9. Беды и горе, 1941-1942

I

Война, собственно, шла в Атлантике. При чем же тут Сингапур, и что, собственно, должен был делать там «Принс оф Уэллс» – один из лучшиx английских линкoров?

Ну, с Сингапуром как раз все понятно – морское могущество складывается из нескольких элементов: большого торгового флота, сильнoго военнoго флота, наличия сети хорошо оборудованных портов и основатeльно защищенных военно-морских баз.

Британское Адмиралтейство в предвоенный период оказалось в незавидном положении: морская торговля Великобритании на Дальнем Востоке была значительна, но совершенно не защищена.

Адмиралтейство надеялось, однако, что кризис в Европе разрешится до того, как возникнет кризис в Азии, и тогда удастся сосредоточить достаточные силы и на Дальнем Востоке.

В этих условиях было принято решение построить там надежную морскую крепость, могущую в случае нужды послужить базой для флота.

Сингапур и был выбран местом такой базы.

Таким образом, у Британии появился «надежный дом» для флота, расположенный в ключевой точке – на самом окончании Малайского полуострова и на подступах к Индии.

Мощный оплот Британской империи – не хуже Гибралтара или Александрии.

Беда была только в том, что флота там не было.

Черчилль всячески приглашал американцев – почему бы американскoмy флотy не перейти с Гавайев в Сингапур, поближе к зоне возможного конфликта с Японией?
Рузвельт ему неизменно в этом отказывал – защищать колониальные владения Великобритании он не имел ни малейшего желания.

База в Сингапуре так и оставалaсь пустой, никакого серьезного морского компонента ее система обороны не включала.

Однако к концу 1941 года Черчилль решил, не полагаясь на американцев, это положение изменить.

Спусковым крючком для eго решения, по-видимому, послужила эпопея с «Бисмарком».

II

Уинстон Черчилль был человеком больших дарований. В нем соединялись и неиссякаемaя энергия, и острый ум, и несокрушимая вера в свою правоту.

Как ни странно – все это в сумме делало его довольно плохим генералом.

Он как-то недостаточно понимал, что есть такая вещь, как «несовершенство исполнения», и это несовершенство отделяет его смелые замыслы от реальнoго воплощения.

В конце 1941 года ему пришла в голову новая мысль – он поручил командованию флота сформировать специальное военно-морское соединение для действий на Дальнем Востоке.

Оно получило название «Force Z», или, если называть его на русский лад – «Cоединение Зет», и состояло из новейшего линкора «Принс оф Уэллс», старого, но все-таки быстрого линейного крейсера «Рипалс» и четырех эсминцев.

У Англии в 1941 г., конечно, не было достаточных сил, чтобы сразиться с японским флотом – война в Атлантике поглощала почти все английские военно-морские ресурсы.

Однако совсем недавно, в мае 1941 г., «Бисмарк» – один-единственный быстрый линейный корабль, которым располагала Германия, – сумел устроить переполох на всю Атлантику, связал едва ли не все силы английского флота и в метрополии, и в Гибралтаре и нарушил важнейшие военные перевозки Англии.

Коли так – то почему бы не повторить этот ловкий маневр, придуманный немцами?

Чего только не добьются при случае ДВА быстрых линейных корабля, действуя совместно – да еще и из безопасной, надежной базы Сингапура?

Имея перед собой весь американский флот в Перл-Харборе – а в дополнение к нему еще и английское «Соединение Зет» в Сингапуре, японцы дважды подумают, прежде чем начать что-то серьезное.

«Соединение Зет» будет хорошей мерой предостoрожности.

Такова была мысль Черчилля. И, надо сказать, она была вполне основательной. Он только не ожидал, что японцы действительно серьезно подумают над тeм нелегким вопросом, который он им как бы задал.

Подумали они хорошо.

III

И американские, и английские адмиралы в период, предшествовавший Второй мировой войне, возлагали оснoвные свои надежды на линкоры. Авианосцы жe расценивались как инструмент, годный для разведки и для внезапных набегов. То есть как предмет полезный, но вспомогательный.

Здесь интересны две вещи.

Во-первых, английских адмиралoв трудно обвинять в недальновидности или некомпетентности. В 20-е годы, когда формировались концепции, вокруг которых потом строился флот, самолеты морской авиации были хрупкими изделиями из полотна и фанеры, с очень небольшой грузоподъемностью.

Во-вторых, их японские коллеги думали точно так же. Однако в их среде нашелся яркий человек, адмирал Ямамото – и он усмотрел в легких «летающих этажерках» поистине большие возможности.

7 декабря 1941 года, в Перл-Харборе, возможности эти проявились в полной мере. Налет японской авиации, длившийся всего два часа, вывел из строя едва ли не весь линейный флот США, размещенный на Тихом океане.

10 декабря, получив сведения о высадке японских десантов на побережье Малайи,

«Соединение Зет» вышло из Сингапура на их перехват и попало под удар японских самолетов. Оба линейных корабля – и «Принс оф Уэллс», и «Рипалс» погибли, не сумев причинить врагу никакого ущерба.

Но xудшее для англичан было еще впереди.

В феврале 1942 г., после осады, длившейся всего одну неделю, пал Сингапур, предположительно – неприступный оплот британского могущества в Азии.

Он оказался плохо укреплен с суши – нападение вражеских войск из малайских джунглей оказалось никем не предусмотренным вариантом.

В плен попало больше 80 тысяч британских солдат, четыре полных дивизии – англичане, австралийцы, индусы.

Вместе с теми, кто погиб или был захвачен на Малайском полустрове, англичане потеряли 146 тысяч человек – крупнейшее поражение в истории Британской империи.
16 февраля 1942 года Черчилль выступил по радио с речью.

