительной красоты и чистоты алмазы и изумруды – могли свести с ума. Я ничего не взял, хотя мог стать богатым как фараон Египта, лишь закопал в углу у стенки 5 самых крупных алмазов и три великолепных изумруда.
     – Причина? Вы могли действительно стать самым богатым в мире человеком!
     – По легенде – этим драгоценным камням более 2000 лет. С ними связана история очень древнего народа далекого и таинственного Египта. Я воспитан падре Гуго и пыркалабом Богданом в уважении к чужой чести и собственности. Да, и, соблазнись я, сколько бы прожил при этом? Кроме всего, рисковать жизнью людей, которые дали кров и воспитали меня, и ставить под удар мою Зейду – бесчестно и глупо!
     – Разделяю ваши понятия о чести и чувства, но вы спрятали драгоценные камни, а «Посвященные» могут решить, что вы забрали их с собой? – недоумевающе глянул на него Януш.
     – Не подумают. Я оставил на стене послание белым камнем, в котором предупредил, что любое действие против жителей Монкастро, учителей Богдана и падре Гуго и поиски Зейды – приведут к утрате подземным народом священных драгоценностей-реликвий бога Амона.
     – Кто это?
     – Древний бог египетского царства, которого уже нет!
     – Зачем же такая охрана и такое затворничество?
     – Жрец Тенон этого не знает, а может знает, да не рассказывает своему народу.
     – И что дальше?
     – Ночью они появились из стены. Ничего не отодвигалось, ничего не шумело – просто возникли три воина с рогатыми головами и два плешивых и высохших старца. Я ждал их, понимая, что вызов брошенный мною – не останется без ответа. Но я не думал, что их будет много. В башне-арсенале подле Зейды, дежурило ночью 8 охранников, подле себя я отставил одного. Усиленные наряды охраняли и падре Гуго с Богданом. Когда появились эти пятеро, я уже был с мечом в руках. Но на удивление, они подняли руки, показывая о мирных намерениях. Мне послышался голос одного из старцев, хотя, уверен, рот его не шевелился. – Верховный жрец Тенон понял мудрость твоего послания, и говорит тебе… Тут послышался голос исходивший от другого старца: Я Верховный жрец бога Амона говорю тебе: «Посвященные» оценили твою мудрость и знают твое бескорыстие. Ты много сделал для города Монкастро, а значит, и для подземного народа. Я не буду тебя преследовать на территории города и долины Камр аль-кум, но ты обязан отдать Великой жрице свою невесту Зейду, для посвящения в жрицы богини Нут. Если откажешься – ты должен навсегда оставить город Монкастро, и мы будем тебя искать три года, пока не появится новая девушка для посвящения в жрицы богини Нут. Эти три года на тебя будет объявлена священная охота. Тот, кто тебя убьет, будет удостоен смерти «Избранного». Тот, кто вернет в течении трех лет Зейду, станет моим приемником на посту Верховного жреца Амона.
     – То есть Зейду они не преследуют? – осторожно уточнил Януш.
     – По истечении трех лет, если они ее найдут, то принесут уже в жертву божеству Нила в виде «Крокодила», о котором я рассказывал!
     – Удивительная история… чем могу помочь?
     – Съездить со мной в Геную и забрать оттуда Зейду. По возможности, где-то подле вас, мой друг, я бы купил замок и чувствовал, что моя любимая, в относительной безопасности.
     – Но даже здесь, в лесу, в вас стреляли!
     – Стреляли те, кого я вижу! Не хочу раньше времени их убирать, чтобы не были присланы новые – те кого я не знаю. Вместе с Зейдой мне не так просто будет их обнаружить.
     – Зенек обнаружит! – отреагировал Януш.
     – Ваш слуга?
     – Скорее верный друг! Он из обедневших рыцарей, и служит мне больше из привязанности. Его мать Рада, моя кормилица и когда умерла моя мать, заменила мне ее. Но каким образом Зейда оказалась в Генуе? – завершил Януш вопросом.
     – Через день после встречи с двумя «Посвященными», я отплыл с ней на бригантине в Геную. Она находится там под покровительством торговой компании «Франческо и сыновья» – это мои друзья, точнее друзья моей покойной матери Джованны – королевы Неаполитанской.
