Журавли

   С журавлиным криком приходит в сердце печаль. Жаль промелькнувшего, как сон, заботливо  ласкового  лета.  Нагрелись, наелись, накупались и уже,  не прочь,   любоваться красками осени.  Даже зима не пугает, а скорее наоборот,  манит устроенностью городского жилища. Всё хорошо. Сделано всё, на что хватило сил и пора,- пора лететь.

Вспомнились  прошлогодние  события. Тогда  не обошлось без сюрпризов.  Сейчас всё  обыденно и привычно  - так,  как было многие, многие годы  - будто и не было тех  беспокойных дней, не было того странного человека. Природа точно забыла, что называется - "стёрла с лица Земли", а вот люди порой вспоминают, пытаясь понять. Только понять невозможно, а вот почувствовать?

Как  оно было?

В прошлом году у меня появился сосед.  Приезжаю весной, а в баньке у  речки, расположенной внизу, рядом с моим участком живёт человек. Речка эта, петляя, ограничивает участки почти всей деревни и потом  весело бежит прямо через поля к озеру.
То, что домик мой с краю,  -  я, конечно, была  рада. Взгляд  веселил  открывающийся простор, с темнеющим  вдали лесом.  Да и, как ни говори,  пугала меня возможность очутится в центре, деревенской  жизни.  Боялась не соответствовать,  каким – то,  непривычным для меня, городского человека, стандартам.

 В одночасье всё изменилось. Приглянулся «мой» вид одному местному мужчине, давно живущему в городе.  Решил  построить  дом у себя на родине.
Начал строить -  не достроил.  Жить не стал,    не до того ему. Ну, а баньку? Банька, первым делом была готова. Так уж заведено. Приезжал даже одно время с разными  компаниями отдохнуть и повеселится.  Хвастался.  Вообще,- красивый, успешный мужчина, на зависть односельчанам. Потом видно эта затея  наскучила или серьёзные дела в городе появились. Ездить перестал.
Приехала  в прошлом году, -  дом по-прежнему не достроен, а из баньки неприглядный какой- то тип выходит. Возраста непонятного,  одет весьма прилично, а физиономия….., персонаж из фильма, когда показывают камеру с уголовниками, в которую впихивают для устрашения  невинного героя.
Я к соседям. Вхожу, они спокойно ужинают;  чем-то очень вкусным, уютно попахивает. Поглядывают на меня, ухмыляются,  -   «Что? Перепугалась? Не бойся!».
-Кто это? Что здесь делает?
-Сосед твой,- Валерка, родного брата своего пустил пожить. Дом ведь не достроил, вот и пустил в баню. Страшный? Да  ты не бойся. Это человек  из заключения вернулся. Тридцать лет отсидел.
Тут я заподозрила, что меня разыгрывают, говорю: «Не бывает тридцать лет. Больше двадцати  пяти не бывает».
-Так, не за раз,-  он выходил уже. Пришёл, а жёнка уже давно с другим мужиком живёт. Стал права качать. Не! Жену не трогал, с  мужиком дрался.    Хотел себе половину  родительского дома вернуть,  - так они его опять,  быстренько, упрятали.

Видя мой растерянный вид, стали уговаривать, уже серьёзно:
- Ты не бойся, мы его знаем. В детстве они вместе с Валеркой всё  вдвоём бегали. Погодки они.   Да и дом его цел, на том краю деревни,  видала  -  голубой?  Только там теперь чужие внуки живут.

Вот такая история.  Дальше рассказывают:
-Валерка, спасибо, в баню пустил. В город не взял, жена против этого.  Говорит: «У меня дети малые!  А, то – уходи со своим братом на все четыре стороны."
-Он ему, (Валерка-то)  всю одежду справил, а пенсию, маленькую правда, наша почтальон Света  каждый месяц носит.  Пусть поживет человек.
Жилец, этот странный, ни с кем не разговаривал и  почти не отходил от своей бани.  Выйдет и сидит, смотрит на поля, на лес. Потом опять в дом уходит.