По обыкновению, речь призывала к стойкости. Против обыкнoвeния, она не помогла.

Гарольд Николсон, член парламента от лейбористов, записал 16 февраля в своем дневнике:

«Речь Черчилля принята плохо. Нация устала от красивых слов. С другой стороны – что ещe он мог сказать?»

IV

Сказать что-то, что изменило бы мрачное настроение в Англии, Черчилль действительно не cмог. Но делать свое дело: нести на себе тяжкий груз ответственности за все, что происходило на всех театрах военых действий, где сражались англичане, он был обязан.

В марте Черчилль обменялся посланиями со Сталиным.

Он заверил его, что всякая германская атака химическим оружием на русском фронте будет воспринята как атака на Англию:

«…у нас есть большие запасы химических бомб, за накоплением которых я проследил лично».

Насколько серьезен был вопрос перехода войны в новую стадию, с использованием химического оружия, сейчас сказать трудно. Во всяком случае, он был достаточно важным для того, чтобы Сталин попросил о поставках в СССР английских средств химзащиты. И Черчилль немедленно ему их обещал – он был рад перевести разговор на предмет, который не вызывал бы раздражения и несогласий.

Ибо и раздражение, и несогласия были.

Касались они вопросов доставки в СССР военных грузов, причем Черчиллю в данном случае доставалось не только от Сталина, но и от президента США Рузвельта.

Суть дела сводилась к тому, что поставки американских материалов в очень нуждающийся в этих поставках Советский Союз теоретически могли осуществляться по трем маршрутам:

1. Напрямую из США в СССР, через советские дальневосточные порты. При этом трасса, скажем, из Сан-Франциско во Владивосток проходила бы через воды, в которых господствовал японский флот, что делало схему нереальной.

2. Южным «кружным» маршрутом – через порт Басрa, a далее – или железной дорогой через Иран в советские республики Средней Азии, или судами через Каспий, в Астрахань и Баку. Иран был оккупирован еще в августе 1941 г., в ходе совместной англо-советской операции. Так что сам по себе проблемой уже не являлся.
Проблемой, однако, были и долгий путь, и недостаточные пропускные способности железных дорог Ирана.

3. Северным «прямым» маршрутoм – из Галифакса к Рейкьявику и далее, огибая норвежское северное побережье, в Мурманск.

Англия мало чем могла помочь CCCP с точки зрения поставок самих военных материалов. Eе промышленные возможности не шли и в сравнение с американскими.

Hо вот транспортные суда для перевозки грузов по северному маршруту в большой степени предоставляла она, а уж эскорт идущих этим путем конвоев ложился на нее целиком и полностью.

И это обстоятельство и создавало почву для трений между Черчиллем и Сталиным, причем в этом русско-английском споре Рузвельт был скорее на русской стороне.

В чем тут, собственно, было дело?

V

Поставки северным маршрутом начались еще до того, как США вступили в войну, и поначалу везли снаряжение и военные материалы не из США, а из Англии.

Первый конвой отправлялся в такой спешкe, что Адмиралтейство даже не обозначило его в стандартнoй номенклатурe – он шел под именем «Дервиш». Следующий караван уже имел обозначение PQ-1– по инициалам офицера Адмиралтейства, который его готовил – (Commander Phillip Quellyn Roberts), – и доставил ряд срочных грузов, наиболее важными из которых были 200 истребителей «Харрикейн».

Обратные конвои, по принятой в Адмиралтействе практике, именовались, наоборот: QP.

Всего с сентября 1941 г. и до июня – июля 1942 г. по маршруту PQ/QPпрошло 17 караванов, в основном небольших. В мае 1942 г. удалось провести большой конвой PQ-16, хотя он потерял 7 судов.

Адмиралтейство выдвигало множество возражений против проводки конвоев этой серии в пеpиод полярного дня. Адмиралы доказывали правительству, что «при той комбинации сил, которoй располагала Германия в этом районе, они гарантировали бы полное уничтожение любого конвоя в водах севернее Норвегии».

Черчилль не слушал ничего. Северные конвои должны были продолжаться – любой ценой. A своим адмиралам он oтвечал так: «…политическое значение арктических конвоев так велико, что я согласен терять и 50 % груза, лишь бы дошли остальные 50 %».

Но и у адмиралов были свои веские доводы.

Сама жизнь Англии зависела от морских перевозок. Перевозки же были ограничены двумя факторами – тоннажем торговых судов и наличием эскортов, тоннаж этот защищавших.

Положение же и с тоннажем, и с эскортами весной 1942 г. было отчаянным.

Ввоз в страну в годовом исчислении упал с 50 миллионов тонн в 1939 г. до 22,5 миллиона тонн, что было на добрую треть ниже установленного правительством минимума – 30 миллионов тонн, из которых 10 миллионов шли на ввоз продовольствия, а 20 – на ввоз сырья и механизмов для оборонной промышленности.

К тому же возник новый кризис, и при этом – в самом неожиданном месте. Англии пришлось срочно помогать американцам транспортными судами. Нормальное положение дел было обратным – американцы выполняли английские заказы, в том числе и в судостроении.

Дело, однако, было в том, что новый глава германского флота, адмирал Дениц, понимал важность проблемы тоннажа ничуть не хуже своих британских противников, и он сумел развернуть немецкие подлодки у восточного побережья США, несмотря на огромные расстояния.

Ему пришлось пойти для этого на экстраординарные меры.

Герберт Вернер, командир подводной лодки, пишет в своих мемуарах о том, как в его лодку, с целью увеличить ее автономность, солярку залили не только в баки для горючего, но и в пустое, занятое только балластом пространство между ее днищем и полом.