     – Она не христианской веры? Как вы решили сочетаться браком?
     – Сложный вопрос! Даже ее отец, согласен на принятие ею христианской веры, но Зейда, пока не решилась!
     – Вы имеете право на трон?
     – Нет! Я незаконнорожденный!
     – Третья часть незаконнорожденных сыновей становятся правителями!
     – Мне трон не нужен!
     – Возможно, Зейде это помогло бы принять решение, да, и таким родовым наследием не пренебрегают! – заметил Януш.
     – Я многое знаю от падре и книг прочитанных под его руководством о том, к чему ведут тщеславие и стремление к власти. Мне это не нужно. У меня есть любимая девушка, которая вскоре станет моей супругой: я хочу лишь счастья для нее, и радостного смеха детей для нас обоих.
     – И все же, ваша девушка, как она отнеслась бы к тому чтобы стать королевой?
     – Она знает! Ей рассказал падре Гуго в надежде отговорить от нашей любви.
     – И? – вырвалось у Януша.
     – Она ответила, что ей не нужны королевства, ей нужен только я, и что нет ничего на свете, что могло бы повлиять на ее решение быть всегда рядом со мной!
     – Прекрасно сказано, но если вы хотели найти здесь спокойствие, то это проблематично. Грядет война с Орденом! Жестокая и кровавая битва за существование двух огромных воинских сил.
       – В окружении ваших близких и домочадцев, мне будет спокойнее, а в Генуе много иноверцев – Зейде опасно там находится.
     – Вы, мой друг, на стороне Ордена, а замки принадлежат польским баронам, как тут быть?
     – Кто вам сказал, что я на стороне Ордена?
     – Вы выступали на турнире… – недоуменно глянул на него Януш.
     – Я же вам сказал, что хотел познакомиться! – усмехнулся Лоренцо. – То есть, померятся с вами силами.
     – Значит вы слышали обо мне раньше?
     – Слышал в Генуе от одного славного рыцаря, точнее старого сеньора.
     – Не скажете, как зовут?
     – Узнав, что я собираюсь вернуться в Геную, он попросил меня разыскать вас и уговорить прибыть со мной, не открывая его имени! – произнес Лоренцо, с легким сожалением.
     – Теперь понятно, почему вы меня вызвали на поединок!
     – Для знакомства. Старый сеньор знает о вас многое, и то что вы искусный боец, и то что потеряли отца – все ему ведомо!
     – Вы меня интригуете! Это нечестно.
     – Конечно! – рассмеялся Лоренцо. – И вот в этом мне крайне повезло! Дорога в Геную полна опасностей. Пока я с Зейдой прибыли туда морским путем, на нас два раза нападали пираты. Слава Всевышнему, капитан и экипаж каравеллы были опытными матросами, но второй раз я свою невесту такому риску не подвергну. Мне нужен надежный спутник, которому можно доверять и, на которого можно рассчитывать, так что мне послала вас сама судьба.
     – Такое совпадение! – покачал головой Януш. – Старый сеньор просил вас меня уговорить приехать? Это как?
     – Нами руководит провидение, верим мы в это или нет! Ничего случайного не бывает – все идет по четко намеченному плану Вселенского бытия, – отреагировал Лоренцо. – И я рад этому!
     – Наш шпион уже спит, пожалуй и нам нужно вздремнуть – завтра длинный путь! – завершил Януш и они устроились на длинных скамьях укрытых овечьими шкурами.

*******
       Краков встретил их жарким июльским солнцем. На воротах внешних крепостных стен Януш поинтересовался у караульного: не прибыло ли посольство архиепископа гнезненского Миколая Куровского и Зындрама из Машковиц из орденских земель. Получив отрицательный ответ, он слегка нахмурился. Несмотря на желание примаса, чтобы Януш поторопился и попал к королю независим от посольства, в его расчет вовсе не входило, опережать учителя и наставника. Пока он советовался с Лоренцо, как правильно поступить, следовавший невдалеке Шимон, растворился в толпе горожан, и наши друзья, наконец-то избавились от назойливого соглядатая.
