Часть 1. Глава 1

                Очерки о жизни

                Часть 1. 1937-1974 гг
               
                Глава 1. Родина

   Что это такое, Родина? Конечно, это страна, в которой ты
родился, появился на свет. И то место, где это произошло: город,
деревня, станица, поселок, хутор, село...
   Я родился в Краснодарском крае, в станице Курганной 4
сентября 1937 года. Сейчас это районный город Курганинск.
   Что из себя представляла эта станица в 1937 году?
   Большое поселение с численностью населения около 10 тысяч
человек. С юга оно замыкалось на большую узловую
железнодорожную станцию. С востока ее ограничивала буйная
горная река Лаба, самый большой приток Кубани. По имени реки
были названы две станицы – Лабинская и Усть-Лабинская, которые
теперь тоже стали районными городами.
   С запада на горизонте были древние курганы, которые и дали
название станицы. Непосредственно по западной границе
проходила железная дорога с пригородным сообщением через
Лабинскую до поселка в предгорьях Кавказа Щедок. А с севера,
сколько хватало глаз, раскинулись бескрайние степи,
обработанные в поля. Посреди станицы протекала грязная
речушка Кукса, летом чумазые пацаны из нее не вылазили.
   В станице возвышалась каменная церковь, построенная на
средства и силами местных казаков. Рядом с церковью раскинулся
парк, как сейчас принято называть, парк культуры и отдыха. На
центральной улице – государственные учреждения: райсполком,
райком партии, почта, банки, кинотеатр, ресторан. Больница и
аптека находились ближе к окраине. За церковью располагался
стадион для обучения верховой езде, а за ним – рынок. В станице
была нефтебаза и деревоотделочная мастерская. Был еще один
рынок около вокзала.
   Местом моего рождения была свежевыстроенная хата, крыша
которой была покрыта тесом (деревянными пластинами). Хата
имела два отдельных входа. В одной половине жили мама с папой
и я. Вторую половину занимали родные по линии отца: дедушка
Архип Егорович, бабушка Серафима и тетя Надя. Хата
располагалась на углу улиц Калинина и Розы Люксембург.
   Неподалеку от нашей хаты раскинулся фруктовый сад
плодоовощного техникума. У нас на приусадебном участке росли
абрикосы, персики, яблоки, груши, вишни. Поле было засеяно
овощами и кукурузой. А еще у нас был большой сарай для
хранения сена и сторож, цепной пес Барбос.
   Прошло много лет, но всякий раз начинало особенно биться
сердце, когда поезд приближался к Курганной и необъяснимое
щемящее чувство охватывало всего тебя, веяло чем-то родным и
близким, когда ступал на эту землю. Я на родине! И этим все
сказано.
   Здесь прошло мое детство, здесь прошли ужасы войны и
оккупации. Радость победы 1945 года и многое другое. Но все это
было впереди.
   Мне не так давно исполнилось 77 лет. Давно уже поумирали
многие мои близкие родственники. На месте нашей хаты построен
новый дом. Изменился город Курганинск. Но мне очень хотелось
бы, хотя бы перед смертью, побывать на месте своего рождения.
Родина зовет меня к себе. И я не могу объяснить себе, почему?
Думаю, что родина – это самое сокровенное, что есть в нас.
Наверное, поэтому во время войны бойцы шли на смерть с криком:
«За Родину!»
   Я уехал по воле родителей в девять лет и прожил больше 60 лет
в Калининграде, в бывшем Кенигсберге. Ездил в гости к родным,
пока они были живы. Не был на родине больше 30 лет. Самая
большая моя мечта – побывать на родине, подышать горячим
степным воздухом и показать внукам место своего рождения.


Рецензии