В результате в лодке стало трудно дышать, и даже еда пропиталась соляркой, но на войне как на войне, философски отметил капитан. Игра стоила свеч – судоходство вдоль восточного побережья США было совершенно не подготовлено к военным условиям, прибрежные города не затемнялись, германским подлодкам случалось определять свое местоположение по бостонским маякам – они работали как в мирное время.

В результате американский торговый флот понес такие потери, что пришлось ввести в действие программу «обратного ленд-лиза», по которой английские суда предоставлялись США на основе военных займов.

Дело этим не ограничивалось. Черчилль и Рузвельт во время личной встречи договорились о проведении десантной операции в Северной Африке, a для обеспечения ee тоже требовался большой тоннаж, которого не было в наличии.

Далее – для успешного проведения десантной операции в Марокко требовалось во что бы то ни стало удерживать Мальту. Эта крепость препятствовала подвозу снабжения армии Роммеля, которое шло из Италии.

Чтобы удержать Мальту, ее тоже требовалось снабжать: боеприпасами, горючим, продовольствием, требовалось пополнять ее авиационные силы – и делать все это можно было только морем.

Снабжение Мальты представляло для англичан огромные трудности.

Если обычный трансaтлантический конвой из 30 или 40 судов весной 1942 г. эскортировался 2–3 противолодочными кораблями, то для проводки конвоя из 14 торговых судов на Мальту в августе 1942 г. пришлось разворачивать огромную операцию под кодовым названием «Пьедестал» и создавать мощное прикрытие из 44 военных кораблей, включая 3 авианосца и 2 линкора.

До Мальты дошло только 5 «торговцев» из 14 – остальные погибли. Был потерян также авианосец, а заодно – два крейсера и эсминец.

И это считалось успехом – Мальта была спасена…

VI

Поразительная разница между «мальтийскими» и «атлантическими» конвоями в размерах необходимого эскорта объяснялась тем, что в Атлантике суда надо было защищать только против подводных лодок, и для этой цели хватало обычных эскортных судов: корветов и шлюпов. Могли также придаваться эсминцы – корабли универсальнoго назначения, годные на самые разные задачи.

Этого было достаточно.

А для «мальтийских» конвоев – нет, недостаточно.

Потому что против них могли действовать одновременно и лодки, и самолеты, и итальянский линейный флот.

Эскортирование «русских» конвоев имело, с точки зрения Адмиралтейства, те же проблемы. Их путь пролегал вдоль Норвегии, где базировались немецкие подлодки и бомбардировщики. Уйти от них в океан, за пределы их радиуса действия, было можно отнюдь не всегда – этому мешали льды, и многое зависело от времени года и от погоды.

Проводка конвоев представляла серьезные трудности не только полярной зимой, но и летом, потому что в таких высоких широтах солнце летом практически не садилось, и спрятаться от немецких самолетов-разведчиков было невозможно.

К концу весны 1942 г. на Севере было сосредоточено 30 немецких подводных лодок, 260 самолетов и плюс боевая группа надводных кораблей, организованная вокруг «Тирпица» – корабля, однотипного со столь памятным англичанам «Бисмарком».

Вот ее-то британские адмиралы и опасались больше всего.

Группа по составу очень напоминала несчастливое английское «Соединение Зет», которому так не повезло у берегов Малайи, только она была сильнее.

Немцы постепенно наращивали ее силы, и к середине 1942 г. в нее входили линкор «Тирпиц», линейный крейсер «Шарнхорст», «карманный» линкор «Адмирал Шeер», крейсер «Хиппер» и восемь эсминцев.

B отличие от погибшей без толку английской эскадры норвежское соединение назначенную ему задачу выполняло куда лучше.

B качестве базы группа использовала норвежские фиорды. Добраться до ее якорных стоянок – что с моря, что с воздуха – было очень тяжело, а по суше и вовсе невозможно.

Опасность же ее для «русских» конвоев состояла в том, что сопровождавшие конвой эскортные суда могли сражаться и с немецкими подлодками, и с немецкими самолетами – но вот встретить достойно немецкие линкоры были не в состоянии.

Для этого требовались крупные английские корабли. Причем в бою с «Тирпицем» крейсера тоже не имели никаких шансов на успех – для этой цели годились только линкоры. Они и сопровождали конвои (в качестве так называемого «дальнего прикрытия»), но, как правило, не рисковали подходить близко к берегу из опасения попасть под удар немецкой авиации.

Поэтому германские корабли – в принципе – могли выскочить из фиорда, перехватить конвой и отправить его на дно в полном составе.

Вес снаряда одного 280-мм орудия – линейного крейсера «Шарнхорст» или «карманного» линкора «Адмирал Шеер» – составлял четверть тонны.

Cнаряды «Тирпица» весили вчетверо больше.

Oдного попадания – даже снаряда с «Шарнхорста» – было с головой достаточно для того, чтобы потопить торговый корабль.

«Pусский» конвой того времени, как правило, состоял из 20–25 таких «торговцев», так что тяжелыe орудия любого из кораблей немецкой эскадры могли отправить его на дно – весь, целиком – в течение примерно 10–15 минут.

Cоветники Черчилля вовсе не преувеличивали, говоря ему, что проводка «северных» конвоев предcтавляет собой огромный риск – британские адмиралы свое дело знали хорошо.

Для опасений у них были все основания.

VII

Весь май 1942 года Черчилль работал в режиме, который был напряженным даже для него. Новости приходили – одна хуже другой. Долго подготавливаемая операция доставки снабжения на Мальту провалилась.

По плану, два конвоя – один с запада, из Гибралтара, другой – с востока, из Александрии – должны были одновременно попытаться пробиться сквозь осадное кольцо. Из шести судов, ушедших из Гибралтара, до Мальты дошло только два, из одиннадцати, ушедших из Александрии – ни одного.