       Первоначальное желание его убить, само собой исчезло, когда при пересечении Вислы, им довелось спасти этого самого Шимона. Одна из трех лодок: вторая по счету, при переправе попала в водоворот. Следующая за ними фелюка, с нашими друзьями и несколькими горожанами и с благопристойной семьей, состоящей из родителей и шестнадцатилетней дочерью, оказалась в той единственной близости, когда раздумывать не приходилось. Лоренцо и Януш мгновенно прыгнули в воду. До берега было недалеко, но из восьми горожан, спаслись лишь четверо. Двое – сами выбрались, одного – спас Януш, второго – Лоренцо. Последним оказался никто иной, как Шимон – пердун из таверны. Не пишу больше шпион, потому что наши догадки, были всего лишь догадками, ведь могло быть простое совпадение.
       Уже на берегу, Шимон стал на колени перед Лоренцо и сказал со слезами:
     – Моя жизнь отныне ваша, мой сеньор! Располагайте мною, по своему усмотрению!
       На столь трогательную сцену, спасенный получил лаконичную фразу:
     – Ваша жизнь принадлежит вам, и вы мне ничем не обязаны!
     – Поступок истинного христианина, и если монсеньор позволит мне славить его имя, я буду это делать при каждом удобном случае! – отреагировал благодарный человечек.
     – Наоборот, я попрошу не упоминать моего имени в связи с этим случаем, потому что, как вы изволили заметить: это долг каждого христианина прийти на помощь ближнему.
       Человек спасенный Янушем – оказался ксендзом. Он также возблагодарил Бога и своего спасителя, но уже не так ретиво как Шимон.
       Вздохнув свободней при исчезновении последнего, друзья пребывали в неведении, как поступить и направили лошадей в таверну «Сломанная подкова». В этом, вполне приличном ухоженном заведении, Януш часто останавливался с отцом, когда Зындрам хотел собраться с мыслями и некоторое время не появляться при дворе. Их приветливо встретил, хорошо знакомый ему, трактирщик Мацько и предоставил просторную комнату с двумя кроватями, и хорошо прожаренным окороком годовалого теленка с кислыми огурцами, капустой и большими ломтями желудевого хлеба.
       И то и другое нашим друзьям было крайне необходимо. Долгий путь занял девять дней и нормального отдыха они еще не видели. Приведя себя в порядок и немного отдохнув, друзья стали думать, что предпринять: идти к королю, или ждать приезда посольства. Когда солнце перевалило в западную часть небосвода, в дверь постучал Мацько и сообщил, что прибыли посланники короля. Судьба сама распорядилась как правильно поступить. Оказывается, караульный, доложив дежурному офицеру о двух сеньорах, интересовавшихся прибытием посольства с орденских земель, тут же получил приказ следовать к его величеству с уведомлением, что прибыл тот, кого при дворе так долго ждали. Почему реакция самого короля не последовала незамедлительно? Видимо, его величество, хорошо понимая усталость Януша от длительной дороги, попросту дал ему возможность привести себя в порядок и немного отдохнуть.
       Королевская резиденция была полна народу, но в приемной зале Януша ждал великий коронный маршалок Збигнев из Бжезя и нотарий Збигнев из Олесницы. Поприветствовав двух рыцарей, маршалок, учтиво представив Лоренцо нескольким польским придворным, увлек шляхтича в королевские покои.
       Через несколько минут Владетель Лощины переступил порог уже известной нам и ему залы Вавельского замка. Камины горели и летом, правда с меньшим потреблением стволов деревьев. Сырость свойственная каменным сооружениям с трехметровой толщиной стен, не исчезала даже в жаркую погоду.
       Король сидел перед огненной феерией и задумчиво глядел на языки пламени. Невдалеке стоял подсудок Зигмунд из Бобова и читал заготовленные указы. Заслышав скрипнувшую дверь, его величество живо поднялся и с несвойственной для него быстротой обернулся.
     – Мы ждали вас, мой друг и наконец-то дождались! – прозвучало из королевских уст, как-только Збигнев из Бжезя доложил о прибытии Януша из Вержбны. По знаку короля великий коронный маршалок остался.
