Последний месяц с Афанасием

С Афанасием, моим любимым капитаном я отработал три контракта по восемь месяцев. Последние наши рейсы были короткие. Наше судно, «Sea Mana», поставили на линию, возить клинкер для производства цемента. Клинкером мы грузились на западе Индии, а выгружались на цементном терминале в порту Галле, его ещё называют Голь, который находится на юго-западе государства Шри Ланка, то есть на острове Цейлон.

Грузили нас насыпью, очень быстро. Не помню даже названия индийского порта, ходу до Галле было суток четверо. А вот выгружали –гораздо  медленнее, каждый раз мы стояли на цементном терминале дней пять, и время проводили чудесно. Сам-то терминал ничего из себя особенно интересного не представлял. Унылая территория, по которой медленно передвигаются отдельные худосочные коровы (священные животные в этих странах), и выискивают последние клочки травы.

Правда, терминал охранялся местными военными, и их военный городок со стадионом для игры в крикет находился совсем рядом. К этой игре, напоминающей одновременно и американский бейсбол, и русскую лапту, мы долго присматривались, но так ничего и не поняли. Очень у нее сложные правила. А вот сражения местных вояк в волейбол мы смотрели с удовольствием,  и даже сами иногда принимали в них участие.

В город Галле я не ездил ни разу. Довольно быстро мы поняли, что на местном двухместном такси под названием «тук-тук»  за один доллар можно поехать в гораздо более интересное место, на знаменитый пляж Унаватуна. Он представлял из себя огромную песчаную излучину, поросшую тропическими пальмами, с множеством маленьких, двухэтажных  отелей, каждый из которых имел свой ресторан на первом этаже со столиками и шезлонгами прямо на песке.

Каждый свободный вечер, а в воскресенья – с раннего утра, мы ездили на этот пляж. Рядом с ним была расположена небольшая рыбацкая деревня. Ехать на пляж приятно и недолго, минут двадцать, «тук-тук» полностью открыт со всех сторон, ни окон, ни дверей, одни проёмы. На пляже у каждой группы вскоре завелся любимый ресторанчик. Машинная команда облюбовала для себя « Hot Rock», другие – располагались по соседству – в «Happy Banana» или «Riddeem».

Не думаю, что между этими заведениями была большая разница, может быть, в отелях, но не в ресторанчиках.
Меню примерно одинаковое, цены – демократичные. За два доллара подавали большую тарелку риса с мелкими креветками или спагетти с теми же креветками. Шесть долларов стоила приличная порция крупных креветок без гарнира. Лангусты были дороже и шли на вес, долларов десять порция. Литровая бутылка местного пива, довольно неплохого, по-моему «Lion», стоила 2 доллара. Крепких напитков  мы обычно не заказывали.

Океанская волна подходила вплотную к нашим лежакам и шезлонгам. Вода в океане всегда теплая, пляж защищен коралловыми рифами, так что огромных океанских волн мы ни разу не видели. Очень много рыбы, много и морских черепах. На пальмах можно увидеть обезьян, услышать местных птиц. Райское место. Конечно, для туризма можно  найти и лучше. Но мы не были туристами, нам этот пляж достался бесплатно, как подарок в конце тяжелого контракта.

Приближался день отъезда, а с получением денег вопрос не решался. В таких случаях компании переводят их в банк, мы в Одессе получаем. Бывает, что сразу, а бывает, что долго приходится ждать. И в любом случае процента полтора берёт за свои услуги банк, да и компании многие стараются перевод сделать за наши деньги. Долларов тридцать – сорок высчитать. Много таких компаний есть.

Позвал всех  нас к себе Афанасий.
-  Моряки, я понимаю, что вы здесь работаете не ради интереса и новых впечатлений и всегда говорил, что можно снабжение урезать, питание, но зарплата – это святое. Ваши жёны  всегда получали деньги пятого числа. Так?
- Так, - подтвердили мы нестройным хором, не понимая, к чему он клонит.

-  Компания не смогла  перевести доллары в этот порт. Это не ваша вина.  Поэтому всю вашу зарплату  сегодня  перевели на ваши счета. Сейчас я раздам вам расчетные листы и копии банковских переводов. Мы знаем, что полтора процента с вас удерживают банки. Поэтому для компенсации ваших потерь судовладелец решил увеличить приходную часть на эти же полтора процента. В виде бонуса.

Мы одобрительно загудели. При всей нашей любви к Афанасию такого мы не ожидали. А он продолжил:
-  Кроме того, за сутки перелёта на Украину вам причитается зарплата, и я имею возможность выдать её наличными. Из капитанского фонда.

И после этого кто-то мне скажет, что он видел таких капитанов? Пусть скажут. Я – не поверю.


Рецензии
От такого человека - только позитив.Мне, тогда зелёному лейтенанту ,повезло встретиться с командиром с большой буквы: строг, заботлив и честен. А главное - умел сплотить и воспитать коллектив.Очень показательно было вежливое устранение стукачей. Обычно на строевом собрании кого-то "воспитывал" не упуская добавки: О вашем проступке доложил такой-то офицер. Всем становилось ясно, кто стучал и вскоре стукачи либо переводились в другую часть, либо в части оставались изгоями. А мудрые командиры всё пропускали через своё сердце и как правило , слишком рано нас покидали. Спасибо за рассказ, Миша!

Борис Ящук   31.12.2018 16:13     Заявить о нарушении
Точно, что хорошие люди редко живут долго. Но выпить за них мы пока еще можем!

Михаил Бортников   31.12.2018 18:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.