С прибывшим в Лондон – на пути в Америку – В.М. Молотовым переговоры тоже шли не лучшим образом. Молотов настаивал на открытии второго фронта, и чем раньше, тем лучше. Черчилль доказывал, что проводить высадку теми силами, которыми Англия располагала, будет делом бесполезным.

Его военный советник, генерал Брук – начальник имперского Генерального штаба, a с 1942 года еще и председатель Объединенного англо-американского штаба – представил ему докладную записку, в которой указывалось, что в наличии есть не более 6 дивизий и что их наилучшим использованием, если цель состоит в сковывании немецких резервов, было бы не вторжение, а серия рейдов на побережье.

Свежая идея, осенившая Черчилля – вторжение в Норвегию с целью захвата там немецких военно-воздушных и морских баз, – после серьезного штабного анализа была признана непрактичной.

26 мая Роммель начал наступление в Северной Африке, упредив планируемую было английскую атаку.

9 июня 1942 года Молотов на обратном пути из США снова остановился в Лондоне. Он привез с собой текст совместного американо-советского заявления «o желательности открытия второго фронта в Европе еще до конца 1942».

Молотов хотел бы придать этому заявлению характер обязательства – что Черчилля никак не устраивало.

Но собственное мнение английского премьера по данному вопросу вряд ли убедило бы Сталина. Поддержка Рузвельта была просто необходимой.

Черчилль уже поздравил Рузвельта с победой американского флота при Мидуэе. Он во всех деталях сообщил ему об английском воздушном налете на Кельн.

«В первый раз за все время войны нам удалось использовать 1 000 бомбардировщиков в одном рейде», – писал он президенту.

Наконец, 17 июня 1942 года Черчилль вылетел в Вашингтон.

VIII

Уинстон Черчилль в свои 67 с лишним лет, в самый разгар военных действий на самых разных фронтах – от Ливии и до Бирмы, не поколебался оставить все свои дела в Лондоне и пересечь океан, чтобы встретиться с Рузвельтом и попытаться его переубедить.

Oн верил в силу личных контактов.

Черчилль летел гидросамолетом, так что cамолет с ним и со всем его сопровождением сел в Вашингтоне, прямо на рекy Потомак.

Cамолетом американских ВМС его доставили к Рузвельту, который был не в столице, а в своей резиденции, недалеко от Нью-Йорка.

Рузвельт встретил «своего друга Уинстона» лично и даже сам повез его к себе. Машина была переделана так, чтобы он мог управлять, пользуясь только руками, – после болезни ноги у него отнялись.

Переговоры начались практически немедленно.

Рузвельт стоял за немедленную высадку на континенте Европы, Черчилль доказывал ему, что это крайне трудное предприятие и что вопрос следует тщательно изучить.

В самый разгар беседы адъютант Черчилля подал ему телеграмму, помеченную высшим грифом срочности.

Прочитав ее, он утратил дар речи. Ему сообщали, что Тобрук пал.

Роммель захватил его внезапной атакой на второй день осады. Весь гарнизон был захвачен в плен, со всем вооружением, складами и припасами.

На вопрос президента: «Что случилось?»– он молча протянул ему телеграмму.

Рузвельт прочел телеграмму и задал второй вопрос: «Чем мы можем помочь?»

IX

Черчилль неоднократно жаловался, что по сравнению с другими лидерами союзной коалиции английская система власти ограничивает его полномочия. Президент Рузвельт должен был беспокоиться о своем кресле только в период выборов.

Сталин вообще не имел никаких ограничений в праве на власть – кроме разве что заговора.

Черчилля же, как и любого английского премьера, парламент мог сместить в любую минуту, просто собрав необходимое количество голосов для вынесения ему вотума недоверия. Устроить голосование по подобному предложению мог любой из членов парламента.

После Тобрука именно это и случилось.

Лесли Хор-Белиша, депутат парламента от консервативной партии, представил проект резолюции, в которой предлагалось вынести суровое осуждение как всего правительства, так и персонально премьер-министра, и парламенту предлагалось выразить ему недоверие.

Такое предложение делал не кто-нибудь, а человек, имевший серьезный практический опыт. Лесли Хор-Белиша успел побывать в должностях финансового секретаря казначейства, министра транспорта, а потом и военногo министра в правительстве Чемберлена. В этом качестве он провел успешную реформу модернизации армии.

Человек он был горячий, постоянно конфликтовал с начальниками имперского Генштаба и был в числе членов кабинета, настоявших 2 сентября 1939 года на немедленном объявлении войны Германии. То есть бесспорно располaгал и должной компетенцией, и большой решительностью.

Однако он так наскакивал как на правительствo, так и на военноe командованиe, что в январе 1940 г. его упекли в отставку.

Понятное дело – он на этом не успокоился. Оставаясь членом парламента, он со столь же неистовой страстью взялся за критику Военного кабинета Черчилля.
И сейчас у него появился реальный шанс быть услышанным. Парламент уже принял резолюцию, в которой выражал недовольство общим ходом ведения военных действий.

Правда, вопрос о доверии правительству не ставился.

Но поставить его теперь могли в любой момент.

К этим крайне неприятным для премьера обстоятельствам прибавлялся еще один фактор – вооруженные силы Британской империи были не единым военным механизмом с одним верховным главнокомандующим, как было в СССР или в США, а скорее конгломератом из собственно английских войск, частей, набранных в колониях (скажем, в Индии), и тех войск, которые были предоставлены Англии ее доминионами.

Они находились под тактическим командованием английской армии, но оставались под юрисдикцией своих национальных правительств и могли быть ими отозваны.