       Ступив вперед несколько шагов, Януш преклонил колено и вымолвил с почтением:
     – Рад видеть ваше величество в добром здравии! Примите самые искренние и глубокие заверения в преданности вашему величеству и ее величеству королеве Анне.
     – Принимаю твою преданность, но об этом мы еще поговорим, а сейчас у меня и ясновельможного Збигнева из Бжезя, к тебе масса вопросов, на которые мы ждем ответы! Что миссия? Говори при нем! – король кивнул на подсудка Зигмунда.
       Больше года назад, великий коронный маршалок готовил Януша к секретной миссии на Западе, поэтому безусловно, все сказанное молодым дипломатом, касалось его в равной степени, как и короля Владислава. Рассказ последовавший из уст нашего героя, мы отчасти, уже знаем, а отчасти – предстоит узнать несколько выше.
       Отношения между Востоком и Западом были всегда витиеваты, двусмысленны, полны лицемерия, недосказанности и крайне размыты. Мы привыкли принимать дипломатию Нового и Новейшего времени, как нечто классическое. Нас поражают кардиналы Ришелье, Мазарини, Талейран – интриганы-дипломаты Франции; мы вполне склоняем голову перед умом барона Остермана, графа Бестужева, Горчакова – не меньших интриганов России, отдаем должное гению дипломатии Бисмарка и, безусловно, не забываем все дипломатические хитросплетения вокруг трона Наместника Святого Петра. Ну, а что же Позднее Средневековье в Восточной Европе, то есть в землях Польши, Литвы, Прибалтики, Смоленском княжестве, Новгородском и Псковском княжествах а позднее феодальных республиках? Что там? И что собой являла Средняя (Центральная) часть Европы, именуемая Священной Римской Империей, хотя историки ее называли лаконично: «Немецкая империя, или Германская». В ней курфюршества, княжества, герцогства, словно грибы в дождливый день, то прирастали территориями, то исчезали вовсе, то опять возрождались? Именно здесь творилась необычная дипломатия подчиненная Императору, но, которая, ежедневно менялась, выражая интересы тех или иных правителей и родов. Тысячи агентов (понятие шпион мало соответствует значению важности этой миссии) из дворян, и, даже баронов, служили при дворах соперников своих господ и сюзеренов, тысячи трубадуров и труверов перемещалось труппами по просторам Европы, тысячи замаскированных под купцов, агентов выведывали тайны необходимые для усиления господина и ослабления противника. Труд этот опасен и под силу лишь мужественным людям, понимающим важность своей миссии. Мы редко задумываемся над смыслом двух фраз-понятий: пойманный неприятельский агент – всегда получает презрительный ярлык – «шпион», но такой же агент, уже с этой стороны в стане врага – носит гордое название «разведчик». То есть собирательный образ героя Исаева под псевдонимом «Штирлиц» – это безусловно герой, но любой Вайсман, Джеймс Бонд или Робер с Западной стороны – это «подлый шпион». Так вот, герой этого романа Владетель Лощины, Януш из Вержбны – был не только искусным бароном-воином и благородным рыцарем, он был верным слугой своему сюзерену и выполнял самые опасные дипломатические и секретные поручения короля. Почему ему, такому молодому доверили столь ответственные задания? Ответ прост: его отец Зындрам из Вержбны занимался тем же. Именно по этой причине у него произошел когда-то конфликт с Куно фон Лихтенштейном – молодым достаточно спесивым фогтом Самбии. Этот судебный выразитель интересов Гроссмейстера, попался на лжи против короля Владислава со стороны Ордена. Верховный комтур Конрад фон Валленрод, разгневавшись на кумерляндского епископа, приказал в 1390 году отрубить правую руку всем мужчинам его епископства. Когда пришло отрезвление от столь вопиющей жестокости и папа потребовал от Валленрода объяснений, тот поручил ловкому фогту Куно фон Лихтенштейну подать это, как акт мести польского короля. Зындрам из Вержбны с помощью Збигнева из Бжезя легко изобличил ложь и помог епископу Кумерляндии, от имени короля Владислава, востребовать компенсацию семьям пострадавших кормильцев и их родственникам, а также самому епископу. Орден тогда потерял не только огромную сумму денег на выплаты компенсаций, но и расположение папы. Король высоко оценил эту заслугу, хотя подобных случаев было немало. Несколько дипломатических миссий было поручено Зындраму в Московской Тартарии: в их участии, с дозволения короля, он привлекал и Януша. В подготовке и заключении Радомской унии с Витовтом, отец и сын вместе с подканцлером Войцехом Ястшембецом, мечником Зындрамом из Машковиц, подскарбием Димитром из Горая, маршалком Збигневым из Бжезя, приняли самое деятельное участие. В битве с тевтонскими рыцарями в 1403 году, молодой шляхтич Януш спас короля Владислава от меча орденского комтура из Хрисбурга – Бургхарда фон Вебека. В тот день сам король посвятил Януша в рыцари.