 Привыкла я понемногу, даже полюбопытствовала, спрашиваю соседку: «Что это он ничего не делает?  Вон у Валерки всё заросло. Чего так- то сидеть? Скучно ведь.
-  Навеселился он за жизнь.  Не может человек больше ничего делать. Больной он уже. Когда приехал, так сказал:  «Вы меня, тётя Катя не бойтесь. Я недолго у вас   поживу, - почки у меня  больные. Умирать скоро. Раз у меня своего дома нет,  мне  предлагали в дом старости идти, - не хочу я.  Там все  «оттудова», где был. Будто и срок не кончился. Надоели. Хочу напоследок на деревню посмотреть». Я ему сказала: « Живи Коля,  раз так. Смотри на родную деревню».
 
Всё-таки,  раз месяц,  получив пенсию,  отправлялся  он  в один «весёлый» дом на краю деревни,  где собирались самые разгульные деревенские  люди.
Впечатляющий это был поход.  Шел  ровно, ни с кем, не общаясь, хмуро, не  поворачивая головы. Только собаки по всей деревне поднимали неистовый лай, и дети стремглав  разбегались поближе к родителям. Чувствуя себя в  безопасности, поглядывали на происходящее, -  точно так, же как, когда ведут  стадо коров через деревню. Только коровы были  домашние, и запах от них шёл  родной, не пугающий.  А этот шёл, как смирившийся дикий зверь не поднимая глаз, с  окаменелым лицом.  Так же возвращался, - изрядно пьяный, но такой же ровный, безразличный к окружающему.
 
 - Как же он пьёт, если почки больные?
-А вот так и пьёт. Ты не понимаешь, -  нужно человеку с кем-то поговорить.
Пенсия была не велика и  общение быстро   прекращалось.

Осень начиналась,  холодом потянуло.  Вот уже и журавли полетели. А людям жарко, - торопятся, набивают свои закрома плодами трудов своих.  Радует урожай. Помогают друг другу собрать картошку.  Ленивые,   это те,  что своё не вырастили, по дешёвке скупают  себе излишки урожая. Наш Николай тоже  вдруг всполошился, решил запас сделать. Купил у соседки два мешка картошки и мешок лука.  Представила я себе его «харчи». Лук, оно конечно здорово с отварной картошкой. Так, пожалуй, можно от всего поправиться,- если только не отправишься на тот свет.
-Как же понесёт? Больной ведь?
-Сказал,  сам понесёт. Не волнуйся, понесёт.
И добавила свою любимую фразу: " Было бы что нести".
Понес. С видимой  непонятной лёгкостью поднимал свои мешки на спину  и носил в  баню.

Вот уже и ветры нескончаемые подули, и журавли каждый день  пролетают с криком над нашей деревней.  Тут их путь. Озеро большое бережёт от всякой городской напасти.
В один из   дней, мой сосед не дошёл до  дома.  Казалось, никто этого не заметил, а я вышла, смотрю, - человек на земле лежит.  Странный  какой-то, как «всадник без головы».  А это он, не снимая с рук, натянул для тепла куртку на голову. Я бегом к соседям, а они говорят:
- Да он давно так лежит. Живой он, я к  нему своего Витьку посылала.  Он говорит:  «Дядя Коля ты живой? Давай «скорую» вызовем».  А он: «Не надо! Я на земле хочу полежать, мне так легче. Уходи!
- Так ведь простудишься. Вон, какой холод пошёл.
 - Сказал, мне полежать  надо! Иди!
- Пусть полежит,  может человеку так надо -  на земле полежать
Я занялась своими делами, через некоторое время смотрю, ушёл.
Уехала я, потом получила известия, что вскоре он умер. Не дотянул до настоящих холодов,  до снега. Запасы свои даже не успел съесть. Брат приехал. Похоронил, как положено. Кручинился очень. Да что поделаешь?
-  Жизнь она такая. Кого балует, а к кому -  вот как поворачивается.


Август 2015г.


Рецензии
Хороший рассказ о людях не понимающих красоту и смысл жизни, не имеющих интересной цели в жизни. И таких людей много.
С ними то и поговорить не о чем. Мне кажется, идёт это с детства. Отсутствие культуры и любви в семье делает их такими вот серыми, зачастую озлобленными. И так из поколения в поколение.
Рассказ заставляет задуматься, и на себя посмотреть, на свою жизнь. Спасибо автору!
С уважением!



Михаил Захарович Шаповалов   14.12.2015 06:16     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.