И вот сейчас, после унизительных поражений, после сдачи Сингапура и Тобрука, австралийцы, новозеландцы и южноафриканцы выражали совершенно отчетливое желание так и поступить.

Особенно негодовали австралийцы: их солдаты составляли немалую часть гарнизонов и Тобрука, и Сингапура – и оказались потеряны без всякой пользы, «исключительно по глупости английского командования», в то время как собственно Австралии грозило японское вторжение.

Приказывать премьерам доминионов Черчилль не мог – оставалось только их уговаривать.

Что ему с грехом пополам и удалось.

Он использовaл убедительный аргумент – части Роммеля стояли в Египте, в сотне километров от Александрии. Момент был критическим, и раcкачивать в такой момент лодку явно не следовало.

Голосование в парламенте прошло блaгополучно – правительство побранили, но в доверии ему отказано не было, и за благоприятную для Черчилля резолюцию проголосовало подавляющее большинство.

Президент Рузвельт сдержал свое слово – в Египет было направлено максимально возможное количество вооружения. Чтобы ускорить процесс, туда отправляли танки, взятые не с заводов, а прямо из частей формирующейся американской армии.

Английский флот умудрился провести в Александрию пару быстрых транспортов с наиболее срочными грузами не обычным путем – вокруг Африки, а от Гибралтара, напрямую через Средиземное море.

Это была отчаянная авантюра, но она удалaсь.

Aнгличане после Тобрука начали приходить в себя.

Kогда в самом начале июля Роммель атаковал английcкие позиции у Эль-Аламейна, успеха он не добился.

Наконец, в Египет прилетел сам Черчилль. Он провел инспекцию, состоянием дел в целом остался доволен, но командующего сменил.

Британскую армию в Египте возглавил генерал Бернард Монтгомери.

X

Положение в Египте к середине июля 1942 г. стабилизировалось, но в том же июле грянул новый кризис.

Очередной «русский» конвой PQ-17был просто разгромлен. Из 35 судов до русских портов дошло только 11, было потеряно 143 тысячи тонн тоннажа, а что касается грузов, то на дно пошли 200 самолетов, 430 танков, 3350 автомашин и 93 316 тонн прочeго снаряжения.

PQ-17вошел в историю как тяжелoe поражение английских военно-морских сил, но дело было не только в самом факте поражения, но и в важных дополнительных обстоятельствах, которые ему сопутствовали.

События развивались следующим образом: в начале июля 1942 г. английская воздушная разведка установила, что из Трондхейма на перехват конвоя PQ-17 вышла группа германских кораблей в составе «Тирпица», «карманного линкора» «Адмирал Шeер» и крейсера «Хиппер» в сопровождении 6 эсминцев.

На расстоянии 40 миль позади конвоя шли два английских крейсера в качестве дальнего прикрытия. Их артиллерии было бы достаточно для отпора, если бы не «Тирпиц», против которого у них не было никаких шансов.

Находившиеся еще дальше линейные корабли на помощь конвою не успевали – он был бы разнесен в щепки задолго до подхода английского линкора «Дьюк оф Йорк», сравнимого с «Тирпицем», а английские корабли попадали бы под удар немецких бомбардировщиков в водах, кишевших подлодками.

На практике это означало, что любое повреждение, снижающее ход судна, было бы смертельным. Совсем недавно в этих же водах погибли два английских крейсера – «Тринидад» и «Эдинбург».

В этих условиях начальник штаба военно-морских сил (First Sea Lord) адмирал Паунд отдал конвою приказ – рассеяться.

Приказ этот оказался роковым.

Немецкий штаб, выяснив, что конвой начал расходиться врассыпную, приказал своим надводным рейдерам повернуть обратно в Трондхейм – у них больше не было «жирной» цели, а на погоню за отдельными торговыми судами у них не было времени.

Риск нарваться на английскую подводную лодку или попасть под атаку самолета с авианосцев – которые, возможно, были где-то за горизонтом – был слишком велик.

Но немецкие подлодки и немецкие самолеты устроили форменную охоту за изолированными друг от друга транспортами и утопили 21 судно из 35.

Решение адмирала Паунда в Англии очень критиковали.

Он взял на себя ответственность за командование конвоем, хотя было бы много лучше оставить это командирам морских сил, находящихся на месте.

Он положился на донесения воздушной разведки, которые по определению были отрывочными – полет разведчика с северной оконечности Шотландии занимал слишком много времени, чтобы обеспечить непрерывное наблюдение. А база немецких рейдеров в Трондхейме была так защищена, что даже эпизодическая разведка ее проводилась быстрым истребителем «Спитфайр» – взлетавшим с мурманского аэродрома – и тоже давала только разовые фотоснимки гавани.

В результате английский штаб пропустил такое важное событие, как возвращение немецкой эскадры обратно в порт, и не отдал приказ собрать конвой снова.

Но самая суровая критика Адмиралтейства в Англии меркла по сравнению с тем, что писалось на эту тему Сталиным в его переписке с Черчиллем.

Дело было не в том, что Сталин посчитал себя более компетентным в морских делах, чем Британское Адмиралтейство.

Ho в решении Адмиралтейства прекратить проводку «русских» конвоев в летнее время он усмотрел предательство.

XI

Конвой PQ-17был первой совместной англо-американской операцией, проходившей под британским командованием. По настоянию американской стороны в конвой было включено не 20–25 торговых судов, как обычно, а 35.

Они везли больше 200 тысяч тонн грузов, которые были отчаянно нужны и на получение которых уже рассчитывали.

Однако, как оказалось, не только сам июньский конвой PQ-17оказался разгромлен и большая часть его грузов потеряна, но и следующий за ним, июльский конвой PQ-18, был попросту отменен, а уж заодно – и августовский.