        По всем этим и многим другим причинам, после вероломного убийства Зындрама из Вержбны, король сделал своим доверенным лицом по секретным вопросам, молодого, но испытанного, верного и зарекомендовавшего себя умным деятелем, сына своего бывшего дипломата – теперь уже Владетеля Лощины, Януша из Вержбны.
       Когда читателю стало немного ясно, какую роль играл род Владетелей Лощины из Вержбны при дворе польского короля, становится понятным и какого свойства информацию ждал от молодого барона-шляхтича его величество.
     – Мир ждет войны и мир готовится к войне! – завершая свой рассказ, подвел итог Януш. – Правители понимают, что эта борьба между христианскими Востоком и Западом, может навсегда определить дальнейшее развитие человечества.
     – Мы не готовы к войне! – покачал головой король. – Ох как не готовы. Но если будут затронуты интересы Литвы – в стороне не останемся!
     – Это записано в Радомском договоре шесть лет назад марта одиннадцатого дня! – согласно кивнул Януш. Король взглянул на него с интересом, а коронный маршалок улыбнулся.
     – Ваша милость помнит условия унии?
     – Все до единого! – лаконично отреагировал тот.
     – Всем бы так, а то ведь только меня интересует, то что записано в грамотах, ясновельможного пана Збигнева, – король кивнул на маршалка, – а соблюдать никто не желает! Значит пан Ян из Троцново поддержит унию… это славно! Чешские рыцари прекрасные воины! – закончил его величество совсем другой фразой.
     – С ним будет отряд примерно в тысячу мечей – может больше. Но он предупредил, что рыцари из императорского окружения выступят на стороне Ордена.
     – Было бы единомыслие в наших Великопольской и Малопольской шляхте! – произнес Владислав с досадой. – Дерутся между собой словно псы! За дюйм земли, за неосторожное слово, за пустячную обиду – нападают друг на друга и выбивают целые рода с их гродами.
     – Перед таким врагом нужно все силы собрать в кулак, забыть все обиды – иначе можно все потерять! – согласно кивнул Януш.
     – Этим, твоя милость и займешься, но позже! Вместе с коронным маршалком, Зындрамом из Машковиц и Завишей из Гарбова, проведете коллоквиумы, то бишь сеймики, когда придет время... а сейчас мой тебе приказ: опять ехать на Запад и Срединные земли. Ищи нам рыцарей, но ищи тайно! Мы не знаем, когда разразиться война, но должны быть готовы к ней уже через несколько лет!
     – У меня конкретное задание? – спросил Януш.
     – Мы не ограничиваем вашу милость – важен результат.
     – Выеду сегодня же! – поклонился Януш.
     – Наши подорожные и верительные грамоты и грамоты императора Рупрехта на ваше имя и десятерых сопровождающих вас особ, подписаны мною и императором – коронный маршалок вручит их!
     – Десятерых? – удивился Януш.
     – Нужно больше? – вопросом на вопрос отреагировала король.
     – Нет, ваше величество! – прикинув в уме, ответил Януш. Он решил вначале – это много, но, сообразил, что поездка в Геную за Зейдой, может затребовать определенное сопровождение для девушки. – Нет, достаточно.
