Сэр Эрнест Резерфорд - физик или химик?

 
 
 В 1908 году Нобелевский комитет присудил физику, Эрнесту Резерфорду(1871-1937),  Нобелевскую премию по химии “за исследования по превращению элементов и химии радиоактивных веществ”. В те времена исследование явления естественной радиоактивности, открытое Анри Беккерелем(1852-1908), считалось предметом физики, а обнаружение гелия в пробирке с тяжелым радиоактивным элементом - предметом химии.

   Как лауреат премии в области  химии, физик Резерфорд, открывший так называемые альфа- и бета- излучения  радиоактивных элементов, понимал, что в названии его Нобелевской лекции должно быть  слово “химический”, и он придумал такое название: “О химической природе альфа-частиц радиоактивных веществ”.

 Но в своем тосте на банкете в королевском дворце в Стогольме не удержался и сказал: “Я имел дело со многими разнообразными превращениями, которые изучал в разные годы, но самым замечательным превращением было то, что я в один миг из физика превратился в химика”.

  То, что Резерфорд получил Нобелевскю премию  не по физики, а по химии, по-видимому, задевало его. Известно его высказывание тех времен: 

             All science is either physics or stamp collecting,

 что можно перевести  так:

             Наука либо физика, либо собирание марок.

 Как-то представляя аудитории своего молодого друга, голландского ученого Петера Дебая(1884-1966), блестяще работающего на стыке физики и химии твердых тел и газов, Резерфорд сказал:

  - Хотя он химик, он неплохой парень.

   С 1909 года сотрудники Резерфорда, Ханс Гейгер(1882-1945), который до этого изобрел счетчик заряженных частиц, в том числе альфа-частиц, и Эрнест Марсден(1889-1970), по  подсказке шефа начали прощупывать структуру атома, облучая пластинки из золота и других материалов альфа-частицами и регистрируя прохождение последних. Результатом этих экспериментов стало эпохальное открытие  существования сверхплотного  положительно заряженного точечного атомного ядра, а затем умозрительное построение  Резерфордом планетарной модели атома, значительно более близкое к истине, чем  модель атома, предложенная до этого, другим мастером английской школы физического эксперимента, Дж.Дж. Томсоном(1856-1940), открывшим электрон.

 Казалось бы, что Резерфорд должен был  быть удостоен второй Нобелевской премии, уже по физике, тем более, что прецедент в лице Марии Кюри(1867-1934), дважды награжденной Нобелевской премией(по физике в 1903г. и по химии в 1911г.) призывал к награждению.

 Но нобелевский комитет, с самого начала своего основания, был склонен "проверять временем" открытия, в которые, сначала, просто надо было уверовать.

 И время действительно показало, что   новое открытие Резерфорда пролило свет на глубокие истины, скрытые в Периодической системе элементов - стал ясен физический смысл номера элемента и стало ясно, что элемент не один - под тем же номером  скрыты его аналоги, так называемые изотопы.

 Более того, уже к 20-ому году соотечественникам Резерфорда, Френсису Астону(1877-1945) и Артуру Эддингтону(1882-1944) стало ясно, что колоссальное тепловое излучение Солнца обусловлено непрерывным образованием в его центре  ядер гелия из ядер водорода. При таком синтезе,  из-за "жесткой упаковки", часть массы ядер водорода превращается в энергию, согласно знаменитой формуле Эйнштейна. Эта энергия, путем конвекции, достигает  поверхности Солнца и непрерывно излучается уже миллиарды лет.

 С другой стороны, перегруженные атомные ядра последних естественных элементов  таблицы Менделеева,проявляющие себя в феномене радиоактивности, таили в себе, уже  в результате распада  ядер,  возможность цепной реакции также с выходом колоссальной энергии.

 Как это не покажется странным, но Резерфорд, следя за развитием своего открытия атомного ядра, стал на позицию недоступности  ядерной энергии  для практического использования и в своих публичных выступлениях, до конца жизни, жестко отстаивал эту позицию, называя противоположную точку зрения чушью.

   Сэр Эрнест Резерфорд не дожил до времени, когда началась гонка за создание первыми ядерного оружия и использование его для устрашения противника, а затем, создания первых атомных электростанций и термоядерного оружия. Но посмертно Нобелевской премией не награждают.
   

    
 
 

 


Рецензии
Интересно было узнать мнение ученого.

Сусо Казарян   27.01.2018 11:49     Заявить о нарушении