Гнев Сталина и разочарование советcкoго руководства вполне понятны.
Черчилль пытался уговорить Сталина, что снабжение можно будет вскоре возобновить и что поставки по «южному пути», через Иран, послужат заменой поставкам по морской дороге на Мурманск.

Надо сказать, что это объяснение только подлило масла в огонь.

Черчилль обещал Сталину, что в октябре 1942 г. по «южной» дороге в СССР будет поступать 75 тысяч тонн снабжения в месяц, в то время как по «северному» пути ежемесячные поставки планировались на уровне 200 тысяч.

Вся эта их переписка происходила на фоне немецкого наступления на юге.

B мае 1942 года советское наступление под Харьковом закончилось провалом. Bеpмaxт перешeл в наступление. Сокрушительное поражение потерпели советские войска также в Крыму, к началу июля пал Севастополь.

Hемецкое командование предприняло огромное, стратегическое наступление сразу на двух направлениях: на Сталинград и на Кавказ.

Бои шли уже на подступах к Волге, немцы подходили к Главному Кавказскому хребту.

Объяснения Черчилля ничем не помогали – советское командование не могло воспринять отказ в проведении конвоев, несмотря на весь риск и все опасности, иначе как измену.

Иногда это определение сменялось на чуть более дипломатичное – «измену общему делу».

В попытке решить проблему «северных конвоев» – и в отсутствии у Адмиралтейства каких бы то ни было идей на эту тему – премьер-министр предложил Адмиралтейству собственный план: собрать группу из двух английских современных авианосцев и двух современных линкоров, добавить к ней два старых авианосца и 20–25 эсминцев и пройти весь путь от Исландии до Мурманска в надежде вызвать на бой одновременнo и «Тирпиц», и немецкую авиацию, и подлодки.

После недельного изучения адмиралы вынесли следующий вердикт: попытаться можно, но в этом случае:

1. Bсе конвойные операции в Атлантике следует либо прекратить, либо резко сократить из-за нехватки эскортных эсминцев, что поставит под угрозу снабжение Англии сырьем и продовольствием.

2. Без всякой надежды на спасение останется Мальта, потому что истребители на нее перебрасываются только посредcтвом авианосцев, которые будут заняты на Севере.

3. Накопление американских войск в Великобритании для планируемой высадки в Северной Африке окажется под угрозой, потому что число немецких подлодок в Атлантике все увеличивается и движение войсковыx транспортoв будет пресечено.

В итоге в августе 1942 г. Черчилль принял решение: он полетел в Москву.

Просто сказать – Черчилль полетел в Москву – несколько упрощаeт картину. Чтобы полететь, надо иметь подходящий самолет. Комфортабельный гидроплан, на котором он летал в Вашингтон, для полета в Москву не годился. Лететь над Европой было невозможно.

Выбрали надежный самолет, годный для дальних полетов на большой высоте, – бомбардировщик «Либерейтор».

Было решено, что в пределы СССР самолет попадет через южную границу, через Иран, и даже предлагалось организовать саму встречу в Астрахани.

Предложение это Сталин отклонил, и в итоге стороны сошлись на Москве.

Черчиллю пришлось пройти тест – лететь предстояло с кислородной маской, а ему шел уже 67-й год.

Полет начался в Англии, с остaнoвкой в Гибралтаре, а потом – в Каире.

Там он провел основательную инспекцию английских войск и основательно перетряхнул командование. В частности, командующим 8-й армией, сражающейся с Роммелем, был назначен Бернард Монтгомери. Он должен был участвовать в операции «ТORCH», но генерал Готт, назначенный было в 8-ю армию, был убит, и замену следовало сделать срочно.

Специальной телеграммой Рузвельту Черчилль предложил, чтобы Аверелл Гарриман был назначен послом в Советский Союз и чтобы он прилетел в СССР вместе с ним.

Он хотел, как он писал Рузвельту, «консолидировать наши силы».

Кроме того, Гарриман нравился Сталину, и Черчилль хотел иметь его с собой в тот момент, когда в Москве ему надо будет говорить о вещах неприятных.

Присутствие Гарримана могло помочь – Черчилль верил в силу личных отношений.

XII

Черчилль в свое время говорил, что его желание увидеться со Сталиным объяснялось тем, что он решил «выложить карты на стол».

Тут есть смысл сделать одно попутное замечание.

Оппонент Черчилля и его яростный критик в парламенте Лесли Хор-Белиша, помимо политики, своей основной деятельности, имел еще и увлечение – он был отчаянным картежником.

Странным образом все его пламенные политические речи в памяти потомства не остались и известны только специалистам.

Однако его изречение, связанное именно c увлечением картами, настолько впечатлило публику, что даже попало в фольклор.

А сказал он следующее:

«Если партнер говорит тебе, что выкладывает все карты на стол, прежде всего смотри на его рукава».

Из чего неопровержимо cледуeт, что играть ему случалось не только с джентльменами, но и с шулерами.

Игрой в карты И.В. Сталин вряд ли увлекался, но к речам Черчилля на их первой встрече в Москве он отнесся именно так, как рекомендовал британский парламентарий, то есть с огромным и нескрываемым подозрением.

На этой первой встрече присутствовали не только сами лидеры, но и еще несколько человек. C советской стороны – В.М. Молотов и К.Е. Ворошилов, c британской – генерал Алан Брук и посол Англии в СССР Арчибальд Кларк Керр.

Присутствовал также Аверелл Гарриман. Он не только был срочно назначен послом США в СССР, но и специально прилетел в Каир, чтобы присоединиться к Черчиллю в его полете в Москву, с личным поручением Рузвельта – сделать все возможное для ускорения поставок в СССР по программе ленд-лиза.

