Методика мишени

Методика визуализации процесса достижения цели - "Мишень". автор О. Костинская
Предлагаемая ниже «методика мишени» позволяет структурировать понимание процесса достижения цели. Визуализированный образ данного процесса позволяет не только сконцентрироваться на поставленной цели, удерживать ее в фокусе внимания, но и осознавать взаимосвязи ресурсов и воздействий, необходимых для ее достижения.
В чем актуальность предлагаемой методики? Достижение цели - это всегда процесс, многоступенчатый и подверженный воздействию многих факторов, успех которого зависит подчас от степени фокусированности на отдельных результатах и на осознании общей картины этого процесса. Ключевым моментом предлагаемой методики является классификация процессов на обеспечивающие/ресурсные и управляющие. Так как управленческие воздействия также могут выступать в качестве ресурсов, в данном контексте мы будем понимать под «обеспечивающими/ ресурсными» процессами те, которые непосредственно ведут к достижению целей, те, которые предоставляют возможность достичь цель, а под «управляющими» процессами –те, которые запускают, организуют и поддерживают обеспечивающие процессы, поддерживают их эффективность.
Схема методики проста
1) В центре располагается цель, определенная максимально конкретно по SMART. Как правило, то, что в центре, отвечает на вопрос «Ради чего?».
2) Вокруг основной цели необходимо расположить те возможности/ресурсы/средства, которые непосредственно ведут к ее достижению. Одним из вариантов этих ресурсов также могут быть задачи или промежуточные цели, достижение которых напрямую влияет на достижение общей цели. Этот круг дает ответы на вопрос «Посредством чего?» При определении возможностей/ресурсов полезно использовать вопросы типа «Что именно нужно сделать?» «Что поможет достичь эту цель?», «Что еще необходимо для достижения цели?», «Какой результат нужен, для того чтобы цель достигнуть, и насколько он значим для ее достижения?». 
Примечание: Данный шаг можно осуществить в два этапа – сначала просто набросать возможные воздействия, которые необходимы для достижения цели, затем конкретизировать «удельный вес» каждой из этих возможностей, для определения приоритетности или процентного соотношения времени, которое необходимо уделить каждой из этих возможностей на пути достижения цели.
3) Вокруг ресурсных/ обеспечивающих процессов необходимо расположить те воздействия, которые необходимы для организации ресурсов, или для их оптимального использования. В этом круге располагаются те процессы/ воздействия, которые не влияют непосредственно на достижение цели, но которые необходимы для того, чтобы либо получить доступ к ресурсам/обеспечивающим процессам, либо для того, чтобы поддержать эффективность их использования. Один из вариантов вопроса в этом круге – «Каким образом? ( - т.е. что нужно, чтобы [средство/ресурс – второй круг] работало?)».
Примечание 1: Если данная модель используется в бизнес-аналитике, на этом круге располагаются KPI, представляющие в количественных показателях обратную связь о том, насколько эффективно происходит продвижение к цели. Сюда относится вопрос о показателях эффективности – «Как узнать, работает ли [средство/ресурс – второй круг] »
Примечание 2: Необходимо отметить, что между двумя типами процессов нет соответствия – несколько ресурсов могут управляться одним и тем же управляющим процессом, или несколько управляющих процессов могут организовывать доступ к определенному ресурсу.
Результатом применения методики становится визуализация процесса достижения цели и распределения ресурсов/воздействий, необходимых для ее достижения. Одновременно происходит уточнение, переоценка и соотнесение с реальностью как самой цели, так и намеченного пути к ней. В дальнейшем данную картину можно детализировать или перераспределять процентное соотношение ресурсов, добавлять новые или заменять неэффективные воздействия на эффективные.
Область применения данной методики относится прежде всего к сфере индивидуального и экзекьютив-коучинга, в стратегической сессии при работе с целями, при прояснении реальности или при выявлении возможностей и последующих шагов. Эту методику также можно использовать как структурирующую модель при работе с запросами на гармонизацию приоритетов/целей/сфер жизни (т.н. «Круги баланса», «Колесо жизни»). Также данная методика может быть с успехом использована и в бизнесе, при проработке миссии отдела/компании, при определении ресурсов и расстановке приоритетности задач. С помощью данной методики можно не только выделить и проанализировать ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели, но также наглядно определить их процентное соотношение и взаимовлияние элементов друг на друга. Вышеперечисленные примеры применяемости – только часть из огромного числа возможностей, простота и наглядность позволяют апплицировать методику для других задач, требующих структурированности, систематизации и наглядности.


Рецензии