Времена не выбирают... глава 12

Станица Белая Калитва. Каратун.
   На рубеже веков в семье старого, но обедневшего атаманского рода появился мальчик, которого назвали Павел. У казака одна дорога, станичная жизнь, ну и война, если что. Детвора бегала огородами и буераками, играя в войну, удила рыбу, приучалась хозяйствовать на земле. Как во многих станицах дома были разделены рекой. С одной стороны здешние казаки жили, хозяева земли. А за рекой  пришлые безземельные батраки. Чужие. Павел рос на казачьей стороне. В семье было десять сыновей. Старшие уже работали с отцом в поле и по хозяйству. Младшие пользовались вольностью  и играли в войну. Любимая игра была в пластунов. Полагалось подсматривать за заречной ребятней, которая неизменно была вражеской силой. Поставят сеть – разорить! Сидят с удочкой – бросить камень, распугивая рыбу. Павлу больше других сопутствовала удача в игре. Если спрячется, не скоро отыщут, если камень бросит – точно попадет в цель. В мелких пакостях нарабатывался ценный опыт. Ну, а если на одном берегу придется оказаться, тот час случится драка. Часто драку начинали мальцы, потом вступали парни повзрослей, мол, зачем наших мальцов обижаете, а после выходили  казаки и насмерть дрались с мужиками. Атаманские старшины неизменно были на стороне казаков, а у мужиков защиты законной и не было.
  Павел сызмальства щеголял в шароварах с лампасами и кепке с красным околышем на военный манер. Из ветвей прибрежной  ивы мастерили шашки и гоняли днями друг за другом, устраивая баталии переходящие в купание или ловлю рыбы. Словом, обычная детская возня, не без тренировки к будущей большой жизни.
  Детство переходило в отрочество, отрочество в юность, юность во взрослую жизнь. И так было с дедов – прадедов и не было этому, казалось, конца.


Рецензии