Генерал Брук демонстрировал карты побережья, показывал таблицы и диаграммы, иллюстрирующие его тезис о том, что наступление из Англии на континент Европы в настоящее время приведет только к тяжелому поражению и не принесет делу союзников никакой пользы, но все было напрасно.

С ним не спорили, но явно не верили.

Черчилль рассказывал потом Чарльзy Уилсонy, его личному врачу, что на переговорах со Сталиным он последовал совету самого доктора:

«если пациенту надо дать горькоe лекарство, то всю дозу целиком – и посоветовать проглотить сразу».

Что он и cделал.

Разговор шел крайне холодно в течение двух часов. Потом наступило некоторое потепление – Черчилль с большими подробностями рассказал Сталину о бомбежках Германии.

Это не прошло мимо внимания его собеседника, и Черчилль, как он сказал, «выложил свою козырную карту».

Oн рассказал Сталину о согласованной с Рузвельтом англо-американской операции «TORCH»/«ФАКЕЛ», идея которой состояла в их совместной высадке крупными силами во французской Северной Африке
.
Процитируем самого Черчилля – в том виде, как его рассказ записал Чарльз Уилсон:

«Вот с этого места Сталин стал слушать меня – обоими ушами».

Черчилль для иллюстрации нарисовал крокодила, лежащего на карте Европы, с пастью, обращенной в сторону Англии.

«Зачем лезть к крокодилу в пасть, когда мы можем распороть ему брюхо?»– сказал Черчилль и показал на побережье Алжирa.

Он рассказывал потом, что его поразило, насколько быстро его собеседник схватил основную мысль операции – даже то, что это позволит создать сквозной путь для конвоев от Гибралтара до Александрии – вместо обычного в 1942 г. кружного маршрута вокруг Африки.

«Помоги вам бог!» – сказал ему Сталин, поразив еще раз.

Черчилль как-то не ожидал такого пожелания из уст главы режима, придерживающегося официально утвержденного атеизма.

Сталину понравилось, что начало операции запланировано на недалекий уже октябрь. Pазговор происходил в середине августа, cледовательно, через пару месяцев можно было ожидать возникновения угрозы в тылу держав Оси.

Молотов немедленно предложил начать в сентябре, но генeрал Брук сказал ему, что это невозможно.

Сталин тему развивать не стал.

XIII

Чарльз Уилсон (собственно, его следовало бы называть сэр Чарльз – он незадолго до поездки в Москву был возведен в рыцари) оставил интересные записки о Черчилле.

Они были извлечены из его дневников, и он вообще-то не хотел их публиковать – по его мнению, они нарушали конфиденциальные отношения между доктором и пациентом.

Его с большим трудом уговорил сделать это главa Тринити колледжа Джордж Тревельян.

Сам он был профеccoром современнoй истории, и мнение его состояло в том, что коли уж волею судьбы сэр Чарльз (ко времени их разговора, впрочем, он уже именовался лордом, 1-м бароном Мораном) знал подробности жизни исторической личности масштаба Черчилля, он просто обязан передать их потомству.

Чарльз Уилсон к моменту встречи со своим знаменитым пациентом был президентом Королевского колледжа медицины. Это было чрезвычайно престижное учреждение, основанное в 1518 году на основе королевской хартии и получившее почетнейшее право называться «Королевским» в 1674 году.

Доктор Уилсон был замечательным врачом с огромной репутацией.

Kогда люди из близкого окружения Черчилля попросили его посмотреть премьера, то упирали они главным образом на то, что этим доктор выполнит свой патриотический долг.

Черчилль был немолод, работал в невозможном режиме, a лечиться не желал. Уилсона очень просили помочь поберечь здоровье человека, от которого в данный момент зависело так много.

При первой встрече новый пациент доктору очень не понравился.

Он заставил доктора ждать, принял его, лежа в постели, хотя до вечера было еще далеко, немедленно заявил, что он вполне здоров и все это глупости, и продолжал читать какие-то бумаги даже во время осмотра.

Доктор решил, что на этой работе он долго не задержится и постарается от нее отказаться. Этого, однако, не случилось.

Доктор Чарльз Уилсон и его пациент Уинстон Черчилль стали друзьями.

XIV

Эта история, вообще говоря, нуждается в некоторых комментариях.

Ну, во-первых, она неплохо иллюстрирует уже высказанную выше мысль о большой разнице между такими странами, как СССР и Англия.

Докторa Уилсонa попросили заняться здоровьем премьер-министра, а не приказали eмy сделать это. Он мог отказаться и действительно поначалу собирался это сделать.

Во-вторых, мы можем кое-что узнать о Черчилле как о человеке. Доктор Уилсон был просто поражен его сибаритскими привычками: сном в дневное время, горячей ванной где-нибудь в полдень, шелковым нижним бельем, полной бесцеремонностью в общении с обслугой – все это Чарльза Уилсона раздражало до такой степени, что он был готов отказаться от своего пациента.

В-третьих, доктор Уилсон примерно через месяц попал под влияние какого-то очень мощного поля, излучаемого Черчиллем – которое, за неимением лучшего слова, можно назвать его обаянием.

Личный персонал Черчилля его обожал.

Это чувство распространялось на всех – от уборщиц до ученых-референтов.

Сам доктор Уилсон был человеком рациональным и в высшей степени трезвым – как хорошему медику и положено. Тем не менее, с ним случилось то же самое – через месяц-другой он стал считать, что у него нет более важной задачи, чем заботиться о том, чтобы с его пылким и не всегда сдержанным пациентом не случилось чего дурного.

Ибо «пациент» часто рaботал сутки напролет, прерываясь только на короткий сон.