     – Деньги вот! – король указал на два увесистых мешка с дукатами. – Будете привлекать баронов для ратных дел – привлекайте лучших!
     – Разумеется, ваше величество! – слегка склонил голову Януш.
     – Мы знаем, у вашей милости ко мне еще есть вопросы и просьбы?
     – Есть ваше величество, но может в другой раз? – Януш глазами указал на подсудка Зигмунда. Король понял и произнес со смешком.
     – Да нет! Ваша милость оказала короне большую услугу и я охотно выслушаю и выполню прямо сейчас любое желание, если оно в моей власти. Но поскольку мы переходим на личные интересы, прошу пан подсудок, оставьте нас и пойдите уведомьте ее величество королеву Анну в том, что Януш из Вержбны уже в моем кабинете. 
       Зигмунт поклонился и растворился за огромной дверью. Король не удалил Збигнева из Бжезя – верного соратника последние двадцать лет, а сам Януш глубоко уважал этого умнейшего мужа польской короны, и потому, на вопрос Владислава:
     – Есть новости секретные? – продолжил: 
     – Есть, ваше величество! Николаус фон Ренис и его брат, готовы оказывать помощь короне в Кумерляндии. Тот, кто мне это сообщил, подчеркнул, что информация только для вас, и разумеется для вас, ясновельможный пан, он слегка склонил голову перед Збигневом из Бжезя: – за ними вся «Лига Ящериц». «Союз или Лига…» – это светские рыцари захваченных Орденом хельмских польских земель. Они служат «братьям», но остаются патриотами королевства и вашего величества, и в свое время нанесут решительный удар по Ордену. Передавший мне информацию, просил убить каждого, кто может ею овладеть, кроме вас, ваше величество и ясновельможного великого коронного маршалка. Было еще сказано, что в королевской резиденции есть орденский агент – вашему величеству желательно ограничить круг посвященных в тайну готовящейся войны.
     – Этой информации я ждал! Есть доверенные лица, коим мы, – король кивнул на ясновельможного, – доведем о «Лиге Ящериц»! Эта организация давно уже действует в Кумерляндии на хельмщине, но готовность оказать нам помощь, прозвучала впервые! – удовлетворенно кивнул король. – Что касается, агентов… для нас – это – не секрет. Когда интересы братьев сводятся лишь к одному: урвать кусок побольше – приходится всего ожидать. У нас тоже немало агентов на территории Ордена! Но хорошо, что ты мой друг, сообщил об этом – наши опасения подтверждаются и мы уже предприняли ряд мер для их устранения!
       Разговор прервала королева Анна. Она вошла, как всегда грациозная и красивая. Улыбка на устах указывала радость по поводу приезда молодого барона.
       Януш отвесил глубокий поклон и встал на одно колено: поклонился и великий коронный маршалок.
     – Поднимайтесь, наш верный рыцарь, поднимайтесь! Мы в подробностях осведомлены о ваших подвигах на турнире!
       На недоуменно-почтительное выражение на лице молодого рыцаря, король с королевой улыбнулись, а его величество, взяв в руки серебряный колокольчик, резко зазвонил: вошел невзрачный человечек – это был Шимон.
       От неожиданности Януш слегка приоткрыл рот, но тут же овладев собою, молча глянул на короля, ожидая, что будет дальше.
     – Вы видите, ваша милость, у вас долгое время был верный попутчик. Это он сообщал вам некоторые сведения о том, что вы должны делать и, в частности, о помощи в освобождении княжича Бронемила. Он же, сообщил прискорбную весть о вашей смерти, а когда мы вас оплакивали, подарил нам надежду о том, что вы живы.
     – И он рассказал нам о ваших подвигах на турнире во славу короля Владислава! – добавила улыбаясь королева Анна.
     – Боже! Лоренцо хотел его убить!
     – Даже? – заинтригованно глянула королева на Шимона ничуть не удивившись этому имени.
