Джон Кейдж. Великий композитор тишины

Кто такой Джон Кейдж? Джон Кейдж прежде всего великий композитор, музыковед, поэт, философ и художник. В частности, как композитор работал в жанре алеаторики. Алеаторика - это музыка, созданная на случайности. То есть, по теории композиторов этого направления, любой звук может стать музыкой.
Джон Кейдж родился в Лос-Анджелесе (США) 5 сентября 1912 года. Его отец был изобретателем. Мать работала журналистом. Первые уроки музыки получил у частных учителей в Лос-Анджелесе и некоторых родственников, из которых выделяется его тетя. Она ознакомила будующего композитора с фортепианной музыкой 19 столетия. Хотя ему и нравилась музыка, больше времени он уделял чтению, чем виртуозной пианистической техники и даже не думал о композиции. В 1928 году юнный Кейдж был убежден, что хочет стать писателем и поступает в колледж. Но в 1930 году он покинул его, полагая, что "колледж был бесполезен писателю". В этом же году он посещает Европу.  В Евпропе он знакомится с произведениями Баха, Стравинского и Хиндемита.
После нескольких месяцев в Париже, Кейдж прочитал "Листья травы" Уолта Уитмана, что побудило его к возврату в Америку, но родители, с которыми он регулярно обменивался письмами на протяжении поездки, убедили его остаться в Европе еще на некоторое время и познакомиться поближе. Он посетил Францию, Германию, Испанию. На протяжении путешествия молодой Джон Кейдж писал поэмы, трактаты, композиции и картины.
Кейдж возвращается в США в 1931 года. Он поехал в Санта-Монику, где зарабатывал на жизнь, читая частным образом небольшие лекции по современному искусству. В 1933 году он послал некоторые из своих композиций Генри Коуэллу. Однако, Коуэлл предложил Кейджу учиться у Арнольда Шенберга - среди музыкальных идей Кейджа в это время были композиции, основанные на 25-тоновом ряде, что было схоже с подобной техникой Шенберга. Однако, перед тем, как сблизиться с Шенбергом, Коуэлл посоветовал обратиться к Адольфу Вайсу, бывшему ученику Шенберга.
Следуя совету Коуэлла, Кейдж приехал в Нью-Йорк в 1933 году и начал учиться у Вайса, но так же продолжал брать уроки у Коуэлла. Он подрабатывал, занимаясь мытьем стен в Бруклинском Христианском Союзе Молодых Женщин. Тогда, образ жизни Кейджа был очень выматывающий: четыре часа сна, почти каждую ночь, и четыре часа сочинения каждый день, который начинался в 4 часа утра. Спустя несколько месяцев, в том же 1933 году, Кейдж стал достаточно хорош в сочинении, чтобы заниматься с Шенбергом. Он не имел достаточно средств, чтобы оплатить уроки Шенберга. Но когда Кейдж упомянул об этом, композитор спросил его, посвятит ли Кейдж всю свою жизнь музыке. После того, как Кейдж ответил утвердительно, Шенберг предложил обучать его бесплатно.
Кейдж учился у Шенберга в течении двух лет, но хотя, он и восхищался своим учителем, он решил оставить учебу после того, как Шенберг сказал своим собравшимся студентам, что он пытался лишить их способности сочинять музыку. Намного позже Кейдж по-другому описал случившееся: "[...] когда он сказал это, я восстал. Не против него, а против того, что он произнес. Именно здесь я утвердился более, чем когда-либо прежде в желании сочинять музыку". Хотя Шенберг никогда не хвалил произведения Кейжа в течение этих двух лет, в более позднем интервью, он сказал, что ни один из его американских учеников не был столь интересен, как Кейдж: "Конечно, он не композитор, но он - изобретатель - из гениальных".
Некоторое время, в 1934-35 годах, когда Кейдж училься у Шенберга, он работал в магазине прикладного искусства его матери, где и познакомился с художницей Ксенией Андреевной Кашеваровой. Она была уроженкой Аляски, дочерью российского священника; ее работа охватывала прекрасные переплеты книг, скульптуру и коллаж. Кейдж сразу влюбился в нее. Они сыграли свадьбу в пустыне в Юме, Аризона, 7 июня 1935.
Теперь будем говорить о самой его известой композиции - "4:33". Она была написана в 1952 и длилась она четыре минуты тридцать три секунды. За это время, в композиции не играется ни один звук. Содержание композиции заключается в том, чтобы воспринять звуки окружающей среды, слышимые во время исполнения, как музыку, а не просто как четыре минуты и тридцать три секунды тишины. Эта композиция спаривает факт того, что могут ли считаться обыденные звуки (смех, поедание конфеты и другое) или даже тишина считаться музыкой?  В каком-то смысле тишина не может считаться музыкой, так как в такой композиции не слышно ничего. Но, если вслушаться в тишину, то иногда можно услышать очень красивые воображения. Иногда даже тишина - это очень красивая музыка, чем симфония №5 Людвига ван Бетховена. Другое изобретение Кейджа - подготовленное фортепиано, между струн которого помещаются различные предметы: бумага, скрепки, резина, монетки и другое - что приводит к изменению звучания инструмента. Для подготовленного фортепиано Джон Кейдж написал многочисленные композиции, в том числе некоторые концертные пьесы, самыми известными из которых являются Сонаты и Интерлюдии (1946-48).
Особое влияние на Кейджа оказала "Книга перемен" древне-китайского философа И-Цзин и дзен-буддизм, по которым можно было гадать с помощью подбрасывания монетки или веточки тысячелистника. Именно этот способ постижения реальности и повлек за собой создание творческого метода, основанного на принципе случайного. Этот метод стал предтечей алеаторики - метода сочинения музыки, при котором часть процесса создания (включая и его реализацию) подчинена более или менее управляемой случайности. Из-за этого способа сочинения музыки и был разработан жанры в искусстве, называемые перформансом и хеппенингом. Может Шенберг и прав - Кейдж не композитор, но он является изобретателем, из гениальных. Если бы не он, Аллан Капроу не сделал бы свою концепцию хеппенинга, жанр, называемый скиффл, в котором используются инструменты самобытности и не стало бы. Джон Кейдж - гений, из всех гениальных!


Рецензии