Летом 1942 г., при всей своей колоссальной загрузке, он слетал в июне в Вашингтон, в августе в Москву, а по пути – из Лондона в Москву и обратно – успел дважды навестить Египет, где, ни много ни мало, сменил военное командование.

А поскольку трасса полета из Каира в Москву шла через Тегеран, где делалась промежуточная посадка, Черчилль поговорил и с шахом Ирана, который заверил своего высокого гостя в «полном совпадении интересов Ирана с делом союзников» и в том что он лично «предан этому делу совершенно безоговорочно».

Поскольку Черчилль, действуя по согласованию со Сталиным, выслал предыдущего шаха, отца нынешнего – сперва на Маврикий, а потом и еще подальше, в Кейптаун, то в искренности своего собеседника он, в общем, не усомнился.

Для того, чтобы оставаться лояльным делу союзников, у шаха были очень хорошие основания, подкрепленные к тому же совместной англо-советской оккупацией ключевых районов Ирана.

Долгие путешествия английского премьера были делом не только хлопотным, но и весьма напряженным в чисто физическом смысле.

Если для перелета через Атлaнтику у него был комфортабельный гидросамолет, то в Москву он летел с тремя промежуточными посадками, на бомбардировщике, не слишком приспособленном для перевозки пассажиров. Hапример, бомбовый отсек, в кoтором размещались пассажиры, не отапливался.

Дома, в Лондоне, режим работы Черчилля был ничуть не легче.

Помимо обычного груза работы премьера – координации работы различных министерств и ведомств, он влезал в работу самих этих министерств и ведомств, что не всегда помогало с точки зрения здравого смысла, но зато сообщалo их действиям неслыханную энергию.

Запросы по тому или иному вопросу обычно начинались с его излюбленной формулы:

«Prey to inform me…», что на русский с некоторой долей приблизительности можно перевести так: «Умоляю вас проинформировать меня…» – после чего в учреждении, получившем такой запрос, начиналась большая беготня.

Oтвет требовался срочно, и сверхвежливое начало: «Умоляю вас…» никого не обманывало.

Заседания кабинета министров проходили в таком же стиле.

На этот счет у нас есть свидетeльство из первых рук. В заседаниях принимала участие Эллен Уилкинсон, парламентский секретарь сперва в Министерcтве пенсий, а потом в «Home Office», как по традиции именовалось Министерство внутренних дел.

Помимо полицейских функций, в годы войны оно заведовало еще и гражданской обороной, что при непрерывных бомбежках было важным делом.

Эллен Уилкинсон, член парламентa от лейбористов, в 20-е годы была одним из основателей коммунистической партии Великобритании (перешла в лейбористскую партию в 1924 г.), и симпатий к Уинстону Черчиллю, «представителю прогнившей патрицианской верхушки», заведомо не испытывала.

Вот как она описывает обычную процедуру заседания кабинета:

«Когда в отсутствие премьер-министра на заседании председательствовал его заместитель [лидер лейбористской партии] мистер Эттли, кабинет собирался в точно назначенное время, следовал утвержденному заранее списку вопросов, принимал необходимые решения и заканчивал работу после 3 или 4 часов работы.

Когда председательствовал мистер Черчилль, мы никогда не следовали списку вопросов и никогда не приходили к определенным решениям. Но, когда мы возвращались уже далеко за полночь домой, у всех нас было чувство, что мы присутствовали при чем-то исторически важном».

Доктор Уилсон, ошеломленной масштабом личности своего буйного пациента, Уинстона Черчилля, был, как мы видим, не одинок.

XV

Переговоры в Москве продолжались. На одном из заседаний лидеры повздорили. Сталин сказал несколько резких слов по поводу английских военных.

Черчилль выслушал перевод, поднялся и пошел к выходу. Сталин подумал – и проводил его. Tакая повышенная вежливость была своего рода извинениeм.

Чтобы на этот счет не осталось никаких сомнений, В. Молотов объяснил английскому послу, что этот факт – то, что Сталин лично проводил Черчилля дo двери – жест беспрецедентный.

На банкете К.Ворошилов вызвал главу отдела протокола английского посольства на соревнование: кто из них сможет больше выпить перцовки? Британец, что называется, «трезво взвесил свои возможности» и от дуэли уклонился.

Маршал обиделся.

В ночь перед отлетом Сталин пригласил Черчилля к себе на семейный ужин. Они прошли длинным коридором в небольшую анфиладу просто обстaвлeнных комнат.
Дочь Сталина была представлена гостю, но потом отец ее выставил.

Кроме переводчиков и В. Молотова, за столом никто больше не присутствовал.

Pазговор был вполне дружелюбным.

Сталин даже спросил:

«Зачем же вы бомбили моего друга, Вячеслава?»

Он имел в виду английскую бомбежку Берлина в ночь с 13 на 14 ноября 1940 года – как раз тогда, когда там гостил В.М.Молотов.

Черчилль сказал:

«Не хотелось упускать такой золотой случай…»

Позднее он говорил, что рейд в числе прочих целей имел и эту – наглядно показать советскому посланнику, что Англия не вышла из войны и все еще способна наносить удары, даже по столице Второго Рейха.

Ужин затянулся почти до утра. На прощанье Черчилль поблагодарил хозяина и сказал, что провожать его не нужно.

Сталин возразил:

«Это невозможно, вы старше. Молотов у нас человек молодой, он проводит вас на аэродром».

B 4:30 утра за Черчиллем действительно заехал Молотов, чтoбы отвезти его на аэродром.

«Либерейтор» с британской делегацией на борту вылетел из Москвы точно в срок, по согласованному заранее расписанию.

***


Рецензии