     – Это принц Неаполитанский, ваше величество! Сын королевы Неаполитанской Джованны, убитой Карлом Дураццо по наущению, клятвопреступника папы Урбана VI и его кардиналов. Он незаконнорожденный сын королевы, но тут возникает много вопросов. Королева на престоле – родила сына, а не ключница понесла и произвела от короля на свет ребенка! Понимаете разницу? Я уже кое-что выяснил: у него больше шансов на престол, чем у какого-либо другого претендента. – Пояснил вполне спокойно Шимон. – Он хотел меня убить, но спас, когда я тонул в водовороте при переправе через Вислу и я буду славить доблесть этого благородного воина всю свою жизнь!
       Король с королевой, немного удивленные осведомленностью Шимона, невольно заулыбались, а Януш только и вымолвил обескураженный потоком информации:
     – Да, все так и есть!
     – Насколько я понимаю, у нас при дворе принц крови, негоже его держать в зале для прислуги и гостей. – Король позвонил в колокольчик и коротко приказал нотарию: – Пригласите Лоренцо – принца Неаполитанского.
       Несколько сбитый с толку Збигнев быстро сообразил, что от него требуется, и через несколько минут в кабинет короля вошел Лоренцо.
       Ничуть не обескураженный приглашением к его величеству, он изящно поклонился вначале королеве, а затем королю, чем вызвал легкую улыбку королевских особ.
     – Рад приветствовать ваше величество короля Владислава и ваше величество, целомудренную и прекрасную королеву Анну. Я – Лоренцо из Монкастро! – представился он, изменив свой статус, чем не удивил сановных персон. Шимон обладал на редкость тонким слухом, и за те пять часов, что отпустил король Владислав друзьям для отдыха, рассказал своим хозяевам не только все, что приключилось с Янушем из Вержбны, но и всю историю жизни Лоренцо, услышанную им на постоялом дворе «У Лысого Аиста».
     – Вы друг нашего верного сеньора и вассала Януша из Вержбны и нам приятно видеть вас, ваше высочество, при Польском дворе.
     – У его милости Шимона – очень тонкий слух! – неопределенно отреагировал Лоренцо, но король его понял и рассмеялся.
     – Вашему уму нужно отдать должное – вы сразу догадались, кто такой Шимон? – переспросила несколько удивленная королева Анна.
     – Трудно не понять, глядя на его довольную и преданную физиономию, ваше величество! – поклонился Лоренцо.
       Определенно, Владиславу и Анне – Лоренцо понравился с первой минуты. Достоинство с которым он себя держал и умение непринужденно вести беседу даже с коронованными особами – это было необычно при польском дворе, да, видимо и не только при польском. – Мне бы такого сына! – мелькнуло в голове короля. Что мелькнуло в голове королевы, мы не будем заглядывать, она лишь улыбнулась доброй загадочной улыбкой. А король вдруг произнес совсем уж неожиданно:
     – Мы знаем, вы недавно познакомились с Янушем из Вержбны, и кажется подружились! Я высоко ценил его отца достойного и благородного Зындрама из Вержбны и также ценю его сына, не менее благородного рыцаря и искусного воина. Нам бы хотелось, чтоб в нашем окружении всегда были, такие достойные и преданные друзья, как ваше высочество и его милость пан Януш. Если ваше высочество решит поселиться в землях польского королевства, я с удовольствием представлю вам такую возможность.
       Жизнь того далекого времени была также эмоциональна и полна решения массы мелких и крупных вопросов, влияющих на общество. Все сказано, и одновременно ничего не сказано, задеты первые вопросы жизненного обустройства, несмело маячившие у наших друзей впереди. Там далеко, за горизонтом, целая жизнь и служение своей судьбе, определившей каждому свою роль на театральных подмостках истории человечества. Человек – винтик Вселенной, клеточка огромного организма который есть ВСЕ – то есть ВСЕ, ЧТО МЫ ВИДИМ, ПОНИМАЕМ, и ВСЕ, ЧТО МЫ НЕ ВИДИМ, НЕ ПОНИМАЕМ И ДАЖЕ НЕ ПОДОЗРЕВАЕМ о ЕГО СУЩЕСТВОВАНИИ.
       Эта встреча с королевскими особами во многом определила судьбу двух друзей, вознося их через невзгоды и испытания к заслуженной славе.


Рецензии