Всё течет!

Московское издательство «Эксмо» приступило к изданию монументального труда выдающегося немецкого художника и историка культуры Германа Вайса «История культуры народов мира». Одна из первых книг этого многотомного исторического исследования посвящена первым сверхдержавам – Ассирии, Вавилону и Персии. Искусство этих древних народов наполнено мистицизмом и восточными фантазиями, в то же время памятники материальной культуры свидетельствуют о высоком уровне развития этих древнеазиатских цивилизаций.
«Византийское искусство не было безродным и органически усвоило предшествующие традиции; оно представляло удивительный сплав различных составляющих: зрелищной – изобразительной, пластической античной системы – достояния средиземноморских народов; словесной – библейской, восходящей к иудаизму образности евангельского слова; наконец, эмоциональной экспрессии и догматизма Востока. Пластический образ, слово и эмоция – каждый из этих трех компонентов имел свою традицию, враждебно настроенную по отношению к иным». Так пишет во вступлении к своему фундаментальному исследованию византийского искусства Галина Сергеевна Колпакова – один из ведущих специалистов по византийскому и древнерусскому искусству. Она оспаривает традиционный подход к изучению византийской культуры как явления консервативного. В двух томах «Искусства Византии» Галина Колпакова рассматривает развитие этой культуры во всем ее многообразии и постоянной эволюции. Эти прекрасно оформленные и богато проиллюстрированные тома выходят в рамках уникального проекта петербургского издательства «Азбука-классика» - «Новая история искусств», в котором представлена вся сокровищница мировой культуры от древности до наших дней.
От Византии перейдем к итальянскому Возрождению. В московском издательстве «Айрис-пресс» в серии «Библиотека истории и культуры» вышел классический труд немецкого историка искусства Генриха Вёльфлина «Классическое искусство. Введение в итальянское Возрождение». Эта книга, впервые изданная в Мюнхене в 1899 году, и по сей день остается непревзойденным образцом формально-стилистического метода в искусствознании. Новое издание этой канонической книги по  искусствознанию выходит в новом переводе и сопровождается двумястами цветными и черно-белыми репродукциями живописных и скульптурных произведений искусства, о которых рассказывает Генрих Вёльфлин.
Две новые книги из «Большой библиотеки «Слова» разнятся как по тематике, так и по стилистике, хотя и посвящены искусству. Первая книга «Стиль ХХ века», написанная английским искусствоведом Бивисом Хиллером, – рассматривает развитие культуры прошлого столетия с точки зрения стилей, сменявших друг друга с достаточной быстротой. «Стиль и стиль жизни неразделимы. И история без ее материальных памятников превращается в груду иероглифов», – говорит Бивис Хиллер. Эта книга, посвященная стилевым особенностям нашей культуры, удивительным образом объединяет высокое искусство со структурами повседневности. Она буквально пронизана ароматами времени, которое стремительно меняет моду и стиль. Вторая книга – «Философия искусства», принадлежащая перу Гордона Грэма, является своеобразным путеводителем по лабиринтам эстетического восприятия искусства во всем его многообразии. Лекции профессора Абердинского Королевского колледжа будут интересны не только студентам, хотя им в первую очередь, но и всем ценителям прекрасного, которое остается с нами всю жизнь.
Свой подход к осмыслению путей гуманитарного сознания в ХХI веке культуролог Михаил Эпштейн называет не футурологией, а футуроскопией. «Футурология, популярная дисциплина 1960-1970-х годов, пыталась предсказать будущее, выстроить его в линейной перспективе, тогда как футуроскопия обозревает разные варианты и горизонты будущего без попытки подчинить их единой логике развития, Это своего рода ландшафтное видение будущего как множества веерообразных расходящихся и не заслоняющих друг друга будущностей». Книга лауреата премии «Либерти» Михаила Эпштейна «Знак пробела: О будущем гуманитарных наук»  исследует природу культурных пробелов, языковых зияний, заполнение которых знаменует рождение новых художественных и теоретических практик. Это одновременно взгляд на завтрашнюю культуру и одновременно взгляд на всю мировую культуру из завтрашнего дня. Зато новая книга еще одного лауреата премии «Либерти» Льва Рубинштейна «Погоня за шляпой» чрезмерно сегодняшняя. Составленная из журнально-газетных текстов и замечательно проиллюстрированная бытовыми фотографиями она больше напоминает альбом с вырезками, которые были характерны для эпохи «кухонной демократии и портвейного плюрализма». Ее можно читать с середины, с конца или с начала…С любой страницы. И погружаться в  очень своеобычную субкультуру. А если погружаться не захочется просто закрыть эту книгу. А потом спустя время открыть. Опять же, с любой страницы. Обе книги вышли в новой серии «Премия «Либерти», которую издает «Новое Литературное Обозрение».
Книги этого издательства всегда отличались «лица не общим выраженьем». Но особенно хороша книга ударника Владимира Тарасова «Трио». История джазового трио Ганелина, или трио ГТЧ (Ганелина-Тарасова-Чекасина), рассказанная одним из участников «джаз-банды», проста, безыскусна, «документальна до скупости», по выражению Андрея Битова. И еще она очень похожа на прекрасный фильм Карена Шахназарова «Мы из джаза». Конец у нее тоже грустный. 


Рецензии