Филипок наших дней

С детства многие из нас помнят рассказ Льва Николаевича Толстого «Филипок» о маленьком деревенском мальчике. Несмотря на краткость рассказа, в нём писатель показал характер сельского мальчика, который осознаёт, что ему очень хочется учиться в школе. И ничто не может сбить его с пути – ни собаки, которые набросились на него, ни страх перед учителем. Не найдя своей шапки, Филипок отправляется в дорогу в шапке отцовской, которая оказывается под рукой.
В наше время маленькому Филиппу вместо трудностей, описанных Львом Николаевичем Толстым, пришлось бы столкнуться с новыми трудностями. Его окружили бы дамы с декоративными собачками, вдоволь посмеялись бы над незадачливым пареньком, а встретившиеся по дороге подростки, предложили бы ему сыграть в компьютерные игры. И ещё неизвестно, справился бы с этими искушениями Филипок, или же всё-таки предстал бы пред очи учителя? Но, предположим, тяга к знаниям всё же привела маленького непоседу к школе и…
… Перед входом в школьное здание он видит огромный плакат, на котором огромными буквами написано «РЕОРГАНИЗАЦИЯ», а под ними нарисована большая синяя стрелка, указывающая школьникам, что школа, если дети захотят учиться и дальше, располагается в 25 километрах, в соседнем посёлке. Но мальчик читать ещё не умеет, он только видит красивые выразительные буквы, но синяя стрелка подсказывает маленькому вундеркинду, что он попал куда-то не туда. И Филипок застывает в недоумении: куда идти дальше, – думает он, если в школу его не хочет впускать зловещая синяя загогулина? Но потом его внимание привлекает нестройный шум голосов, и он, обойдя указатель, идёт на этот шум.
Во дворе, перед щегольски одетым человеком стоят деревенские учителя и местные жители. Все они непонятно о чём галдят, а человек, посматривая на людей свысока, пытается убедить их, что оптимизация школы – это хорошо. Программа реорганизации школьного образования, говорит он, разработана на региональном уровне, и никуда не денешься, надо, в целях экономии, школу оптимизировать. Маленькому Филиппу непонятны эти слова, и он стоит разинув рот. А жители перед чиновником, переминаясь с ноги на ногу, о чём-то тревожно гудят: мужчины ломая в руках шапки, нервно курят, женщины ропщут. Но чиновник с лоснящейся от сытости физиономией неумолим, ибо ему сверху поступила директива, и он должен школу эту оптимизировать, для чего ему придётся её закрыть…

… Какой же вывод мы можем сделать из этого несостоявшегося похода к знаниям маленького сельского мальчика из старины глубокой? Есть ли какой-нибудь выход из создавшегося в сельской школе положения?
Из практики жизни мы знаем, что выход можно найти всегда. ВЫХОД находится там же, где и ВХОД. Решение проблем сельского образования в развитии села, а не переориентации его на города и мегаполисы. Если жители села считают, что школу сокращать и закрывать нельзя, они могут собрать сельский сход, и на нём принять соответствующее решение. У нас неплохие законы, и их никто не отменял. Сегодняшнее законодательство говорит о том, что без учёта мнения жителей сельская школа не может быть реорганизована. Но это, как мы понимаем, промежуточные решения. И, как один из  вариантов сохранения сельского образования, можно было бы рассмотреть вопрос о возможности создания на базе сельских школ социокультурных центров. Это и есть один из способов сохранения цивилизации и оплота государственности в сельских поселениях. В дальнейшем же, чтобы сохранить в селе школьное образование, государство не просто должно, оно обязано повернуться лицом к возрождению в стране сельского хозяйства. Как сказал железный канцлер Отто Бисмарк, войну выигрывает школьный учитель. Но если государство не повернётся лицом к образованию, оно будет обречено на поражение в войне с самим собой. Сегодняшние чиновники не думают о завтрашнем дне, поскольку давно уже живут по принципу мадам Помпадур и, приобретая европейские ценности и обучая своих чад в Оксфорде и Кембридже, и принеся в жертву деревенского Филипка, рискуют потерять Россию для своих внуков и правнуков. И потоп после них обязательно начнётся.


Рецензии